Проблемная зона

Новое авто – на паях с государством?

1 февраля 2010 года в 13:12
Правительство России начинает эксперимент по утилизации старых автомобилей. Смоленская область пока не вошла в программу. Однако наши автомобилисты уже вовсю гадают, какую выгоду можно получить, сдав в утиль отъездившую свой срок машину.

Благими намерениями…
По данным Министерства внутренних дел, в России зарегистрировано почти 40 миллионов автотранспортных средств. Почти половина из них старше десяти лет. Эксперты говорят, что в нашей стране ежегодно выходит из строя около двух миллионов автомобилей. Что происходит с автохламом дальше? С него снимают все запчасти, которые можно продать, а остальное в лучшем случае отправляют на свалку. Однако если пройтись по Смоленску, даже на центральных его улицах внимательный наблюдатель обнаружит несколько брошенных автомобилей. Что уж говорить о деревнях, где машины без окон, без дверей стали неотъемлемой частью пейзажа?
Решить вопрос утилизации отживших своё автомобилей призван эксперимент, предложенный Правительством РФ. Соответствующая программа заработает 8 марта этого года. Планируется, что принять в ней участие сможет каждый гражданин РФ, не менее года владеющий автомобилем, выпущенным не позднее 1999 года. При этом масса железного коня не должна превышать 3,5 тонны (это обычная легковушка). Для реализации программы из федерального бюджета выделено 11 миллиардов рублей. Этого хватит, чтобы 200 тысяч автовладельцев решились пересесть на новые авто. Участник эксперимента получает взамен старой машины сертификат на 50 тысяч рублей, который сможет использовать для покупки нового автомобиля, произведённого в России. Критерии, по которым отбирают производителей таких машин, определены очень чётко. Уже даже есть примерный список из более чем полусотни моделей, включая иномарки, выпускаемые сегодня в России. В будущем этот перечень планируют расширить.
Каким требованиям должна отвечать сдаваемая в утиль машина? Долгое время ходили слухи о том, что она должна быть на ходу. Некоторые говорили даже о том, что за последние 10 лет эксплуатации автомобиль не должен был побывать ни в одном ДТП. Теперь в документах указано "вышедшее из эксплуатации транспортное средство", что по-прежнему не вносит ясности. Можно предположить, что автомобиль должен быть "как живой", то есть все его части - на месте. Действительно, принимать на утилизацию пустой заржавевший кузов переработчику невыгодно. Во-первых, более-менее работающие запчасти можно перепродать. Во-вторых, даже из того, что в итоге останется, получаются очень полезные вещи. Например, резина идёт на автомобильные коврики, масло перерабатывают для использования в обогревателях. Только вот требования к предприятиям, специализирующимся на утилизации автомобилей, выдвинуты неслабые. В Смоленской области немало пунктов, занимающихся переработкой авто, но до норм, соответствие которым позволит получить федеральные субсидии, недотягивает ни один из них.
В идеале для того, чтобы получить дисконт, нужно сдать старую машину в утиль в специальном пункте и получить сертификат. Однако для начала нужно создать систему пунктов утилизации по стране. Их сегодня, по данным Мин¬промторга, не более двадцати. Кстати, ещё в прошлом году говорили о том, что правительство Москвы планировало открыть большую площадку по утилизации машин в Смоленской области, недалеко от города Ярцево. Предполагалось, что туда будут свозить металлолом из столицы и всего Подмосковья. Но воз и ныне там.
В Правительстве РФ справедливо посчитали, что невозможно быстро создать необходимое количество предприятий по утилизации во всех регионах страны, поэтому нужно сделать упор на тех регионах, где такая утилизация может быть осуществлена. Изначально для реализации пилотного проекта определили 19 регионов, теперь же говорят о том, что в эксперименте будет участвовать вся Россия, но по этому вопросу ясности пока нет. Не нужно забывать, что если Правительство захочет в одночасье заменить все автомобили старше десяти лет и каждый автовладелец будет на это согласен, то придётся потратить сразу 750 миллиардов рублей, а пока выделено лишь 11 миллиардов. Похоже, в ближайшее время смолянам придётся лишь наблюдать за ходом эксперимента и гадать, появится ли у них когда-нибудь возможность поучаствовать в программе.

А оно нам надо?
Предположим, у вас старенький, но вполне крепкий автомобиль. Пусть не дорогой раритетный, это уже другая крайность. Но любимая "копейка", которая с вами уже лет 30, запросто обгонит более современных, но добитых собратьев. Конечно, такого железного коня вы не отдадите и за гораздо большие деньги, чем 50 тысяч, которые к тому же всё равно не получите на руки. Другое дело, если ваш древний автомобиль много лет гниёт во дворе и даже снимать с него уже нечего. В первом случае вы не заинтересуетесь новой программой, во втором – программа не заинтересуется вами.
Предположим, эксперимент пройдёт удачно, и когда-нибудь Смоленская область включится в программу. Кто воспользуется возможностью поменять старое авто на новое? Не забывайте, что помимо автомобиля в необходимой комплектации вам понадобятся немалые деньги на покупку нового железного коня.
При этом нововведение может повернуться к автовладельцам и обратной своей стороной. Пряника без кнута обычно не бывает. И если считать пряником субсидии на покупку нового автомобиля, то кнутом могут стать ограничения и дополнительные платежи для владельцев машин старше десяти лет. В итоге мы можем прийти к тому, что альтернативы просто не останется, и автомобили, даже самые крепкие и любимые, придётся сдавать в утиль. Так что подумайте ещё раз: стоит ли так ждать, когда программа дойдёт до нас?


МНЕНИЕ

Денис Марченков, член правления некоммерческого партнёрства "Смоленск-Авто":
– Чтобы запустить любой процесс, нужна инфраструктура как техническая (мощности по переработке авто), так и финансовая (учреждения, выдающие сертификат и обеспечивающие его конвертацию в деньги при покупке нового автомобиля). Поэтому в ближайшее время программа у нас не заработает. Когда это станет возможным, сказать трудно - всё зависит от заинтересованности организаторов программы. На мой взгляд, логично было бы, чтобы дилерские подразделения автопроизводителей, попавших в программу, на своей базе создавали центры утилизации. Например, смоленский салон "Форд" утилизировал бы автомобили и менял их на свою продукцию. Ведь именно производители заинтересованы в сокращении вторичного рынка автомобилей.

Иван Блинов, владелец автомобиля "ГАЗ-69" 1964 года выпуска:
– Я бы с удовольствием поучаствовал в программе. Сейчас как раз собираюсь продавать свою машину, хотелось бы получить за неё 50 тысяч. С тем же успехом я сдал бы её в утиль. Хотя, с другой стороны, если подождать ещё десяток-другой лет, она станет раритетом и будет стоить куда дороже. В любом случае покупать новое авто в ближайшие годы я не планирую.

Руслан Диваков, руководитель школы танцев:
– Всё зависит от того, в каком состоянии автомобиль. Зачем я буду отдавать за копейки отличную машину, пусть ей и десять лет? Ни за что не променяю свою машинку на отечественный автомобиль, ни на каких условиях. Надеюсь, не нужно объяснять, почему? Что касается иномарок российской сборки, ни одна модель из предложенного списка меня бы не устроила. Предпочитаю покупать те машины, которые мне нужны, а не те, которые указало Правительство.

Сергей Котлов, хозяин двух смоленских таксофирм:
– Я не променяю 30-летнюю "копейку" на новую "Приору". Во-первых, смущает разница в цене. Машина для меня была и остаётся средством передвижения, вернее, зарабатывания денег. И какая разница, сколько она при этом стоит? Во-вторых, советские автомобили ездили и будут ездить, а новые, особенно отечественного производства, начинают сыпаться, как только сходят с конвейера.
Возрождение \"Волны\" не за горами
Лес рубят – условно сидят!

Другие новости по теме