Последний звонок - пьяный праздник детворы?
Кто и зачем спаивает молодёжь? Вопрос риторический. Во-первых, все видят, что алкогольные напитки продаются подросткам практически повсеместно, несмотря на лицемерные объявления про запреты по алкоголю и табаку. Во-вторых, спаивают потому, что выгодно и продавцу, и хозяину торговой точки, и владельцу оптового склада, и производителю. (Видите, сколько людей кормится с подросткового пьянства?) Потому что из-за стойки не видно будущего алкоголика и разрушенную жизнь его семьи. А если видно, можно прикрыть глаза, что наше общество трусливо-равнодушно и делает вот уже два десятка лет. Выпивающие подростки – это почти норма жизни. Все смоляне, живущие в центре, знают это. А живущие на окраинах – тем более.25 мая, день последних звонков в школах Пять часов вечера. Наш корреспондент в магазине "Второй дом" (Смоленск, улица Октябрьской революции) видит множество выпускников, в том числе девятиклассников, щедро затоваривающихся пивом и вином. С утра у них был последний звонок, и теперь они продолжают "праздничное мероприятие", устроенное, как они полагают, как раз для пьянки. Самое поразительное, что на кассе их вовсю обслуживает беременная кассирша!..
Семь часов вечера. Дождь только что кончился, но у знаменитого оленя на Блонье уже толпится компания человек в восемь. В ногах у них две большие – по 2,5 литра – бутыли пива. Отпито уже изрядно. В руках двое из них держат ещё стеклянные бутылки с пивом...
Молодёжь потихоньку занимает аллею, идущую по Блонье вдоль площади Ленина. Это компании из 3-5 человек, буквально у каждого в руках – бутылка пива или банка "Ягуара". А между тем распитие спиртных напитков в общественных местах запрещено отдельным законом. Странно, что он не действует в самом сердце Смоленщины. Другие аллеи тоже не пустуют.
Не секрет, что традиционным местом гуляния выпускников и всей молодёжи является Лопатинский сад. Вот павильон "Блины" возле бывшего Зелёного театра. На павильоне чётко написано, что приносить и распивать строго запрещается, зато в продаже масса своего пива – от баночного до разливного. Рядом – шатёр, чтобы пьющим пиво было где укрыться от непогоды. Таких точек в главном городском парке масса – неподалёку, например, "Сытный двор", у вазы Микешина. Пиво официально входит в ассортимент предлагаемых товаров, и молодым людям ничто не мешает выпить его ровно столько, сколько захотят, и продолжить гуляние. От души, простите, помочившись у крепостной стены.
Когда продавцов ловят на фактах незаконной продажи алкоголя, они любят ссылаться на то, что по внешнему облику подростка не всегда можно определить возраст, а паспорт-де у всех не наспрашиваешься: "у меня очередь стоит" и так далее. Однако раз в году бывает такой день, что никаких документов можно и не спрашивать: почти на всех школьниках лента с надписью "Выпускник". Поскольку школу у нас подростки заканчивают в 17 лет или 15, любому здравомыслящему человеку по этой ленте ясно, что перед ним – несовершеннолетний.
Точно так же любому здравомыслящему подростку видно, что взрослые дяди и тёти не прочь напоить его пивом на все деньги, какие у него есть. Прямо у колеса обозрения у нас разбит огромный шалман, на котором фирменная надпись: "Сибирская корона". Тем самым, насколько я понимаю, нарушается федеральный закон "О рекламе", статья 21, пункт 5 которой гласит: "Реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их". Однако мало рекламы: для самых непонятливых у входа в шалман присобачены рукописные надписи "Шашлык" и "Пиво". Как тут не угоститься? Времени – полвосьмого. Я заглянул внутрь – там уже гудит человек десять, больше половины – девушки в праздничных нарядах, все – с лентами "Выпускник-2010". Думаете, у нас в городе вчера подобным образом работало только одно учреждение общепита?