Культурный код. Подвижники. Александр Сергеевич Грибоедов
4 января 1790 (по некоторым данным 1795) года в Москве в семье отставного майора родился Александр Сергеевич Грибоедов. Биография этого человека полна тайн и загадок. Неизвестна даже точная дата его появления на свет.
Отец будущего писателя был человеком малообразованным. Воспитанием детей занималась мать, которая была известной пианисткой и знатной дамой. Благодаря ей писатель получил прекрасное домашнее образование.
Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита на Смоленщине. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.
В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года окончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения. Юноша прекрасно учится, получает награды и в 13 лет становится кандидатом словесных наук.
Ещё в студенчестве Александр начал увлекаться литературой, был постоянным участником литературных собраний. Тогда же были написаны и первые сочинения Грибоедова.
Однако самые интересные факты биографии писателя таят в себе зрелые годы жизни.
Когда началась Отечественная война 1812 года, 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Однако побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу – в Белоруссии.
В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в какое-нибудь министерство. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», по которой позже придворные актёры петербургского театра поставили спектакль.
В Петербурге Александр Грибоедов вёл светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актёрами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли двух весьма известных в светских кругах Петербурга молодых людей. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарём русского посольства в Персии.
В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах. Так, например, в основу «Рассказа ВАгина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.
За удачные переговоры с персами, в результате которых удалось освободить пленных русских солдат, Александр Грибоедов был представлен к награде. Успешная дипломатическая карьера не мешает писателю заниматься любимым делом. Именно здесь были написаны первые страницы бессмертной комедии «Горе от ума».
На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провёл более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.
Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума».
В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».
Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить её уже пожилому баснописцу Ивану Крылову. Несколько часов автор читал своё произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».
Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того – комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом – литературоведы насчитали 45 тысяч рукописных копий по всей стране!
Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодёжи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали её откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие – жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.
Многие современники считали, что прототипами героев комедии послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди Хмелита, будучи ребёнком: в Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе – генерала Ивана Паскевича; в Чацком – декабриста Ивана Якушкина.
В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он и сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.
В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вёл переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.
Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почётом принял сам Николай I. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны второй степени и назначил полномочным министром в Персии.
«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений», – писали о нём современники.
Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились ещё в 1822 году – тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.
В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: 30 января 1829 года на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Героически защищаясь, писатель погиб.
Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали ещё почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нём заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.
Интересный факт: оказавшись по пути в Персию в Новгороде, Грибоедов вспомнил участь благоверного князя Александра Невского, своего небесного покровителя. Князь скончался в 1263 году, возвращаясь из Золотой Орды. В письме к Бегичеву от 30 августа 1818 года Александр Сергеевич писал:
«Представь себе, что я сделался преужасно слезлив, ничто весёлое и в ум не входит, похоже ли это на меня? – Нынче мои именины: благоверный князь, по имени которого я назван, здесь прославился; ты помнишь, что он на возвратном пути из Азии скончался; может и соименного ему секретаря посольства та же участь ожидает, только вряд ли я попаду в святые!».
По завещанию, похоронили Александра Сергеевича Грибоедова у монастыря Святого Давида, на горе Мтацминда. Поэт любил это красивейшее место Тифлиса, возвышающееся над городом и открывающее удивительную панораму, часто посещая его и построенный на горе скромный монастырь.
И ещё. Даже если бы Грибоедов вообще не написал ни одной литературной строчки, то его заслуг на «персидском фронте» было бы достаточно, чтобы он вошёл в историю в качестве выдающегося сына своего Отечества.
Декабрист А.А. Бестужев, потрясённый смертью Грибоедова писал:
«Сколько людей завидовали его возвышению, не имея и сотой доли его достоинств, кто позавидует теперь его паденью? Молния не свергается на мураву, но на высоту башен и на главы гор. Высь души, кажется, манит к себе удар жребия».
А ещё один из его современников – Булгарин – вспоминал:
«Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил своё Отечество, как Грибоедов любил Россию. Он в полном значении обожал её. Каждый благородный подвиг, каждое высокое чувство, каждая мысль в русском приводила его в восторг».
Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера
или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив