Уроки английского
Ежегодно ситуация в школах области перед началом учебного года типичная: родители одолевают директоров, пытаясь доказать право своих детей на изучение того или иного иностранного языка. Чаще всего выбирают английский, этот язык сейчас в моде. Но есть такие, которые за модой не гонятся. Они сами в школе изучали, например, немецкий и хотят, чтобы и ребёнок его изучал. Тогда есть возможность помочь ему хотя бы на первых порах. Но случаются парадоксы. Например, родители хотят, чтобы ребёнок изучал французский или немецкий, а он попадает в английскую группу и наоборот… Можно ли в принципе разрешить эту проблему раз и навсегда?В редакцию обратились Людмила Каминская и Ольга Синдяева. Их дети закончили первый класс средней школы №32 с углублённым изучением иностранных языков имени С.А. Лавочкина города Смоленска. В мае, незадолго до начала летних каникул, на общем собрании родителей первоклашек директор школы Владимир Поляков объявил, что английский как основной язык будет преподаваться со второго класса только в 1 «Б», в остальных трёх классах этой параллели – немецкий или французский. Их детям английский не достался, а они с пяти лет уже занимались в английских школах. Естественно, мамам хотелось, чтобы обучение английскому продолжилось и в школе.
Прошло уже три месяца с того собрания, а ситуация продолжает оставаться напряжённой. Родители написали письмо на имя директора школы с просьбой о преподавании в 1 «Г» классе английского.
Под этим письмом подписались девять человек, правда, одна мама позднее сняла свою подпись.
Вот что ответил на письмо директор школы Владимир Поляков: «На ваше заявление от 14.05.2010 сообщаю, что школа в соответствии с Уставом ставит своей задачей подготовку учащихся к овладению двумя иностранными языками. В связи с тем, что немецкий и французский языки являются базовыми европейскими, на основе которых исторически создавался английский язык, первым иностранным языком, как правило, в течение десяти лет ставится в школе один из этих двух языков.
Учитывая, что у ребёнка часто проявляется ярко выраженная склонность к романским или германским языкам, в течение 20 лет на базе трёх школ мной отработана система фонологического прослушивания, которая дала нескольким поколениям учащихся возможность поверить в свои языковые возможности, занимаясь первым «своим» языком.
Будучи производным от базовых языков, английский язык усваивается учащимися в качестве второго на достаточно высоком уровне, как показывает многолетний опыт…
Исходя из страсти некоторых родителей к изучению их детьми английского языка… детям предоставляется возможность перейти в 1 «Б» класс для изучения первым английского языка…
В отношении 1 «Г» класса открытие группы английского языка невозможно в связи с определением данного класса для изучения первого иностранного языка французского или немецкого в соответствии с Уставом школы…
В соответствии со ст. 32 п. 6 закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ и планов – прерогатива школы, и какое-либо навязывание их незаконно.
В соответствии со ст. 2.9 Устава школы, с которым вы ознакомлены, администрация школы определяет первый иностранный язык, выполняя заказ родителей и детей на второй…».
- Директор школы предложил перевести ребёнка в 1 «Б» или изучать английский как второй язык. Но меня это не устаивает, - говорит Ольга Синдяева. – Сын привык к учительнице, нас устраивает программа. Почему мы не имеем права на изучение именно английского как основного? У директора своё мнение – ему нравятся французский, немецкий, а мне – английский. Я хочу, чтобы мой сын после школы учился на английском отделении иняза. Но, если в качестве первого языка у него не будет английского, то он не сможет хорошо сдать ЕГЭ и поступить. У нас с мужем такие планы, и мы делаем всё возможное, чтобы дать образование сыну. Имеем на это право? Я думаю, да, но куда я ни обращалась, получала ответ «нет».
От начальника Управления образования и молодёжной политики администрации города Смоленска Григория Моисеенкова пришёл ответ: «В соответствии со ст. 32 закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и pасстановке кадров.
Согласно пункту 2.9 Устава МОУ СОШ №32 с углублённым изучением иностранных языков, администрация образовательного учреждения определяет для oбучающихся первые иностранные языки во всех вторых и пятых классах. Вторые и третьи иностранные языки предлагаются для изучения с учётом мнения родителей и учащихся. При приёме в первый класс вы были ознакомлены с Уставом школы и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения…
С целью урегулирования конфликтной ситуации директору МОУ СОШ №32 с углубленным изучением иностранных языков В.Е. Полякову рекомендовано изыскать возможность и предоставить право обучающимся со второго класса изучать английский язык первым».
Рекомендации не подействовали. Тогда Синдяева обратилась в прокуратуру Заднепровского района. Она считала, что права её ребёнка нарушаются. Но ответ из прокуратуры не обнадёжил. В частности, в нём говорилось: «Действия директора МОУ СОШ №32 по организации образовательного процесса, в том числе по определению вида иностранного языка, изучаемого в конкретном классе, не противоречат его полномочиям, установленным действующими нормативными актами, в связи с чем оснований для применения мер прокурорского реагирования не имеется.
Данное решение вы можете обжаловать вышестоящему прокурору или в суде».
В прокуратуру Смоленской области родители обратились недавно, и ответа пока нет. Казалось бы, проблема яйца выеденного не стоит. Тем более что директор школы в разговоре с нашим корреспондентом сказал: преподавателей английского в школе достаточно, проблема не в этом. Тогда в чём? Этот вопрос я задала Уполномоченному по правам ребёнка в Смоленской области Наталье Михайловой. Вот что она ответила:
- В нежелании исполнять закон. Ст. 52 закона «Об образовании» определяет, что родители, законные представители несовершеннолетних детей, до получения ими общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребёнка, принимать участие в управлении образовательными учреждениями. В ст. 33 этого же закона говорится, что управление муниципальным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения. В данном случае Устав этой школы и законодательство вступают в противоречие. Ещё есть типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ. В п. 41 чётко сказано, что образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, а в п. 44 говорится о том, что участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники, родители, законные представители обучающихся. И ссылки на п. 2.9 Устава школы, где записано, что администрация определяет первый иностранный язык, не соответствуют законодательству. Родители - такие же участники образовательного процесса, и они правильно делают, что борются за права своих детей.