«Обречённые на войну»: история о Ромео и Джульетте для любителей Джармуша
Россия, 2008 год. Режиссёр Ольга Жулина. В главных ролях Нина Лощинина и Юрий Колокольников.Фильм снят по повести Василя Быкова – это сразу многое проясняет: драма. История о девочке, посланной на верную гибель поздней осенью 42-го года, и о людях, которых она встретила по пути. И о том мужчине, который пытался её спасти. Ромео и Джульетта в оккупированной Белоруссии.
В истории переставлены гендерные акценты: для простодушной, порывистой девушки превыше всего оказывается долг, для рационального и ответственного мужчины – желание жить. Однако логику искать не нужно, это – притча о добре и зле и их неисповедимых путях (кстати, в фильме много набожности).
Стартующий довольно неумело, с длиннотами, фильм потихоньку завладевает зрителем, и к середине повествования даже меняет жанр, превращаясь из военной драмы в триллер. Вообще, это перспективный ход для современного кинематографа, и здесь он тоже сработал: фильм смотрится с нарастающим вниманием.
Конечно, изумляет Нина Лощинина! Даже не предполагал, что у нас сейчас появляются такие дарования: выдающаяся драматическая актриса, несмотря на молодость.
Фильм оказался на грани авторского кино, поскольку он ставит очень острые вопросы – жить или умереть. На такое духовное горение не ходит массовый зритель. Это уже не первая попытка экранизации повести Быкова «Пойти и не вернуться» – в 1992 году «Беларусьфильм» снял одноимённую картину с Юлией Высоцкой в главной роли. Работа Жулиной производит большее впечатление. Ей удалось перевести рассказ на другой уровень. Думаю, его стоит посмотреть поклонникам культовой ленты Джима Джармуша «Dead Man». Наш фильм тоже можно трактовать как аллегорию. Скажем, глубоко символичен немой перевозчик, доставляющий главных героев на другой берег Немана, откуда нет возврата – это Харон.
Белорусские корни картины проявляются в том, что наши – это всё-таки добро, гитлеровцы и их пособники – это зло, и за это отдельное спасибо создателям «Обречённых на войну». Вопрос о предательстве тоже решён: нравственная правда с Зосей, а не с Антоном. Предательство – это преступление, а не заблуждение. Вот истина, дымящаяся как оружие после выстрела.