Культурный код. Подвижники. Михаил Иванович Глинка
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Михаил Иванович Глинка

19 июня 2023 года в 09:00

Подвижники России, подвижники Смоленщины, героическими делами и звонкими именами их подвиги, сила и энергия заряжают поколения. И есть люди, подвижничество которых, на первый взгляд, незаметно, Но они неуклонно следовали к своей цели во имя русского мира

Один из таких подвижников – Михаил Иванович Глинка

Михаилу Ивановичу, предстояло прославить Смоленщину и Россию своим гениальным даром композитора. Став знаменитым, по отношению к друзьям и близким он оставался почтительным сыном, верным другом, учителем.

Михаил Глинка родился в родовом имении своей семьи Новоспасское в Смоленской области. Здесь прошло его детство, здесь он получил первые музыкальные впечатления, познал красоту русской народной песни. Новоспасское и окрестные деревни славились песенным искусством. «Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, – спустя годы вспоминал Глинка в своих «Записках», – были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Другим ярким музыкальным впечатлением раннего детства был перезвон колоколов родовой церкви Глинок. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны Преображенского храма и церковное пение. Маленький Мишель, как называли его родные, не только с упоением слушал колокольный звон, но и пытался воспроизводить его дома с помощью медных тазов. В возрасте 10-11 лет он произнес фразу, которая стала крылатой: «Что же делать? – сказал он. – Музыка – душа моя». Михаил Глинка прожил в Новоспасском до 13 лет, но возвращался туда много раз. В Новоспасском он создал несколько сцен из оперы «Иван Сусанин», продумывал оперу «Руслан и Людмила».

Главными впечатлениями детства он называет и крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией.

В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, и А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г. появился один из шедевров русской вокальной лирики — романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского.

Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями.

В конце 30-х годов 19 века, происходит дивная встреча и очень благотворное общение святителя Игнатия Брянчанинова и композитора Михаила Глинки. К слову сказать, Брянчанинов знал многих представителей творческой элиты своего времени: И.А. Крылова, А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского и др. будучи уважаем и почитаем как духовный пастырь.

Два аристократа, два одаренных и знаменитых человека. Но единство и главная тема их общения, завораживающая обоих: Бог и человеческое творчество.

Михаил Глинка был так одухотворен и осчастливлен этим общением, что попросил даже святого пастыря Игнатия написать на память об их диалоге небольшую статью, с кратким изложением его. Святитель Игнатий исполнил просьбу Глинки, написав и направив тому текст под названием "Христианский пастырь и христианский художник". Тема их общения была многим шире музыки и художественного творчества. Она касалась проблематики Бога и человеческого творчества. Глинка замечает пастырю Игнатию, что душа его всегда тянулась к высокому, неведомому, но не могла постичь, будто ускользало это высшее при приближении. Святитель Игнатий отвечает, что познание Бога и наполнение Им идет не от возвышенной мечты человека, его исследований, поисков или подражательства, но глубже и существенней: от плача и покаяния. Композитор Михаил Глинка, представитель художественного творчества, говорит святителю: "Согрелось сердце мое, запылал в нем огонь - и песнопения мои отселе я посвящаю Богу. Пастырь! Благослови меня на новый путь».

Пастырь, святитель Игнатий, отвечает композитору: "Перестань скитаться как в дикой пустыне между зверей, в плотском состоянии, среди разнообразных страстей! Войди во Двор Христов вратами - покаянием и плачем. Это плач родит в свое время радость, хотя и на земле, но не земную. Духовная радость - признак торжества души над грехом. А пока пой плач твой, и да дарует тебе Господь воспеть и радость твою, а мне услышать песни твои, возрадоваться о них и о тебе, о них и о тебе возблагодарить, прославить Бога. Аминь!".

Михаил Иванович Глинка не удовлетворен созданием только светских музыкальных творений. Композитор ищет большего, он хочет постичь Божественное, он хочет разгадать тайны русского церковного пения. Душа его тянется к Великому, к Источнику, к Творцу. В церковных песнопениях Михаил Глинка находит особую красоту, таинственность, глубину и гармонию. Музыкальным итогом этого общения явилась "Херувимская песнь", написанная композитором Глинкой в новом художественном ключе. По словам известного музыковеда Евгения Левашова, это произведение остается «величайшим достижением культового творчества Глинки, да и всей русской церковной музыки второй четверти XIX века».

Письма Михаила Ивановича Глинки к родным, особенно к матушке Евгении Андреевне, полны благочестия, сыновьей любви и благодарности за заботы. Вот только некоторые строки из его обращений: «Ваши молитвы и благословение сохранили меня в самые трудные дни моей жизни, они не оставят меня и впоследствии. Образ вашего благословения над моею постелью, я часто прибегаю к нему с усердною молитвою»; «Вашими молитвами судьба склонилась в мою пользу… молюсь и благодарю всевышнего за неожиданные и незаслуженные милости. Ваши теплые молитвы принесли мне счастие»; «Молитесь за меня, Господь хранил меня в минуты самого горестного испытания и впредь не оставит». И еще: «Милая маменька, не оставьте вашего сына вашими молитвами. Прошу вашего родительского благословения. Целую ручки и остаюсь всепокорным сыном вашим Михайла Глинка».

Этой заботой и нежностью Михаил Глинка старался поддержать и утешить близкого человека. Родителям Глинки выпало немало испытаний. Евгения Андреевна в разные годы лишилась 9 своих детей, ее пережили только четверо: Михаил, Мария, Ольга, Людмила. Преклонением перед ее материнским многострадальным сердцем наполнены письма Михаила Ивановича, обратимся еще к одному из них: «Но пример ваш, несравненная маменька, ваша ангельская кротость и христианское терпение, с коим переносите вы тяжкие испытания в жизни, глубоко вкоренились в моей памяти; стараясь быть достойным вас, я подражаю вам по возможности сил моих, и, предавшись воле провидения, не ропщу на людей и обстоятельства».

У Михаила Ивановича всегда, в повседневной жизни и в путешествиях, был с собой небольшой образок Богоматери Знамение, которым благословили родители сына. И в последние минуты жизни образок был с композитором: «он поцеловал его молча, горячо молился, стал кроток и спокоен и остался так до той минуты, когда смерть внезапно его поразила», – написал музыкальный педагог Зигфрид Ден, который в Берлине был рядом с композитором в дни болезни. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года.

Глинка не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя основоположника русской музыки.

В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

Прoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Иулиания и Симеон Вяземские
Культурный код. Подвижники. Павел Степанович Нахимов

Другие новости по теме