Культурный код. Подвижники. Авраамий Смоленский
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Авраамий Смоленский

11 сентября 2023 года в 15:52

Бывают уникальные календарные совпадения, которые иначе, как Божиим промыслом, и не объяснишь. Судите сами: 1 сентября мы отмечаем День знаний, а 3 сентября Русская Православная Церковь чтит память Авраамия Смоленского – одного из первых в нашем Отечестве книжников и философов, истинного просветителя и мудреца.

О житии преподобного Авраамия недавно подробно рассказывал нашим слушателям в своих «Беседах о главном» Его Высокопреосвященство митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. А потому не будем повторяться, а лишь напомним, что преподобный Авраамий, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в середине ХII века в Смоленске и всей своей благочестивой жизнью заслужил у смолян славу подвижника благочестия: был очень суров к себе и неуклонно соблюдал все посты, был сух и бледен. Его ученик так писал о внешнем виде преподобного:

«Лицо же блаженного и тело были сильно изнурены, так что его кости и суставы можно было сосчитать как мощи, и лицо его было бледно из-за великого труда, и воздержания, и бодрствования…»

Подвижник брал пример со святителя Василия Великого и в священном облачении был очень на него похож.

Авраамий проводил все дни в проповедях, беседовал со всеми прихожанами без различия их сана и материального состояния. Божественную службу он совершал с особенным благоговением и следил, чтобы в это время никто не разговаривал, поскольку считал это святотатством.

Скончался старец приблизительно около 1219–1224 года, проведя в монашестве 50 лет.

Современники называли архимандрита Авраамия «Лестницей высокого благочестия духовного». Ученик Авраамия, преподобный Ефрем, после его кончины создал «Житие Авраамия Смоленского», которое стало первым произведением, отличным от «княжеских житий», где главный герой не князь и не воин, а выдающийся духовный деятель из «рядовых» русских монахов.

Уже в XIII веке преподобному Авраамию были составлены первые богослужебные тексты, что говорит о традиции местного почитания, а общерусское почитание Авраамия Смоленского было установлено в 1549 году.

«Преподобный Авраамий Смоленский стоит особняком не только в ряду домонгольских, но и вообще в сонме всех русских святых. Подобный темперамент редко встречается среди избранных Русской Церкви – его беспокойная, подвижная, пророческая фигура напоминает Савонаролу. Но содержание его учения – плод личного религиозного призвания, нечто в высшей степени русское», – писал об Авраамии в своей книге «Русская религиозность» историк отечественной духовной мысли Георгий Петрович Федотов.

Он отмечал, что Авраамий – это «образ огромной силы, полный оригинальных черт» и подчёркивал:

«Смоленск середины и второй половины XII века, в эпоху правления князя Романа Ростиславича (1161–1180), при жизни преподобного Авраамия, справедливо считается одним из наиболее цветущих центров русской культуры... Интересы Авраамия тесно связаны с жизнью: покаяние, спасение и эсхатология как мост между богословским знанием (а не толкованием) и практической жизнью, ориентированной на смерть. Направление интересов Авраамия является истинно русским. На этом пути он предуказывает одно из основных призваний Руси. Незадачливая в богословии, Древняя Русь из всех богословских тем облюбовала себе одну: эсхатологическую, – хотя развивала её больше в произведениях народной, чем книжной литературы».

Поясним, что эсхатология – это православное учение о конечных судьбах мира и человека, своего рода «Азбука бессмертия» души.

День памяти преподобного Авраамия Смоленского Церковь отмечает 3 сентября. В этот день в 2014 году у стен Свято-Преображенского Авраамиева монастыря был установлен памятник преподобному Авраамию Смоленскому работы скульптора Валерия Гращенкова.

С 2016 года в Смоленском государственном университете в сентябре ежегодно проводилась международная научная конференция «Авраамиевская седмица», посвящённая изучению древнерусской литературы. Её организаторами выступали кафедра литературы и журналистики СмолГУ, Смоленская епархия и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. А точнее – специалисты отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома РАН. Того самого, с которым долгие годы была неразрывно связана жизнь и научная деятельность известного филолога и культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, автора фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, и неутомимого пропагандиста нравственности и духовности академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Увы, но пандемия и финансовые сложности оборвали нить этой замечательной традиции. «Авраамиевские седмицы» ушли в прошлое. Хотя и по сей день интерес к этому форуму исследователей древней русской литературы проявляют филологи и богословы из многих городов России и из-за рубежа.

«Цель «Авраамиевских седмиц» была объединить науку, просвещение, религию, знание и веру, чему и способствуют личность и деяния святого преподобного Авраамия Смоленского – выдающегося проповедника, книжника, просветителя. Это был масштабный, комплексный проект, сплачивающий учёных разных специальностей (историков, литературоведов, богословов, краеведов), педагогов, учащихся школ и студентов вокруг общенационального идеала, носителями которого являются выдающиеся представители российской и мировой культуры, литературы, истории, Христианской Церкви. В центре проблематики чтений была культура и письменность домонгольской Руси и её трансформации в позднейшей культуре; проблема взаимодействия христианства и литературы, истории, музейного дела. Идея организовать масштабную просветительскую конференцию, в которой могли бы участвовать литературоведы, историки, богословы, культурологи, краеведы, православные педагоги, возникла в 2016 году как пилотный проект Авраамиевских чтений. Её поддержали лучшие специалисты нашей страны в области древнерусской истории и литературы, а также многие учёные и богословы не только из России, но и из-за рубежей нашего Отечества», – говорит профессор, заведующая кафедрой литературы и журналистики Смоленского государственного университета Ирина Романова.

Личность подвижника благочестия преподобного Авраамия объединила вокруг себя множество людей, крупнейших и авторитетнейших учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Калуги, Архангельска, Калининграда, Орла, Волгограда, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Смоленска, из Белоруссии, Польши и Японии...

Святого Авраамия именуют поборником Небесной Правды. Живший в далёком от нас XII веке, он ратовал за просвещённость и мирян, и священства, был и монахом-аскетом, и учёным.

Это постоянно подчёркивает глава Смоленской митрополии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор:

«Имя преподобного Авраамия для нас является тем собирательным образом, в котором мы видим и учёного, и монаха-аскета, и опытного пастыря. Для Церкви очень важен этот образ древнего русского святого, который соединяет в себе учёность и молитву. Безусловно, личность преподобного Авраамия, явившая собою многогранность талантов, интересна и людям светской науки. И это тоже не случайно. Те знания, которые вобрал в себя преподобный Авраамий, позволяют говорить о нём не только как о церковном деятеле, но, наверное, и как о светском учёном».

Митрополит Исидор особо обращает внимание на то, что «личность преподобного Авраамия с его всесторонними духовными и естественнонаучными познаниями представляет нашему вниманию древнерусский образ учёного монаха. В нём мы видим добрый пример для современного учёного, который совершает свой подвиг отсечения воли, самоограничения, стремления к совершенному знанию».

Значение духовного наследия преподобного Авраамия велико для всей нашей страны, особенно оно значимо для Смоленска. Ведь святой Авраамий – один из символов нашего города.

Игумен Хрисанф (Шадронов), бывший настоятель Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря в Смоленске, один из современных исследователей жития преподобного Авраамия, отмечает: «Авраамий – покровитель города Смоленска. Когда молишься преподобному Авраамию, всегда имеешь в виду, что он подвизался на этой земле и, выйдя из брани победителем, стяжал для всех здесь живущих благословение. Святой был просветителем, значит, и сегодня он является помощником всех учащих и учащихся. Преподобный претерпел до конца все выпавшие на его долю испытания, смирением одолел несправедливость, значит, и нам, не имеющим этих добродетелей, есть смысл обращаться к нему в этом за помощью. На самом деле ему можно обо всём молиться, главное – помнить, что Авраамий – поборник Небесной Правды, а не земного благополучия. Если мы почитаем святого, то также должны выше всего ставить спасение души».

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Архимандрит Аркадий
Культурный код. Подвижники. Матрёна Вольская

Другие новости по теме