Росприроднадзор не рекомендует...
Сегодня в контексте модернизаций, инноваций и инвестиций в человеческий капитал вспомнили и об экологии. А может, это первое свидетельство формирующегося гражданского общества? Или нам всё это только кажется?В гостях редакции «СГ» начальник Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Смоленской области Владимир СЕВЕРИНОВ, начальник отдела геологического контроля и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами Тамара ОСИПОВА и начальник отдела правового, кадрового, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения Галина МЕЩЕРЯКОВА.
Есть вопиющие случаи…
- Чем занимается Росприроднадзор?
- На протяжении достаточно долгого периода экологические и природоохранные ведомства нашей страны реформировались, - говорит Владимир Северинов. – Неудивительно, что граждане нынче путают сферы ответственности тех или иных структур и обращаются в Росприроднадзор, тогда как им необходим Роспотребнадзор, либо Ростехнадзор, либо региональный Департамент по природным ресурсам и т.д. Тем не менее наша служба наделена достаточно существенными полномочиями в деле защиты окружающей среды по различным направлениям. Мы надеемся, что в дальнейшем нам передадут дополнительные функции, которые позволят ведомству эффективно осуществлять свою надзорную деятельность, в частности проведение экологической экспертизы, без которой станет невозможен ни один проект в сфере реального производства.
- Ваша организация – надзорно-контролирующая. Насколько часты конфликты с хозяйствующими субъектами?
- Какой-то особой установки на конфликт у нас нет. В ряде случаев приходится идти на обострение ситуации, - рассказывает Тамара Осипова. - К примеру, недавний случай незаконного пользования недр в Переволочье (Руднянский район). Некто (хотя, в общем-то, извест¬но кто, но формально этим вопросом сейчас занимается милиция) незаконно организовал разработку песчано-гравийного карьера. Мало того, что добыча шла без разрешения, «в чёрную», так ещё и привела к аварийной ситуации – обрушению стенки карьера. Хорошо, что люди не пострадали… Мы должны выписать ощутимый штраф (от 800 тыс. до 1 млн. руб.) и предписание на устранение последствий, однако вполне понимаем, что это поставит предприятие на грань банкротства. А ведь другого выхода нет! Тем более надо ещё выяснить, кто извлекал выгоду от незаконной разработки карьера – вся ли фирма или только её руководство?
- Или вопиющий случай с полигоном ТБО в Верхнеднепровском (Дорогобужский район), - продолжает Владимир Северинов. - Мусор складировали не на самом полигоне, а на подъезде к нему. В результате по обе стороны дороги на сотни метров буквально выросла стена из мусора! После того как мы показали эту историю по телевидению, после того как Губернатор провёл совещание по экологическим вопросам, после наших неоднократных требований местные власти пригнали экскаватор, грузовики и начали потихоньку разбирать мусорные завалы. Но как они могли допустить подобную ситуацию, совершенно непонятно!
Ещё один острый сигнал поступил из Богородицкого (пригород Смоленска). Здесь разместили передвижной асфальтобетонный завод чуть ли не в черте посёлка. А ведь он постоянно кочегарит и шумит - жители обоснованно жалуются. Сегодня вопросом занимается прокуратура… Или ситуация в Угре – местный сырзавод произвёл сброс отходов в одноимённую реку. Угра до сих пор считалась чистейшей рекой Смоленщины!..
- В случаях конфликтных ситуаций мы производим юридическое сопровождение наших претензий в судах общей юрисдикции, арбитражном суде, - говорит Галина Мещерякова. – Природопользователи сегодня юридически грамотны и часто оспаривают наши постановления, предписания. Но даже суд порой не может поставить окончательную точку в деле. Приходится взаимодействовать с правоохранительными органами, например службой судебных приставов. Хорошо, что такие случаи единичны.
Если половина задумается
Вопросы Владимиру Северинову:
- Исполняется 100 дней, как смоленский Росприроднадзор сменил начальника. Какие направления, по мнению нового руководителя, станут первоочередными в деятельности ведомства?
- Есть хорошая русская пословица: «Принимают по одёжке, провожают по уму». Вот «одёжкой» у нас выступает то, что бросается в глаза при въезде в населённые пункты, что мы видим вдоль обочин дорог. Груды мусора! И мы с этим уже свыклись. Считаю, необходимо вспомнить о воспитательной работе среди населения. Уверен, что в сотрудничестве с местной властью и СМИ можно достигнуть ощутимых результатов. Во всяком случае, если половина из тех, кто сегодня походя бросает куда попало бумажки, задумается о своём поведении, будет отличный эффект. А для другой половины – крупные штрафы. Очень крупные! Когда знаешь, что цена брошенной в кювет пустой бутылки – 5-10 тысяч рублей, поневоле поразмыслишь, стоит ли это делать.
- Есть ли на территории Смоленской области предприятия, которые занимаются приёмом и переработкой отходов?
- Такие предприятия есть. Например, в Ярцеве – «Полимер-кровля». Работает с картоном, ветошью. В Вязьме перерабатывают автопокрышки, ну а металл принимают повсеместно. В Московской области из вторичного пластика научились делать дорожное покрытие – плитку. В соседней Белоруссии есть современные рентабельные предприятия по переработке ПЭТ-бутылок и другого сырья.
- Если это настолько выгодно, почему тогда «не работает»? Ведь нет же повсеместно пунктов приёма ПЭТ-бутылок, старых автопокрышек. А вот пункты приёма цветного металла есть. Что здесь не так?
- Наверное, необходимо корректировать законодательную базу, ведь не случайно самые яркие примеры переработки отходов мы приводим со ссылкой на белорусский опыт или же опыт стран дальнего зарубежья. С одной стороны, хозяйствующие субъекты надо стимулировать сдавать отходы на переработку, с другой стороны – ужесточать для них наказание за свалки ТБО в неположенном месте. Полагаю, такую корректировку можно проводить на региональном уровне. Взаимопонимание с депутатским корпусом области уже есть.
Вопрос ребром – вопрос с Днепром
- Каково, на ваш взгляд, состояние главной водной артерии региона – реки Днепр?
Владимир Северинов:
- Сегодня разрабатывается целевая федеральная программа по экологии. Мы подготовили предложение, которое передали Губернатору области Сергею Антуфьеву, письмо направлено российскому министру природных ресурсов с инициативой включить в данную программу вопрос по оздоровлению ситуации с Днепром. Учитывая, что эта река является трансграничной, более того, связывает братские славянские народы России, Беларуси и Украины, шанс у региона вписаться в федеральную программу есть.
Центральным вопросом оздоровления ситуации на Днепре является строительство новых очистных сооружений и модернизация уже имеющихся. Для решения проблемы необходимо 16 миллиардов рублей (кстати, сумма сопоставима с объёмом финансирования 1150-летия Смоленска. – Прим. ред.). Неудовлетворительно состояние прибрежных территорий в границах многих населённых пунктов, в том числе Смоленска.
Мы не можем пока проинформировать о степени угрозы населению, которую несёт описанное выше положение дел. Но задумайтесь: в смоленском тубдиспансере нет очистных сооружений. Куда, по-вашему, стекают отходы данного учреждения? Как они фильтруются до попадания в Днепр? Пока мы только готовим такие исследования, которые дадут чёткие ответы на поставленные вопросы.
Тамара Осипова:
- Немалое количество загрязнений «поставляет» жилищно-коммунальное хозяйство. Так, например, ливневая канализация областного центра не оборудована системой очистки. Сегодня стоит задача заключить все сбросы города в коллекторы, на выходе из которых установить так называемые песколовки. В противном случае очисткой русла Днепра можно заниматься вечно. Даже тот кораблик, что сегодня ходит по Днепру, на мель сядет. И смысл возводить красивую набережную над убогой рекой тоже невелик…
В завершении разговора в редакции «СГ» руководители смоленского Росприроднадзора выразили надежду на совершенствование регионального экологического законодательства и высказались за необходимость скорейшего принятия местных программ экологического развития. Позитивные примеры введения таких документов есть – Красноярский край. Мы вполне можем взять за основу наработки сибиряков, адаптировав их к смоленской специфике. Также Владимир Северинов возлагает большие надежды на общественный совет, который в настоящее время формируется при Росприроднадзоре. Ведомству необходимо учитывать мнение учёного сообщества и широкой общественности.