Культурный код. Подвижники. Микешин Михаил Осипович
Среди наших земляков-подвижников есть человек, о котором его современники говорили «наш Леонардо», имея в виду даже не столько степень талантливости, а, в первую очередь – широту интересов и масштаб личности, сопоставимый с гигантами Возрождения. Имя этого гения – Михаил Осипович Микешин – гениальный русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников.
Михаил Микешин родился 9 (21 по новому стилю) февраля 1835 года в деревне Максимково Смоленской губернии. Кстати, деревня эта до сих пор жива, правда, проживает в ней сегодня лишь с десяток человек. Здесь даже сохранились руины церкви, в которой крестили маленького Мишу.
Семья Микешиных была не очень богатой. Отец, Осип Егорович, выходец из крестьян, стал помещиком и даже служил соляным приставом. Воспитанием и обучением детей занималась мать Михаила Анна Дмитриевна, знатная полька, одна из первых красавиц Варшавы, выпускница института благородных девиц, в девичестве Бартошевич-Одолянская.
Вряд ли Осип Егорович мог предположить, какая слава ждёт его сына. Но образование, по мере своих сил, он ему дал. Михаил в детстве научился играть на фортепьяно, гуслях, гитаре. Уже в четыре года он рисовал всё, что видел вокруг. А местный иконописец обучал его основам своего мастерства.
Когда Михаилу исполнилось десять лет, семья переехала в уездный городок Рославль. Здесь Микешин поступил в приходскую школу, а затем – в уездное училище, окончив которое с отличием, продолжил обучаться в Смоленской гимназии. Он продолжал рисовать, причём очень часто рисунки его товарищи выменивали на сладости, орехи, калачи, и деньги. Порой ему платили по 10-15 копеек за экземпляр. Надо отметить, что юный Микешин деньги эти откладывал на покупку башмаков из тиснёной золотом кожи для крепостной старухи Ганки, бывшей у него в детстве нянькой.
В гимназии он тоже был в числе первых учеников, но перед самым её окончанием с ним произошла драматическая история. Он влюбился, но взаимностью его избранница ему не ответила. И тогда Михаил создал из однокашников и друзей «тайный орден» женоненавистников. Собрания «ордена» проходили у Микешина, а в завершение все участники должны были выпить стакан воды, закусив его посоленным чёрным хлебом. Но однажды один из членов «ордена» подменил воду на водку, после чего все юноши основательно опьянели и серьёзно поколотили шутника. На их беду, он был сыном смоленского губернатора. В итоге отцу Михаила был предложен выбор: или сына публично высекут розгами, или он будет немедленно исключён из гимназии с «волчьим билетом». Осип Егорович выбрал второе и увёз Михаила назад, в уездный Рославль.
Но не бывает худа без добра: Микешин устроился на работу чертёжником на строительство Московско-Варшавского шоссе, которое как раз подошло к этому времени к Рославлю. При этом Михаил продолжал обучаться живописи. Его наставником стал художник Афанасий Рокачевский – впоследствии известный портретист и иконописец, возглавлявший иконописную школу Киево-Печерской лавры. Кстати, Рокачевский затем женился на старшей сестре Михаила.
Подрядчиком строительства пятисотвёрстного участка дороги от Малоярославца до Бобруйска был правительственный контрагент Александр Вонлярлярский, которого современники за богатство и страсть к красивой жизни называли «русским Монте-Кристо».
Вонлярлярский заметил способного юношу и убедил его отца отправить сына в Петербург для дальнейшего обучения в Академии художеств. При этом все расходы на обучение Вонлярлярский брал на себя. Осип Егорович согласился, и в 1852 году Михаил уехал в Петербург и поступил в Академию, в класс батальной живописи, который вёл академик Богдан Виллевальде.
Уже к концу первого года обучения Микешин создал полотно «Лейб-гусары у водопоя», приведшее в восторг самого императора Николая I, который сразу же приобрёл его, заплатив 150 рублей. А юного художника – Микешину едва исполнилось восемнадцать лет – пригласили давать уроки рисования членам августейшей фамилии. Кроме того, он был включён в состав свиты сына императора Николая I великого князя Николая Николаевича, который отправился путешествовать по окраинам империи –Польше, Украине, Крыму, Кавказу, Закавказью. Микешин вернулся оттуда со множеством путевых зарисовок.
К слову, за картину, приведшую в восторг императора, Микешин получил ещё и Малую серебряную медаль Академии художеств, которую на следующий же день отнёс в ломбард – за его учёбу платил Вонлярлярский, но на все остальные свои потребности Михаил должен был зарабатывать сам, и денег ему катастрофически не хватало.
За время обучения в Академии Микешин создал множество полотен, хранящихся сейчас в различных галереях России и за рубежом. А за выпускную работу – «Въезд графа Тилли в Магдебург в 1631 году» – он получил Большую золотую медаль Академии и звание Классного художника. Кроме того, ему было предоставлено право отправиться за границу за счёт Академии в шестилетнюю командировку, чтобы совершенствоваться в живописном искусстве.
До отъезда у него оставалось несколько месяцев свободного времени. И как раз тогда был объявлен конкурс на проект памятника в честь тысячелетия российской государственности. Микешин и его друг, начинающий скульптор Иван Шредер, решили принять участие в этом конкурсе. И они так увлеклись этой идеей, что работали над моделью практически круглосуточно. В последнюю ночь Микешин делал аксессуары из воска: мечи, скипетры, державы и другие мелкие вещи. Воск он разминал пальцами, которым уже через три часа требовался отдых – они распухли и не шевелились. Шредер сидел как мёртвый, натурщик Василий заснул. И лишь когда Микешин зарыдал от отчаяния и боли, проснулся Василий и, доведя Михаила до умывальника, вылил тому на голову кувшин холодной воды. Как вспоминал потом Микешин:
«В окно уже смотрело утро. Многое в модели не было окончено: приближался роковой момент, и надо тащить модель этажом выше, но оказалось, что она не проходит в дверь… Надо было брать разрешение на ломку двери у академического полицмейстера. Глядя на эту возню, я подумал, как трудно и рискованно поднять эту мягкую и сырую модель по узкой винтовой лестнице. Надо сказать, что это был всемирный конкурс, и иностранцы экспонировали свои проекты – все проекты были уже на месте, кроме нашего. Я сел у стола и говорю Шредеру:
— Ну, Иван Николаевич, я не могу присутствовать при почти верной гибели нашего труда. Не встану с места, пока не скажете мне, что она погибла или доставлена благополучно…»
А на следующий день в газетах были опубликованы результаты: в ходе тайного голосования совета Академии 25 ноября 1859 года именно проект Михаила Микешина оказался победителем среди пятидесяти трёх, присланных на этот конкурс. Микешин получил первую премию – 4 000 рублей и заказ на сооружение памятника в Новгородском кремле.
Монумент был открыт 8 (21) сентября 1862 года в присутствии императора Александра II, его семьи и многочисленной свиты. На этот день удачно приходились праздник Рождества Богородицы, годовщина Куликовской битвы и день рождения наследника престола великого князя Николая Александровича. Микешин за его создание был награждён орденом Владимира IV степени и пожизненной пенсией в размере 1200 рублей серебром в год. С этого момента Михаил Осипович сделал создание памятников своим главным делом.
После революции 1917 года монумент должны были снести – в стране шла кампания по борьбе со старорежимными памятниками. Уже были снесены монументы Ермаку в Новочеркасске, Сусанину в Костроме, Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Следующим должен был стать новгородский монумент, ведь его изображение было на денежных купюрах, выпущенных правительством генерала Деникина. Даже вышла брошюрка под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнёта». Но то ли руки не дошли у новых хозяев жизни, то ли другие проблемы были более важными, но памятник так и остался стоять до начала войны. А вот в годы Великой Отечественной войны немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, расположенной в Новгороде, приказал всё же разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию. Зимой 1943–1944 годов фашисты даже проложили узкоколейку от Новгородского Кремля до железнодорожного вокзала, но успели увезти лишь бронзовую решётку и фонари, окружавшие памятник. Остальные детали памятника остались валяться на площади перед храмом. 20 января 1944 года город был освобождён советскими войсками. И уже в ноябре того же, 1944 года, памятник вновь был открыт, хотя полностью его восстановили лишь к середине девяностых годов.
Наш земляк прославился и другими своими монументами: памятником Екатерине II в Петербурге, приуроченном к 100-летию её восшествия на престол.
Микешин разработал и проект памятника Екатерине Великой для установки в Екатеринодаре – столице казачьего юга России. Памятник был заказан скульптору Краснодарским казачьим обществом в ознаменование столетнего юбилея переселения на Кубань казаков Черноморского войска и, по словам Микешина, должен был стать наглядной историей Кубанского казачьего войска от его начала до конца девятнадцатого века. Микешин не успел завершить свою работу – он скончался в январе 1896-го от перенапряжения и вызванного им инфаркта – но сам памятник, заложенный осенью того же года и открытый 6 мая 1907 года, выполнен полностью по его проекту. Памятник стал главной достопримечательностью Екатеринодара – нынешнего Краснодара. Но почти сразу после революции семнадцатого года, в 1920 году, по решению Кубанского чрезвычайного революционного комитета большевики его демонтировали, а в 1931-м все его части были переплавлены. И лишь в сентябре 2006-го восстановленный памятник был снова открыт.
Можно вспомнить ещё один величественный памятник, созданный Микешиным – украинскому гетману Богдану Хмельницкому в Киеве. Он сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Правда, изначально на постаменте было начертано: «Богдану Хмельницкому единая, неделимая Россия», на другой стороне надпись гласила: «Волим под царя восточного, православного». Сейчас упоминание о России с памятника стёрто…
Конечно же, не надо забывать ещё и памятники португальскому королю Педро IV в Лиссабоне; адмиралу Грейгу, победам черноморского флота и матросу Шевченко в Николаеве; адмиралам Корнилову, Нахимову и Истомину в Севастополе; Александру II в Ростове-на-Дону» Минину в Нижнем Новгороде. К сожалению, далеко не все они сохранились до наших дней. В революционные годы большевиками были снесены монументы Ермаку в Новочеркасске, Сусанину в Костроме, Козьме Минину в Нижнем Новгороде.
Микешин известен не только памятниками, которые он создал. Несколько лет он редактировал сатирический журнал «Пчела», публиковал в нём свои заметки и очерки, рисовал иллюстрации к произведениям Пушкина, Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Не оставлял Микешин и занятий живописью. Его кисти принадлежат портреты Николая Некрасова, Тараса Шевченко, других прославленных современников. Кроме того, он издавал лубки в цвете «Жития святых», а также сюжетные картинки (слово «комиксы» тогда не знали) – «О встрече Ильи Муромца с разбойниками», «О смерти Святогора-богатыря и передаче богатырского духа Илье Муромцу», «Наша Катерина», «О цыгане, мужике и его кобыле». Эти «сюжетные книжки-картинки» для простого народа – тоже его изобретение. Михаил Микешин известен и иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина, и даже эскизами игральных карт, которые, правда, так и не были отпечатаны.
Микешин также состоял почётным членом археологического института как знаток старины и собиратель древностей. Он был одним из создателей общества эсперантистов в России и клуба художников в Петербурге. В годы русско-турецкой войны Михаил Осипович принимал участие в снаряжении по поручению славянского благотворительного общества, членом которого он состоял, санитарных отрядов на театр военных действий.
Михаил Осипович Микешин скончался 31 января 1896 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 4 октября 1985 года, в год 150-летия со дня рождения скульптора, в Смоленске у музея «Русская старина» был открыт памятник Микешину работы известного советского скульптора Рукавишникова.
Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера
или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив