Речной променад по сомнительному фарватеру
Виды Смоленска с водной глади Днепра – самые живописные… Готов поспорить, что люди, разделяющие это заблуждение, никогда не смотрели на город-ключ с палубы речного судна. Представителям областных СМИ недавно выпала возможность самостоятельно убедиться, насколько живучи старые мифы…Судоходство по Днепру было закрыто более 30 лет назад и возобновилось в прошлом году. Компания «Днепровский фарватер» уже проводит регулярные рейсы по водной артерии Смоленска. Прокатиться в «речном трамвайчике», палуба которого вмещает 40 человек, может каждый, нужно только заплатить за полуторачасовую прогулку 150 рублей. В будние дни рейсы начинаются с 16, а в выходные – с 12 часов. Расписание размещено на пирсе, сбоку от автомобильного моста, но увидеть его можно далеко не всегда: табличку с временем отплытия регулярно срывают какие-то люди. Однажды они даже предприняли попытку украсть пирс. Она не увенчалась успехом, и плавучий причал нашли на отмели недалеко от места швартовки судна.
Несколько десятков журналистов, для которых была организована показательная поездка по Днепру, испытали на себе все прелести прогулки по древней водной артерии. Отдав швартовый от моста, ведущего на Колхозную площадь, речной прогулочный катер провёз пассажиров сначала вверх по течению до спасательной станции, а затем вниз до Верхней Дубровенки. Стоя у кормы, мы видели дно даже сквозь мутную речную воду, но опасения, что катер сядет на мель, оказались излишними, так как судно даёт осадку всего 40 см. Капитан-механик рассказал, что пассажирские перевозки по Днепру совершенно безопасны, хотя проблема замусоренности речного дна налицо. Ход судна останавливает не мелководье, а всплывающие покрышки, которые наматываются на винт. Незапланированные остановки чаще всего приходится делать под мостами в районе Рачевки и улицы Дзержинского.
После прогулки осталось горькое чувство разочарования. Стало ясно, что ни крепостная стена, ни Успенский собор не предстают в своём величавом великолепии, если на них смотреть снизу, двигаясь по водной глади. Возможно, однако, что речной променад доставил бы куда больше удовольствия, если бы берега Днепра не были в таком запущенном состоянии. Бесформенные деревья, ракитник и валежник, остовы каких-то строений, косые отмели, достигающие чуть ли не середины реки, – такова печальная картина заброшенности и неухоженности, в которой оказался Днепр в черте Смоленска.
Внушает сдержанный оптимизм только тот факт, что создание благоустроенной набережной и очистка русла Днепра входят в программу подготовки к 1150-летию Смоленска, и, стало быть, к 2013 году прогулка по реке станет куда интереснее и увлекательнее, по крайней мере, не нужно будет стыдиться за загаженный и заросший невесть чем Днепр. А пока работы - два непочатых берега!