Первая смена, или Почему родители защищают школу от произвола чиновников
С письмом в редакцию обратились родители, чьи дети учатся в начальных классах средней школы №14 в Смоленске. Родители поднимают важный вопрос: почему ученики начальной школы не могут учиться в первую смену? Наверное, это волнует многих родителей. Обучаясь во вторую смену с 13 до 18 часов, к концу занятий дети так устают, что не в состоянии воспринимать материал. А вечерами им ещё приходится выполнять и домашние задания, потому что родители утром уходят на работу и не могут помочь с уроками. Почему действительно не перевести начальную школу учиться в первую смену? В СанПиНах 2.4.2. 1172-02 прописано, что в первую смену должны обучаться учащиеся первых, пятых и выпускных классов – девятых, одиннадцатых. Выходит, что школа не нарушает никаких правил. Учащиеся первых и даже вторых классов учатся в первую смену. А вот третьи-четвёртые – во вторую. Не думаю, что администрация этого учебного заведения не хочет так организовать учебный процесс, чтобы вся начальная школа училась в первую смену. Просто нет возможности, не хватает кабинетов. Но родители кропотливо, дотошно изучили ситуацию и выяснили, что есть шанс всем учащимся начальной школы учиться в удобное время. Почему же не учатся?Чтобы объяснить ситуацию, придётся вернуться лет на 15-17 назад. Именно тогда была организована экспериментальная площадка quot;Экология детстваquot; на основе вальдорфской педагогики. Были открыты классы начальной школы сначала в школе №26, потом в №№14, 2. По мнению профессионалов, вальдорф¬ского обучения сегодня нет. Но какой-то виртуальный вальдорф остался. Иначе обучение и назвать нельзя. Ещё в 2006/2007 учебном году дети, якобы обучавшиеся по вальдорфской педагогике, например, в стенах школы №14, не относились к этой школе, хотя получали аттестаты как закончившие именно эту школу. А школа №14, как известно, обычная общеобразовательная, не вальдорфская. Дети вальдорфа, обучавшиеся в школах №№26, 14, 2, числились за школой №41, которая до последнего времени была тоже виртуальной, так как не выдавала своим детям аттестатов о получении образования. Только в 2007 году МОУ СОШ №41 стала, скажем, легальной, получила лицензию. Но, если взять справочник и открыть его на разделе quot;Школыquot;, то мы легко можем узнать, какой у школ профиль. Школа №41 значится как общеобразовательная, в ней всего 148 учащихся. Для чего она создана, непонятно. Ведь своего помещения нет, дети, повторю, учатся в школах №№26, 14, 2. В школе №14 из школы №41 занимаются 46 учащихся 8-11 классов. И все они учатся только в первую смену. Откуда такие льготные условия у этого виртуального образовательного учреждения? Эти четыре класса занимают, естественно, четыре кабинета в школе №14, и не остаётся места, чтобы свои младшеклассники учились в первую смену.
- В прошлом учебном году дети 3 quot;Бquot; класса приходили на занятия после десятиклассников школы №41, – рассказывает один из родителей Анатолий Зубаровский. – В кабинете пахло сигаретным дымом, потому что каждую перемену десятиклассники выходили во двор школы покурить. Уроки заканчивались у них в 13.10, а у третьеклассников начинались в 13.15. Не было возможности даже проветрить кабинет, сделать влажную уборку, и младшие дети проводили в этом помещении четыре-пять часов. Терпеть такую ситуацию родители были не в силах, организовали инициативную группу, стали писать во все инстанции. Мы не понимаем, почему внутри одной школы существует ещё и другая, как мы её называем, виртуальная. Нам отвечают, что между МОУ СОШ №14 и МОУ СОШ №41 заключён договор о совместной деятельности, согласно которому школа №14 предоставляет школе №41 помещения кабинетов №№8, 9, 10, физики, химии. На мой взгляд, администрации школы просто приказали заключить этот договор, выкрутили, как говорится, руки. Ни один директор в ущерб образовательному процессу в своей школе не будет создавать привилегированных условий для учащихся другой школы. Зачем вообще 41-я школа, у которой нет своего здания? Да, сейчас ведь во всех городских школах существует проблема недобора контингента из-за того, что рождаемость в середине девяностых была низкой. Поскольку вальдорфского образования всё равно нет, то разумнее распределить учащихся по другим школам. Экономия была бы!
Но пока мы выяснили только одну часть проблемы, почему начальная школа не может учиться в первую смену: вальдорф мешает. Есть и вторая часть. Четыре года назад была возможность разместить начальные классы в левом крыле школы, был бы у младших школьников и свой туалет. Сейчас в школе лишь по одному туалету для мальчиков и девочек, маленьких и старшеклассников. В левом крыле школы когда-то располагались производственные мастерские. Администрация учебного заведения лелеяла мысль отремонтировать это помещение и разместить там младшие классы. Но денег на ремонт не выделили. А в мае 2007 года администрацией города Смоленска было издано постановление №1736 quot;О закреплении нежилого помещения по ул. Октябрьской революции, 7а, за МОУ ДОД quot;Дворец творчества детей и молодёжиquot;. Я не сразу могла даже понять, что за нежилое помещение закрепляется. Нежилое помещение – это часть школы №14, то самое левое крыло. И нашлись деньги на ремонт, новые окна поставили, а в школе №14 и крыша течёт пять лет, и окна в ужасающем состоянии, и штукатурка на детей сыплется с потолков. Как могли оттяпать часть школьного здания?
В пункте 3.1 Устава школы №14 сказано: учредитель – администрация г. Смоленска – закрепляет за школой имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Закреплённые объекты собственности находятся в оперативном управлении школы. Школа владеет, пользуется, распоряжается закреплённым за ней на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом. Зачем забрали у школы часть здания?
Если бы не всё это, то ученики всех классов школы №14 могли учиться в первую смену. А уж во вторую, пожалуйста, пусть занимаются вальдорфцы, работают кружки Дворца творчества детей и молодёжи. Но нет, школу потеснили. В прошлом учебном году из-за отсутствия кабинета для группы продлённого дня дети в актовом зале на коленях выполняли домашние задания. Мечтала администрация школы №14 и родители отремонтировать кабинет №7. Денег не дали. Но нашлись деньги на ремонт этого кабинета, когда он понадобился для занятий учащихся школы №41.
- Кабинет, можно сказать, за ночь отремонтировали, закрыли на замок и по устному распоряжению администрации города, без всякого договора отдали школе №41, - говорит Анатолий Зубаровский, который в настоящее время возглавляет инициативную группу родителей за право своих детей учиться в нормальных условиях.
Надо конструктивно, в интересах детей решить проблему, возникшую в школе №14. Родители пишут во все инстанции, причём все факты, мы проверили, подтверждаются. Своё веское слово должен сказать глава администрации Смоленска Эдуард Качановский.