Кто поможет учителю?
1 января в роддоме Ярцева на свет появилась девочка с необычным именем Емилия. Символичен факт, что в Год учителя первый ребёнок родился у педагога. Однако за столь радостным событием нельзя не увидеть и большую проблему, не решаемую годами.Люба Смирнова уже не первый раз становится героиней журналистских материалов. Скромная, но очень трудолюбивая девочка из Ярцевской школы-интерната вошла в состав православной семьи, организованной интернатом при Николо-Георгиев¬ском храме в Смогирях. Прошло немного времени, и Люба – одна из успешных студенток Гагаринского педколледжа. Будущее начало вырисовываться, но вдруг выяснилось, что девочка оказалась без закреплённого жилья. Тогда quot;Смоленская газетаquot; вынесла факт разбазаривания вяземскими органами опеки сиротского жилья на первую страницу. К расследованию подключились различные проверяющие организации. С той поры прошло более трёх лет. Люба стала мамой, а вопрос с жильём так и повис в воздухе.
Вместе с главой Ярцевского района Владимиром Галкиным мы приехали поздравлять молодую маму в дом её гражданского мужа Алексея. Вернее сказать, в небольшой деревянный домик на окраине посёлка Суетово, где ютятся в одной комнате пять человек. Гостям Люба обрадовалась, интернатские дети вообще умеют ценить внимание. Тут же на столе появились чайные пары и масленичные блины. Первая ярцевчанка 2010 года любопытно осматривала гостей. Необычное имя Емилия девочка получила согласно церковному календарю. Люба, венчавшаяся с Алексеем в Смогирях, к традициям относится серьёзно. Вера в Бога дала ей многое и пока ещё помогает справляться с проблемами в жизни мирской.
Судьба Любашу не баловала, лишив детских радостей. Слабовольные родители только и смогли что нарожать детей. Когда Любе было семь лет, она вместе с пятилетним братом Мишей попала в приёмник-распределитель Вязьмы, где их разлучили. Только в девятом классе Люба узнала, в каком интернате находится родной брат, и, уже став взрослой, нашла сводных сестёр. Мама умерла рано, а незадачливого отца мошенники обвели вокруг пальца. Из трехкомнатной квартиры в благоустроенном доме спившийся отец оказался в деревне. По прошествии лет становится понятно, что жильё неудачной семьи кто-то присмотрел. Уже через месяц после того, как дети были распределены, квартира в Вязьме, где проживала семья Смирновых, была обменена с улицы Репина на улицу Кронштадтскую, через год новая хозяйка приватизирует трехкомнатную квартиру и продает её. При всём этом дети и родители каким-то образом оказываются прописаны по разным адресам. Уже будучи студенткой Гагаринского колледжа, Люба поинтересовалась своим жильём. Прибыв в Вязьму, она была шокирована: вместо дома, где за ней закрепили жильё, стоял остов без окон и дверей. В смятённых чувствах девушка поехала искать защиты у мамы Наташи – Наталья Павловна Велиманова как работник интерната в своё время возглавляла первую православную семью. Начались мытарства с документами.
В этой некрасивой истории много запутанных моментов. Так, к примеру, акт сохранности закреплённой площади в 2001 году почему-то был выдан не органами опеки и попечительства, а бухгалтером некой организации quot;Вязьмамясопродуктquot;. Сегодня трудно разобраться, кто обменивал, кто выселял, кто, если говорить прямо, нагрелся на детском горе. Власти сменились, и не по одному кругу, и грехи других никто на себя брать не будет. Нужно было начинать всё сначала. Прокуратура на запрос Любы и Натальи Павловны Велимановой дала чёткий ответ: девочку по закону необходимо обеспечить жильём до момента окончания колледжа, который и должен был сдать документы на Любу в опеку города Вязьмы. Но документы сданы не были, это пришлось делать самой Любе. В результате к моменту окончания колледжа сирота оказалась на улице, единственное, что смогли предложить в Вязьме, – койкоместо в социальной гостинице. Любу временно прописала Наталья Павловна.
- Последний мой приезд в органы опеки города Вязьма закончился не очень хорошей новостью, - рассказывает Люба. - Я на очереди 18-я, с момента постановки она продвинулась на три человека. Никакой надежды на этот год нет, на следующий тоже. На вопрос, где мне жить, в органах опеки говорят, что документы сданы поздно, а у них и так очередь большая. А ведь у меня и принимать их долго не хотели, пока власть в городе менялась.
Тихо посапывающая Емилия маминых проблем не чувствует. Она мирно спит на руках, ощущая всеобщую любовь и ласку. Любу хорошо приняли в семье Алексея, только вот жить впятером в одной комнате трудно. Да и расписаться официально молодые люди не могут: Люба потеряет законное право на то, что когда-то у неё украли. С мужем ей повезло, у него золотые руки. Единственный мужчина в доме, он чувствует на себе большую ответственность. Люба гордо показывает мебель, собственноручно смастерённую Алексеем. В небольшом доме идеальная чистота и порядок. Но главное, конечно, не только в том, что на мужа можно во всём положиться, Лёша искренне полюбил Любашу – она теперь не сирота, у неё есть настоящая семья.
- Люба – удивительно лёгкая и добродушная девочка, - рассказывает про свою воспитанницу Наталья Велиманова. - Она ещё тогда в Смогирях обратила на себя внимание, когда бралась за любую работу в храме: и штукатурила, и порядок наводила, и по огороду поможет, и на кухне приготовит. Она никогда не жаловалась на свою судьбу. Её за трудолюбие хвалили в колледже, отметили и на практике в ярцевской школе, где Люба преподавала в начальных классах – вела уроки изобразительного искусства в старшем звене.
Судьба должна, просто обязана была повернуться к Любе Смирновой лицом. Семья, ребёнок, любимая профессия (после колледжа Люба поступила на заочное отделение педуниверситета) – это всё то, чего она добилась сама. Но заслужила она большего – исправления ошибок со стороны власти, пусть не своих, чужих. Очередь на то, что должно было достаться по праву, - это так несправедливо!
Хочется верить, что год, объявленный Годом учителя, станет знаковым и для Любы. Ведь посвящая 2010-й педагогам, государство должно не только возвышать профессию, но и помогать конкретным людям. И если Вязьма выполнила бы свой материальный долг перед Любой Смирновой, Ярцево, ставшее родным за последние годы, готово помочь и с поиском жилья, и с решением бытовых проблем. Хорошие педагоги городу нужны!