«Мой ласковый и нежный зверь»
СССР, 1978 год. Режиссёр Эмиль Лотяну, в главных ролях Галина Беляева, Олег Янковский, Кирилл Лавров, Леонид Марков.Первыми создателями жестоких мелодрам были классики отечественной литературы, доказательством чего является данная экранизация ранней повести Чехова. Фильм действует наотмашь, как портвейн – на героя Кирилла Лаврова, графа Корнеева. Картину критиковали за «цыганщину», но я бы отметил главное: в фильме есть атмосфера, он стильный и могучий. Режиссёр знает, чего хочет, и не жалеет красок. Государство, в лице «Мосфильма» – не жалеет средств. (Художник здесь – Борис Бланк, тот самый, что только что провёл в Смоленске мастер-класс в рамках фестиваля «Смоленский ковчег»). Пожалуй, наш ответ Кустурице и всему «цыганскому» кинематографу заключается в том, что мы, вообще-то, его и создали.
Даже 32 года спустя «Зверь» производит сильное впечатление, и его реалии за эти годы стали гораздо ближе нашим соотечественникам: благородная бедность, знаете ли, все двери закрыты... К слову, фильм по замыслу и по исполнению намного опередил «Жестокий романс» Эльдара Рязанова…
Национальность режиссёра сказалась не только в привлечении неслабых цыганских хоров, но и во внешности главных героев: они у него все выглядят как заправские молдаване: долгогривые, долгоусые, к тому же слегка выцветшие на южном солнце (кроме главной героини, конечно).
Мне казалось, что у такого культового фильма должны быть собственные сайты в Интернете, о нём должно быть всё известно – как и при каких обстоятельствах снимался, на деле – ничуть не бывало. Остаётся ломать голову, где нашли заброшенную усадьбу Корнеева и какие города Золотого Кольца послужили местом съёмок. Я насчитал три: Ростов Великий, Суздаль, Углич (эпизод в церкви). Кто располагает подробной информацией – поделитесь, пожалуйста. Единственное, в чём нет недостатка – это в интервью Доги, как он написал за ночь своё самое известное произведение, поэтому на его дивной музыке зацикливаться не будем. Отметим только, что персонаж Лаврова явно столкнулся с рок-музыкой в её пра-обличье и запил. Подплывающий на лодке к цыганскому хору пьяный лауреат Государственной, а в очень скором будущем и Ленинской премии – это круто! Выпивать и молиться «по-гималайски» – тоже очень интересная находка создателей фильма. Граф в свом имении завёл такой образ жизни, который современная молодёжь называет словом «оттопыриваться».
И последнее. Фильм, насколько я помню, был – во весь экран, и производил впечатление размахом (вспомните: Марков и Беляева кружились от стены до стены в «Современнике»!). Сейчас почему-то и по телевизору, и на DVD доступна только обрезанная картинка, с соотношением сторон четыре к трём, что странно: операторская работа местами кажется просто нелепой, поскольку некоторые сцены сняты только общими планами. Рекомендую смотреть фильм с максимальным приближением – лучше видна игра актёров.