Жильцам летать охота!
Пока я не увидела дом №22 по улице Красина, не верила, что небольшой дом на две семьи почти в самом центре Смоленска может быть отрезан от всех пешеходных путей!Жители объяснили мне, как до них добраться, предупредив, что надо проходить через территорию детского сада №14 «Алиса». А детские сады, как известно, находятся под пристальным наблюдением воспитателей, нянечек и прочего персонала. И это правильно: о безопасности детей заботятся. И мне сразу задали вопрос, куда я иду. Узнав, что в дом №22 по улице Красина, пропустили, видно, знают, в какую ситуацию попали люди. Но калитки детского сада закрываются часов в семь вечера, по выходным садик вообще не работает. И тогда как из собственного дома выйти в город?
Галине Михайловне Овсянкиной 70 лет, перелезть через детсадовский забор она не пробовала, это по силам разве что молодым экстремалам. Да и разве порядочный человек любого возраста полезет через чужой забор? Это неприлично и незаконно. Вот и стремятся обитатели дома до семи вечера обязательно вернуться к себе. А по выходным? Был раньше у двух семей этого дома другой путь – выходить не на улицу Пржевальского через детский сад, а спускаться по лестнице на улицу Дзержинского. Но путь этот сейчас стал непроходимым, просто-напросто опасным.
Дом находится на горке, а за ним – крутизна. 17 сентября прошлого года прорвало водопроводную трубу, которая вела к колонке. Вода била таким фонтаном, что смывала всё на своём пути. Жильцы сразу позвонили в Горводоканал. Специалисты приехали, когда на улице уже были сумерки. Залезли в колодец, который находится на территории детского сада, сказали, что задвижки не нашли, и уехали. Фонтан бил в течение пяти дней, и никто не пытался его заткнуть, хотя жильцы разбили телефоны аварийки Горводоканала. 22 сентября в 8.30 утра от дома №22 сошла огромная лавина грунта, да такая, что смела на своём пути всё – забор и железобетонную лестницу. По дому пошла трещина, и сложилась опасная ситуация – дом тоже мог пойти вниз, полностью разрушиться.
Жильцы вызвали МЧС. Те приехали через десять минут, подняли, как говорится, на ноги администрацию Ленинского района и Горводоканала, а жильцам сказали: выносите ценные вещи и отходите подальше от дома, есть реальная опасность, что дом сползёт с крутизны вниз. Жильцы взяли самое ценное – документы – и стали ждать, что будет. Работники Горводоканала, которые не могли перекрыть воду в течение пяти дней, сделали это за десять минут. Фонтан иссяк, дом устоял, но то, что натворила вода, поправить было нелегко. Работники МЧС в акте прямо написали, что виновником случившегося является Горводоканал, который вовремя не ликвидировал аварийную ситуацию.
Дальше надо было как-то укреплять территорию. Дом мог начать оседать с горы вниз. Представители администрации Ленинского района предложили вбить железобетонные блоки в месте, где случился оползень, а потом засыпать всё глиной. Но Горводоканал сделал по-своему, дешевле: вбили деревянные колья и засыпали песком. Всем известно, как хорошо смывается песок во время дождей со склонов. В своё время жильцы установили железобетонные плитки, сделали лестницу с перилами, чтобы от дома можно было спуститься на улицу Дзержинского. Всё это смыло. Члены двух семей надеялись, что вот-вот Горводоканал сделает новые ступеньки с перилами, но ожидания оказались тщетными. Зимой ситуация стала ещё хуже: снег, лёд – никак не спуститься вниз на Дзержинку. Из всей лестницы уцелело только пять ступенек, а дальше – ступай как в пропасть. Галина Михайловна два раза упала, пытаясь спуститься вниз, и всю зиму боялась выходить из дома.
Две семьи, поставленные в такие экстремальные условия проживания, вели переписку с администрацией Ленинского района, Горводоканалом. Из администрации отвечали, что всё привести в порядок должен Горводоканал, а Горводоканал отвечал: спрашивайте с администрации района. И так уже десятый месяц. Переписка идёт, а дело с мёртвой точки не сдвигается.
– Даже не знаю, плакать нам или смеяться, – говорит 70-летняя Галина Михайловна. – Как эти чиновники большие вопросы решают, если такой уже скоро год никак не решат?! Неужели Президенту надо писать, чтобы он дал указание лестницу восстановить? За что нас наказали, практически изолировали от города? Мы живём, как заключённые, но тех охраняют в зоне, а мы без охраны оказались в неволе.