Мария Утенкова: Реформа вооруженных сил не искоренила "дедовщину"
Реформа Вооружённых сил РФ сегодня привлекает внимание общества. Преобразования касаются практически каждой семьи.Интервью с председателем Смоленского областного Совета женщин, председателем Областного комитета солдатских матерей Марией УТЕНКОВОЙ посвящено этой актуальной теме.
- Мария Васильевна, вы уже много лет возглавляете Смоленский областной Совет женщин и областной комитет солдатских матерей. Пережили не одну военную кампанию…
- Мы всё ещё не можем забыть времена, когда на Северном Кавказе шла война. Мы помним об этом, потому что quot;у смерти нет срока давностиquot;, потому что в тех краях, в первую чеченскую кампанию, погибли 38 смоленских парней, а один из них, отец двоих детей, пропал без вести... Во вторую чеченскую кампанию трагический счёт для смолян был тоже открыт - 46 погибших. Даже в августе 2008 года, когда Грузия напала на Южную Осетию, смоляне понесли потери. Сбитый над грузинской территорией российский военный самолёт вели два смолянина - пилот и штурман. Тело погибшего штурмана нашли, захоронили, а пилота до сих пор ищем.
- Что вы думаете о военной реформе?
- По большому счёту, мы не можем дать объективной оценки сегодняшней военной реформе. Это сложный процесс, о котором должны судить специалисты. Но то, что из армии quot;удалены на приличное расстояниеquot; более 200 тысяч офицеров и 146 тысяч прапорщиков и мичманов - это нас беспокоит. Где они будут жить, работать? Я уже более десяти лет являюсь членом коллегии Смоленского областного центра занятости и вижу, как сложно найти работу даже тем, кто закончил военную службу по призыву или окончил высшее учебное заведение, то есть молодым людям.
- С 2008 года военная служба по призыву в армии составляет один год. Одной из мотиваций изменения срока службы было то, что в воинских коллективах, якобы, станет меньше quot;дедовщиныquot;. Неуставные взаимоотношения в армии стали редкостью?
- Да, срок службы сократили вдвое, но, судя по нашей статистике, неуставных взаимоотношений меньше не стало. Приведу только два примера. Наш земляк Сергей В. был призван из г. Десногорска 27 мая 2009 года, служить попал в печально известную часть, дислоцирующуюся в Каменке Ленинградской области. А уже 28 июня Сергей ушёл из части, не выдержав побоев, нанесённых солдатом-дагестанцем, осуждённым впоследствии Выборгским военным судом на полгода отбывания наказания в дисциплинарном батальоне. Обиженный, наш земляк пришёл искать защиты в родные края. Обратился в военную прокуратуру, был помещён на лечение в военный госпиталь. А когда его вылечили, то отправили служить - снова в ту же часть. Как такое могло быть? Однако, Сергей поехал, служил, ведь у него есть хороший пример – отец, ветеран войны в Афганистане. Другой наш земляк, Виктор К., служил в Московской области. В результате quot;дедовщиныquot; получил травму лица, перенёс и другие побои. Чтобы скрыть факты проявления quot;дедовщиныquot;, командование не выдало ему справку о страховом случае. Только после вмешательства комитета солдатских матерей документ был выдан. Но Военно-страховую кампанию нынешний министр обороны сократил, её функции переданы в Госстрах, а там свои требования. Словом, страховку солдат так и не получил. Но хорошо хотя бы то, что он был переведён в другую часть. Подобных случаев можно привести много.
- А что это за истории с исчезновением солдат, призванных из Смоленской области?
- Истории довольно странные. Понятное дело, когда без вести пропадают люди во время войны. Но почему наши сыновья пропадают в мирное время? Это к вопросу об ответственности военных чинов за своих подчинённых.
Полгода мы искали в Северо-Кавказском военном округе военнослужащего-смолянина Игоря С., дошли даже до министра обороны. Игорь в конце концов нашёлся. Сообщил, что находился в горах, связи не было. Но можно ли представить, чтобы в мирное время воинская часть полгода не имела связи с quot;внешним миромquot;? Невольно возникает вопрос: где всё это время находился наш земляк? Сейчас уже год ищем Анатолия Н., опять же Северо-Кавказский военный округ. Как и Игорь, Анатолий потерялся при расформировании части, которая дислоцировалась в Кабардино-Балкарской Республике. С частью, в которую его должны были перевести, ведём бесплодную переписку с июня 2009 года! Однако нам стало известно, что как раз в июне 2009 года, то есть когда связь с Анатолием прервалась, состоялось заседание военного суда, на котором он проходил как лицо, признанное потерпевшим в результате неуставных взаимоотношений. Один из сержантов, который применял к Анатолию неуставные взаимоотношения, был осуждён. Так, может, нашему земляку отомстили за судебное разбирательство?
Почему никто не несёт ответственности за наших сыновей? С таким отношением к защитникам Отечества - авторитет армии никогда не будет высоким - ни в quot;старомquot;, ни в quot;новомquot; облике.
- В последнее время трудности с призывом молодых людей в армию стали очевидными. Нет ли у вас опасения, что могут быть снижены критерии оценки здоровья призывников, чтобы призывать в армейский строй всех подряд?
- Состояние здоровья призывников - это отдельная, quot;больнаяquot; тема. К глубокому сожалению, здоровье многих юношей такое, что они не в состоянии нести в полной мере физическую и психологическую нагрузку, которая есть в армии. Можно сказать, что здоровых детей в нашей стране практически нет. Да и откуда им взяться? Откуда же ему быть здоровым, если на душу населения в России выпивается в год 15-16 литров алкоголя? Комплектование частей проходило бы успешней, если бы в нашей армии проходили службу не только представители рабочего и крестьянского сословий, но и интеллигенции и, может быть, самое главное, дети чиновников - больших и маленьких. Но где вы видели солдата – сына, к примеру, олигарха?
- Мария Васильевна, как вы относитесь к тому, чтобы у военнослужащих по призыву было два выходных дня в неделю, со свободным выходом за пределы воинской части, о чём заявило недавно руководство Министерства обороны РФ?
- В том, чтобы военнослужащим по призыву предоставлять два выходных дня в неделю, может быть определённый смысл. Но лишь в том случае, если эти выходные будут хорошо организованы. То есть, если солдаты будут посещать музеи, театры, кино, знакомиться с памятниками архитектуры - повышать свой культурный уровень. А если всё будет пущено на самотёк, то последствия могут быть печальными. Мы же знаем, как молодёжь проводит свободное время. Тем более, если солдат будет служить недалеко от дома. Да, есть примеры других стран, той же Швеции или Болгарии, где военнослужащие имеют свободный выход за пределы части, но там другой уклад жизни, другая культура у людей, хотя бы на бытовом уровне. Как говорится, поживём - увидим...