Культурный код. Подвижники. Матвей Иванович Платов
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Матвей Иванович Платов

30 апреля 2024 года в 14:55


Среди подвижников России достойное место занимает Матвей Иванович Платов – атаман Донского казачьего войска, герой Отечественной войны 1812 года, участник военных кампаний и сражений, начиная с 1771 года, основатель города Новочеркасска – столицы Донского казачества. Имя казачьего атамана и его воинская слава неразрывно связаны и с нашей, Смоленской землёй.

Платов – один из самых известных донских атаманов. Став героем лесковского «Левши», он даже угодил в художественную литературу, а подобные вещи всегда подчёркивают значительность исторической личности.

Атаман Матвей Платов родился в 1753 году в Черкасске – теперь уже бывшей столице донского казачества, а ныне – станице Старочеркасская в Аксайском районе Ростовской области.

Матвей Платов родился в семье войскового старшины, был крещён в Петропавловской церкви. Никакого систематического образования он не получил, но грамоту знал с раннего детства, предпочитая любому другому чтению исторические романы. Правда, на чтение вряд ли у него оставалось много времени, потому что чуть ли не с пелёнок казак сидел на коне. В тринадцать лет он уже урядник, в двадцать командует казачьим полком.

Просто так, разумеется, подобных карьерных взлётов не бывает – Платов был буквально рождён для воинской жизни. С 1788 года он воевал под командованием Суворова, брал Очаков и Измаил. Молодого казачьего генерала обласкала императрица Екатерина II, что вышло ему боком, когда на трон взошёл Павел I и открыл гонения на любимцев своей матери. Отрешённый от воинской службы, Платов отправился в ссылку в Кострому, а потом был и вовсе заключён в Петропавловскую крепость. Освободили его, когда Павлу потребовался энергичный начальник для задуманного им похода в Индию. Казачьи войска, для этого приуготовленные, возглавил именно атаман Матвей Платов. Известие о смерти Павла I настигло Платова в Оренбурге – новый император Александр I отменил безумный поход, а Платова назначил войсковым атаманом.

Первым важнейшим делом Матвея Ивановича на этом посту стал перенос донской столицы на новое место и строительство Новочеркасска. Но недолго он занимался мирными делами – в 1805 году грянула война с Наполеоном. С этих пор и до самого 1815 года атаман Платов практически без роздыху воевал – его казаки вихрем носились по европейскому континенту, успокоившись лишь, как и следовало ожидать, в Париже. Вся Европа рукоплескала им, а более всего – атаману Платову, который, надо думать, представлялся иноземцам выражением загадочного русского духа.

В селе Иньково Руднянского района, что километрах в 60-ти от Смоленска, есть памятник, установленный ещё в царское время на месте сражения казачьего войска генерала Матвея Платова с французами в Отечественную войну 1812 года.

Кстати, за всю военную кампанию 1812 года войска под руководством Платова взяли около 70 тысяч пленных, захватили 548 орудий и 30 знамён, отбили у врага многочисленные святыни Православной церкви.

Подвиги славного атамана и его казаков и сегодня чтут на Смоленщине. Так, например, в городе Ярцево несут службу казаки хутора «Платовский» и действует Центр казачьей культуры имени атамана М.И. Платова. А в Вязьме в филиале Московского государственного университета технологий и управления им. Разумовского (Первый казачий университет) в ноябре 2018 года был открыт памятник-бюст атаману Донского казачьего войска, генералу Матвею Ивановичу Платову. Как повествуют историки, в сражении у села Семлёво под Вязьмой армия Платова разгромила французов и взяла в плен полковника из армии маршала Мюрата. Затем Платов прикрывал отступление Багратиона к Смоленску. А 27 июля (8 августа) атаковал у деревни Молево Болото кавалерию генерала Себастьяни. Платову удалось разгромить противника, взять 310 пленных и портфель Себастьяни с важными бумагами.

13 апреля 1813 года император Александр I подписал манифест «с изъявлением монаршей признательности Войску Донскому за его заслуги в Отечественной войне»: «Мужественная и неутомимая бдительность войскового атамана Платова, – говорилось в нём, – тако же и сподвизавшихся с ним всех войска сего храбрых генералов, офицеров и всех вообще донских урядников и казаков, много способствовали к преодолению великих сил неприятельских и к одержанию над ними полных и знаменитых побед...»

За полгода до этого Платов был возведён в графское достоинство. К 1816 году он собрал у себя коллекцию всех самых высоких наград, включая орден Андрея Первозванного, стал доктором Оксфордского университета, а в британском флоте даже появился корабль «Атаман Платов». Оставалось почивать на лаврах, но этого «Вихорь-атаман» делать не умел. Вернувшись на Дон в 1816 году, Матвей Иванович прожил недолго – в январе 1818 года он скончался. Его могила находится в Новочеркасском Вознесенском войсковом соборе.

Говоря о казаках, наши современники, скорее всего, опишут их рядом «штампов», но среди них обязательно будут эпитеты «лихой» и «удалой». Любопытно, что примерно так же их характеризовали и иностранные генералы и офицеры, когда-либо вступавшие в бой с казачьими отрядами. Так, наполеоновский генерал де Брак, принимавший участи в «русской кампании», в книге «Аванпосты лёгкой кавалерии» писал: «Казаки – лучшая лёгкая кавалерия в Европе... Им свойственны инстинкты волка и лисицы, они привычны к войне и отличаются крепостью тела, а лошади их чрезмерно выносливы».

Генерал знал, что говорил. Во время Отечественной войны 1812 года произошёл один показательный случай. Знаменитый казачий атаман Матвей Платов поклялся выдать свою дочь за того, кто пленит Наполеона. Ходили слухи, что именно по этой причине французский император старался не отдаляться от своей старой гвардии.

И желание Платова едва не сбылось. Как-то казаки напали на обоз с пушками и продовольствием, не подозревая, что вместе с обозом, в сопровождении охраны, следуют и французский император Наполеон с генералами Раппом и Коленкуром. Только эта неосведомлённость и спасла императора Франции.

Нельзя не отметить и истинную приверженность казачества к родной Православной вере. Казаки в массовом порядке отправляли в дар Русской Православной Церкви отбитое у врагов серебро и прочие драгоценности. О масштабах этой акции можно судить хотя бы по тому, что сам легендарный атаман Платов отдал 60 пудов трофейного серебра на украшение Казанского собора в Петербурге. И в 1836 году в храме уже блистал прекрасный иконостас, проект которого разработал архитектор Тон. На иконостасе была надпись: «От усердного приношения Войска Донского».

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Георгий Константинович Жуков

Другие новости по теме