«Игла»: кино для героя
СССР, "Казахфильм", 1988 год. Режиссёр Рашид Нугманов. В главных ролях: Виктор Цой, Марина Смирнова, Пётр Мамонов, Александр Баширов.Поэт и музыкант, лидер «Кино» успел сняться в нескольких кинолентах, и лишь единственный раз – в главной роли. «Игла» выбивается из ряда перестроечного кино. Это яркий иррациональный фильм, с особой неповторимой стилистикой. Зрительский интерес к нему не иссякает, самым свежим подтверждением тому служит снятая и готовящаяся в прокат «Игла Ремикс» (будем надеяться, что она не повторит провальную участь «Ассы-2»).
В своё время «Игла» снискала невероятную популярность, притом, что фильм сделан с непрофессиональными актёрами, с явно бедными и невнятными диалогами. Безусловно, самая большая удача – Цой в главной роли. Нельзя сказать, что он играет в фильме себя, как какой-нибудь Джон Малкович. Его герой Моро – не музыкант. Скорее, Виктор, благодаря чутью режиссёра, сумел воплотить на киноплёнке близкого себе по духу человека. Это неоромантик, замкнутый, молчаливый созерцатель, живущий по внутренним принципам и убеждениям.
В «Игле» Виктор Цой также выступил как исполнитель трюков, владеющий восточными единоборствами, и как автор инструментальной музыки. Короткая тема «Моро едет к морю», длящаяся чуть более двух минут, невероятно магнетическая, слушать её можно бесконечно. Не менее интересны придуманные Цоем музыкальные подражания: «Дина» в стиле Курёхина, пародия на группу «Центр» («Бошетунмай») и тема для лидера «Звуков Му» – «Артур (Мамонову)».
Вообще, неоспоримое достоинство картины – насыщенный звукоряд, составленный из музыки «Кино», нарезок радио-, телепередач и советских песен. «Дождик» в исполнении Пьехи, «Улыбнись» Магомаева приобретают прямо-таки психоделический эффект. Мультипликационные звуковые зарисовки превращают историю про борьбу с наркобизнесом в ироническое повествование о «приключениях нашего героя».
Тема наркомании служит лишь фоном происходящих событий, хотя отношение к ней чётко обозначено. Если девушку от зависимости спасает такой парень, как Витя Цой, поневоле задумаешься о том, что наркотики – зло, и поймёшь, на чьей стороне правда.
Мощные песни в начале и конце фильма, под появление и уход главного героя – «Звезда по имени Солнце», написанная во время съёмок, и «Группа крови» – сделали Цоя легендой уже при жизни. Именно их чаще всего поют подростки во дворах, вспоминая своего кумира. Поколение «родившихся после смерти Цоя» продолжает слушать его песни, смотреть кино с его участием, и для них Цой – жив.