Без надежд на гражданство
Сергей Викторович Уфимцев по национальности русский, его родители, да и все родственники тоже русские. Но живёт он в Смоленске на нелегальном положении, россий¬ского гражданства у него нет, нет даже разрешения на временное проживание или вида на жительство.Судьба бьёт его жестоко, а в последнее время сложилась безвыходная ситуация. Казалось бы, такого быть не должно. Пока человек жив, есть надежда. Но Сергей Викторович уже не верит, что ему, русскому, можно будет пользоваться всеми правами гражданина РФ.
Его мама Мария Ивановна - смолянка. Закончив училище, получив профессию продавца, по направлению уехала работать в Душанбе. Это было время, когда все мы являлись гражданами СССР. Там она вышла замуж на русского парня. В 1963 году у них родился сын Сергей. Отец умер, когда мальчишке было семь лет. Сергею удалось закончить ПТУ, приобрести профессию электрослесаря. Работать бы да жить, строить семью. Но сложилось иначе. Сергей Викторович оказался на скамье подсудимых, получил срок, отсидел и решил податься на родину матери, в Смоленск.
Здесь жили его дядя с тётей, они встретили племянника доброжелательно, помогали в оформлении паспорта и даже прописали в своей квартире. 27 октября 1995 года он получил паспорт советского образца. Прописка была, крыша над головой тоже (жил у дяди с тётей), работал и настроен был на нормальную человеческую жизнь. 14 октября 1996 года официально женился. Через два года родился сын Владимир, которому сейчас 12 лет, а потом дочь Дашенька – ей девять.
До обмена паспортов проблем у Сергея Викторовича не возникало. А когда захотел поменять паспорт, то оказалось, что он не имеет на это права. Автоматически старые паспорта менялись на новые только тем, кто проживал на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года. А Уфимцев - только с 27 октября 1995 года, до этого жил в Таджикистане. Сегодня он не имеет никакого гражданства – ни таджикского, ни российского. Наверное, уехав в Таджикистан, он, русский, смог бы быстрее стать гражданином Таджикистана. Но туда он уезжать не собирается, там у него никого нет: мать умерла, а какая была родня - вся в Смоленске.
Дядя с тётей, которые прописали племянника в своей однокомнатной квартире, где он и жил все эти годы, умерли. Сами они проживали в другой квартире, а их однокомнатная пустовала до приезда в Смоленск Сергея. Теперь наследникам потребовались деньги, и квартира вот-вот будет продана. Но и это не беда, в наше время тысячи людей снимают жильё. Главное, была бы работа. Сергей Викторович, имея паспорт старого образца (это всё равно, что не иметь никаких документов, удостоверяющих личность), устроиться на работу официально последние восемь лет не мог. Он работал на рынке грузчиком. Семья хоть и небогато, но жила, он зарабатывал на еду детям, жена тоже работала, приглядывала за детьми.
В какой-то момент жизнь семьи круто изменилась. Жена до замужества проживала с матерью и отчимом, там и была прописана. Сын при рождении - по месту жительства матери, а дочь, несмотря на то, что ей уже девять лет, нигде до сих пор не прописана. Почему? Ответа на этот вопрос нет. В последнее время мама детей стала выпивать, а год назад, взяв кредит в 60 тысяч рублей, вообще исчезла. Сергей Викторович тянет детей один. А он тяжело болен. С 2007 года состоит на учёте в Смоленском областном противотуберкулёзном клиническом диспансере. Семь месяцев находился на стационарном лечении. У него диагноз серьёзный, а живёт он с двумя несовершеннолетними детьми, больше о них некому заботиться. Если бы Уфимцев являлся гражданином России, то уже имел бы инвалидность и пенсию, всё-таки меньше приходилось бы работать, чтобы прокормить детей. На детей он тоже ничего не получает опять-таки из-за того, что нет ни разрешения на временное проживание, ни вида на жительство, не говоря уже о гражданстве.
Уполномоченный по правам человека в Смоленской области Александр Капустин пытался помочь Уфимцеву. Он сделал за¬прос в Федеральную миграционную службу России. Ответ пришёл от начальника Управления организации визовой и регистрационной работы ФМС России А. Аксёнова в конце прошлого года: «Ваше обращение по вопросу оформления разрешения на временное проживание Уфимцеву С.В. рассмотрено.
В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание и вид на жительство иностранному гражданину (лицу без гражданства) не выдаются, а ранее выданные аннулируются в случае, если данный иностранный гражданин (лицо без гражданства) страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Полагаем возможным рекомендовать Уфимцеву С.В. для решения вопроса оформления ему разрешения на временное проживание или вида на жительство обратиться в судебные органы».
Вылечиться окончательно Уфимцеву не удастся никогда, только подлечиться, а значит, надежды на легальную жизнь нет? Можно обратиться в суд, как советуют в официальном ответе. Но нужен адвокат, который смог бы доказать, что постановление Правительства нарушает права человека. Однако это не по карману семье, где один больной отец пытается заработать на пропитание себе и двум своим несовершеннолетним детям. Он же не виноват, что в своё время его мать, смолянку, послали по распределению работать в Таджикистан, и Советский Союз распался не по его вине! Он русский, хочет жить в России, в конце концов, у него двое детей, и он не отказался от них, когда жена скрылась в неизвестном направлении. Больной, он идёт и работает грузчиком...
Вот тот случай, когда безвыходность налицо.
Конечно, России нужны умные, здоровые люди. Но даже им трудно получить гражданство. Все мы хорошо помним, как один из Героев России обратился к Владимиру Путину во время прямого эфира, когда он общался с народом, и попросил помочь с получением гражданства. Герой России! Путин помог…
Уфимцев – обыкновенный человек, русский, с непростой судьбой, больной. Но он хочет поднять своих детей-то и делает для этого всё возможное. Разве будет лучше детям в интернате? Сын Владимир, который уже всё понимает в свои 12 лет, ходит по двору грустный, глаза его полны недетского несчастья. В августе он поедет в оздоровительный лагерь, а его сестру Дашу сейчас оформляют в реабилитационный центр «Феникс», где находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Сергей Викторович, состояние здоровья которого ухудшилось, пошёл на это от безысходности, отсутствия средств. Намерен подлечиться, для этого, возможно, придётся пройти стационарное лечение.
- Лучше бы, конечно, амбулаторное, - говорит он, - тогда бы я мог подрабатывать грузчиком.
Если хотя бы один день папа не будет работать, то в доме не будет денег и еды. Ведь у Уфимцева нет никаких прав, только обязанности по воспитанию детей. Конституция России писана не для Сергея Уфимцева, он не гражданин России, но его дети Владимир и Дарья Уфимцевы – граждане России, у них есть права на нормальную жизнь. Не в интернате, а с родным отцом!