«Сердце Ангела»: больше, чем кино
США, 1987 год. Режиссёр Алан Паркер. В главных ролях Микки Рурк и Роберт де Ниро.20 лет назад на наших зрителей фильм произвёл очень сильное впечатление. Думаю, не ошибусь: здесь он отозвался сильнее, чем на Западе (говорят, в США картина едва ли не провалилась в прокате). Таких фильмов мы на тот момент ещё не видели. С тех пор наш мир коренным образом изменился, однако содержание «Сердца Ангела» оказалось куда глубже, нежели может показаться современным потребителям «ужастиков». Кажется, режиссёр Паркер сказал в этом фильме гораздо больше, чем собирался или даже на тот момент знал. Среди других его фильмов есть очень хорошие и даже по-своему знаковые (достаточно вспомнить «Стену» или «Эвиту»), но вот такого поразительного откровения нет больше нигде. В «Стене» политика перевесила посыл. А с «Ангелом» наоборот: увлекательный детектив оказался глубочайшей притчей. Оценить её подростку сложно – нужен некий жизненный опыт.
Мы сами творим свою жизнь и – самое главное – своими руками и через свои души приводим зло в мир. И мы почему-то убеждены, что Нечистый не стоит за нашим плечом, и мы не имеем к нему никакого отношения, а он – к нашим делам и мыслям. (Но кто поручится, что это именно так?!) Вот мы и сейчас, подобно герою фильма, предоставлены сами себе. Мы – частные детективы, рыщущие пропитания и часто не знающие толком, что нас ждёт за следующей дверью и кто заказывает музыку.
В этом фильме особенная атмосфера. Нельзя сказать, что атмосфера не возникала в лучших советских фильмах, но у наших кинематографистов она была принципиально другой, воздействовала на другие чакры. Кроме того, в «Сердце Ангела» была воссоздана Америка 50-х, которую мы прежде знали только из уст политических обозревателей. Мир кинофильма был экзотичным и пьянящим – от развесёлых похорон в Гарлеме до ритуальной пляски колдунов вуду, от зимнего пляжа в Бронксе до салона гадалки в Новом Орлеане. Снято было очень свежо. Блестящие актёрские работы. Внимание к деталям.
«Сердце Ангела» – эталонный по форме фильм. Некоторые находки прочно вошли в культурную среду – тот же вентилятор. Некоторые сцены так и стоят перед глазами, например, заплаканный главный герой в финальной встрече с Дьяволом («я знаю, кто я!..»).
В «Сердце Ангела» явилось Абсолютное Зло, и оно преследовало главного героя и настигло его. В советских фильмах персонифицированным злом являлись только люди – гитлеровцы или буржуазные недобитки. Никогда прежде Дьявол не появлялся на наших киноэкранах (хотя гостил в книгах – например, у Булгакова и Леонида Андреева). И Зло было действительно таковым, а не опереточными злодеями, в «Мастере и Маргарите» оказывающимися несчастным добряками. Это была настоящая, жуткая погибель, которая дожидается каждого из нас как Смерть и Отмщение за грехи, вольные или невольные.
Герой Рурка получился очень обаятельным. В нём была некоторая внутренняя хрупкость, которая заставляла сопереживать ему, хоть он вёл себя далеко не по-джентльменски. Поневоле зритель отождествлял себя с ним, загнанным и недоумевающим. В фильме много красивых женщин – от журналистки до ведуньи, от медсестры в частной больнице до Пифани. Невозможно забыть эротическую сцену, когда кровь бежит с потолка, подобно дождю. Финальная развязка вызывает в памяти пушкинского «Дона Гуана»...
Есть ещё один момент в фильме, который не укрывается при внимательном просмотре: каждый раз перед роковыми шагами Господь окликает Своих заблудших детей, пытается если не спасти, то хотя бы остановить главного героя…