Культурный код. Подвижники. Фёдор Савельевич Конь (XVI в.)
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Фёдор Савельевич Конь (XVI в.)

20 ноября 2023 года в 20:31

В русских летописях XVI в. есть записи о строительстве крепостей - городов и монастырей. Как бы предчувствуя битвы за свою свободу и самостоятельность, русский народ закладывал основу своей обороны. Забота об охране границ, об укреплении военной мощи Руси тревожила в равной степени и Ивана III, и его сына Василия, и Ивана Грозного, и Бориса Годунова. Всё столетие проходит под знаком постройки оборонительных сооружений не только столицы - Москвы, но и других важнейших городов государства. За городами следуют и монастыри - небольшие крепости, зорко охранявшие государственные границы и подступы к городам. В условиях этого бурного военно-оборонительного строительства выросло и воспиталось целое поколение русских мастеров-горододельцев, специальностью которых сделалась постройка крепостных стен и башен. Строители начала XVI века - авторы оборонительных укреплений Новгорода и Пскова, Тулы и Зарайска - остались для нас неизвестными. Но уже с середины столетия документы всё чаще и чаще называют имена зодчих. Звание "государева мастера" венчает знаменитых русских зодчих конца XVI в. К прославленным именам присоединяется имя Фёдора Коня.

О личности и жизни Федора Савельевича Коня сохранилось крайне мало сведений. Неизвестно даже точное его имя, поскольку в источниках он назван не только Федором Конем, но и Конем Федоровым, и Кононом Федоровым и даже Кондратом Федоровым. Родился в середине XVI века. Ряд исследователей считает его уроженцем Смоленщины, происходившим из семьи крестьян, проживавших на землях Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря или каким-либо иным образом связанных с ним. Известно о вкладе, сделанном зодчим в монастырь в 1594 году, есть предположения о его участии в работе над архитектурным обликом обители. Возможно, что ему принадлежали интересные сооружения - собор и колокольня с пирамидой маленьких полукруглых кокошников, нёсшей небольшую главу, которые были взорваны немцами в 1943 г. Его сын Мартин Иванов трудился на постройке каменных зданий монастыря. Его пасынок, торговец суконной сотни в Москве, Федор Петров отдавал в монастырь большие вклады. Возможно Федор Конь был дворовым человеком князей Звенигородских, чьи вотчины находились по соседству с Болдинским монастырем. В Свято-Троицкой обители существовала их родовая усыпальница. Некоторые из представителей этой фамилии принимали в ней монашеский постриг.

В документах Федор Конь называется «городовым мастером», «церковным и палатным мастером». Выступал он и в роли эксперта строительных материалов. В 1591 г., во время постройки Астраханского кремля он дал свое заключение, основанное на изучении присланных образцов, о возможности применения извести, полученной в ходе разборки старых зданий в новом строительстве. В 1586-1593 гг. Федор Конь руководил возведением стены Белого города в Москве. В 1595 г. направлен правительством царя Федора Иоанновича в Смоленск для организации сооружения крепости. Она стала самым выдающимся его произведением. Смоленская крепостная стена, строительство которой было завершено в 1602 г., являлась крупнейшим каменным укреплением Российского государства того времени.

Значение Смоленска на западной границе Московского государства было огромно. Деревянные стены, сооружённые для его обороны в начале XVI в., уже стали ненадёжными. С 1549 г. начинается сбор всех способных к "каменному смоленскому делу". Борис Годунов "повеле имати каменщиков и кирпичников и горшечников". Строительный материал заготавливался в огромном количестве. В 1596 г. началась постройка самого города. "Смоленское дело" вошло в сознание русского народа как событие огромной важности. Все челобитные записных каменщиков XVII в. всегда упоминают о том, что они или их отцы "делали город Смоленск". На время строительства Смоленского города все каменные постройки в стране были запрещены. "Да о том бы заповедь крепкую учинил, и бирючам велел кликати, во многие дни, чтоб... церквей каменных, и палат, и погребов, и всяких каменных дел, и горшков, и кувшинов, и печей, и жерновов, и точил, и на гробы плит... не делали никто никак...". Неповиновение этому приказу каралось смертной казнью.

Строительство башен и стен Смоленска - этого "ожерелья Московской Руси" (слова Бориса Годунова) - было последним грандиозным строительным предприятием Москвы в XVI в.

Город был выстроен на левом берегу Днепра и окружён каменной стеной, длиною более пяти километров, с тридцатью восемью башнями. Автором этой могучей крепости был Фёдор Конь. Новое грандиозное сооружение зодчий закончил в течение четырёх лет.

Архитектурное убранство смоленских стен и, в особенности, башен привлекает особое внимание. МашикулИ поставлены попарно, бойнИцы располагаются нередко в шахматном порядке. Они украшаются наличниками. Лёгкие карнизы дополняют строгий архитектурный наряд стен и башен. Последние достигали иногда двадцати восьми метров высоты. Стены же были толщиной в пять метров. По строгой красоте и величественности смоленское детище Федора Коня не имело равных себе.

Имя "городовых дел мастера" Фёдора Коня входит в историю русского зодчества не только как имя крупного военного строителя, но и как зодчего, сумевшего придать оборонительным сооружениям черты архитектурно-художественного произведения. На его творчестве учились зодчие XVIII в., создавшие башни, украшающие Троице-Сергиевскую лавру, Спас-Ефимьев монастырь в Суздале и Новодевичий монастырь в Москве.

На основании анализа стилистики Федору Коню приписывали авторство некоторых храмов и крепостЕй, но в отношении большинства из них оно было убедительно опровергнуто. Творения этого зодчего отличала высокая строительная техника, внимание ко всем элементам конструкции. Стилевые особенности его сооружений также позволяют говорить о существенном влиянии итальянской архитектуры.

До нашего времени не дошло ни одного портрета выдающегося зодчего. Но московскому скульптору Олегу Константиновичу Комову, работавшему над памятником, удалось создать убедительный (хоть и обобщенный) образ вдохновенного творца, размышляющего над проектом будущей крепости. Монумент был установлен около башни «Громовая». Его открытие состоялось в ходе празднования «Дней славянской письменности и культуры», центром которых в 1991 г. являлся Смоленск.


Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузе

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Михаил Борисович Шеин
Культурный код. Подвижники. Фёдор Эдуардович Модестов

Другие новости по теме