«Утомлённые солнцем – 2»: «Ширли-мырли» по-михалковски
Россия, 2010 год, режиссёр Никита Михалков, в гл. роли Никита Михалков.Столь громкую премьеру, как блокбастер от Н.С. Михалкова, снимаемый аж восемь лет, необходимо смотреть самому, чтобы составить своё собственное мнение. Такая премьера – событие в культурной жизни страны, независимо от результата. Дальше можно не читать, вдруг фильм вам понравится?
Не знаю, что такое «предстояние» лексически, но новый фильм Михалкова – это блистательный провал. На мой взгляд, беспрецедентный в его карьере. Столь явная неудача нуждается в осмыслении, для которой не хватит возможностей скромной киноколонки, однако несколько замечаний набросаем.
Пожалуй, главная претензия – неубедительность сценария и основных сцен. Никита Сергеевич не справился с материалом. Всё это мы уже видели, причём в лучшем исполнении. Страшные танковые атаки, например, гениально показаны в кинофильмах «Горячий снег» и «Они сражались за Родину». Лично мне интересен прекрасный актёр Евгений Миронов в новой ипостаси, но достигнутый результат не идёт ни в какое сравнение ни с упомянутыми фильмами, если говорить о командирах, ни с «В августе 44-го», если говорить об актёре.
В ключевых эпизодах – с расстрелом заключённых, с мостом, со сжиганием мирных жителей – не возникает ощущения истинности происходящего. Сердце молчит: нам просто показывают дурной сон режиссёра. Когда взрывается баркас на «милой мине», эффект чепухи только усиливается. Сюжет разваливается на глазах, Олегу Меньшикову просто нечего играть. Сцена с писающимся вожатым неубедительна, соболезнования Андрею Панину. Бывшая жена Котова, вернувшаяся к его палачу – только схема. Золотухин – пародия на самого себя, как и Адабашьян. Ну, и так далее.
За танки под парусами и какающего немецкого лётчика Михалкова не лягнёт только ленивый. Сюжет с обнажённой медсестрой вызывает определённое почтение, но не может вытянуть провальный фильм. Вместо правды о войне мы получили новый миф, причём довольно глупый – попробуйте пересказать увиденное знакомым. Как сказал однажды про сольное творчество Джон Леннон, полный контроль – это самоизоляция и скука. Смотреть продолжение, «Цитадель», совсем не хочется. Впрочем, зная трудолюбие Никиты Сергеевича, можно предположить, что «Цитаделью» дело не кончится.