«Буду помнить»: жить нельзя умереть
Россия, 2010 год. Режиссёр Виталий Воробьёв. В главных ролях Роман Гольчук, Сергей Маховиков, Сергей Апрельский.Доходчивый, простой по форме фильм о войне. Раньше таких было довольно много, а сейчас почти не делают. Фильм снят на основе воспоминаний участников событий, и в этом его главная ценность – уж очень много сейчас желающих перелицевать военную историю страны.В районе Кавказских Минеральных Вод живёт простая советская семья. Главный герой фильма – 13-летний подросток-полукровка. Парень он довольно бедовый, поскольку воспитывает его в основном улица – отец недавно освободился по бериевской амнистии, успел отсидеть четыре года по ложному обвинению.
На дворе – сентябрь 1942 года. К городку рвётся 40-й танковый корпус гитлеровцев. Представители советской власти спешно покидают город, эвакуируют свои семьи. Предоставленное самому себе мирное население гадает, чего ждать от немцев. Разбомблены последние эшелоны. Атмосфера безвластия, когда прежняя власть ушла, а новая ещё не вступила в свою силу. Слухи о немецких гонениях на евреев. Грабежи магазинов и складов, сведение старых счётов с прежними обидчиками, поножовщина, изнасилования… Что делать, когда соседи теряют человеческий облик?
Воцарение немецкого порядка. Новые возможности: открыть своё дело, стать полицаем, служить новой власти… Сердобольные жители прячут от расправы евреев и членов семей коммунистов. Немцы обещают отправить еврейские семьи в Палестину. И «отправляют». Самый страшный момент фильма – это сцена у расстрельного рва, где полицаи требуют от несчастных сдать вещи, собранные в дорогу, и раздеться. Главный герой, Вадька, случайно попадает в эту очередь на тот свет, но его спасает сосед-полицай, имеющий виды на его очаровательную мать…
Фильм далёк от сусальности и не демонизирует излишне зло. Нерв в том, что мы губим тех, кого любим, и слишком поздно понимаем цену происходящему. Мудрая, добрая, человечная работа.
Кинокартина с большим успехом демонстрируется в Израиле – там не хотят забывать подвиг простых советских людей, спасавших приговорённых к смерти. Чаще всего – ценой собственной жизни. Хотелось бы, чтобы и мы помнили.