Больше всего смоляне жалуются губернатору на ЖКХ, аварийное жильё и проблемы безбарьерной среды
Только за девять месяцев этого года в областную администрацию поступило около восьми тысяч обращений от смолян.Губернатор Алексей Островский ежемесячно проводит приемы граждан в Приемной администрации Смоленской области, а раз в квартал - в Приемной Президента Российской Федерации. Также регулярно проводят приёмы и заместители главы региона, кроме того, не реже двух-трех раз в месяц они выезжают в муниципальные образования.
- Для меня подобные встречи очень важны, поскольку это постоянная обратная связь с жителями области, возможность слышать от них о существующих реальных проблемах, а не о тех, которые, возможно, в своих интересах мне будут озвучивать мои подчиненные. В свою очередь, такие приемы - это возможность для людей, и я это четко понимаю, видеть и осознавать, что власть в лице губернатора не отдалена от них – власть рядом, она готова их слушать и слышать. А слушать и слышать в этом кабинете, как и в других местах, где я встречаюсь с людьми, приходится очень много такого, что вызывает сожаление, сочувствие, сопереживание, - поделился Алексей Островский. - Порой, когда люди приходят, например, с вопросами переселения из аварийного жилья, волосы дыбом встают, когда смотришь на фотографии этих объектов, и видишь, в каких катастрофически тяжелых условиях вынуждены жить люди. Слушая зачастую вопросы граждан, понимая, что помочь им не в твоей компетенции, не в твоих возможностях, притом, что широта полномочий у губернатора любого субъекта, действительно, большая, приходится извиняться перед людьми. Я стараюсь подбирать слова, быть одновременно и губернатором, и психологом. Я не отказываю никому и стараюсь встречаться со всеми. Постоянно пытаюсь, как и мои подчиненные, которые присутствуют на этих встречах, искать какие-то нетрадиционные, альтернативные варианты решения той или иной проблемы, чтобы все-таки найти хоть какую-то «зацепку» в действующем законодательстве, в действующей бюджетной ситуации в регионе и помочь людям. Пусть даже не в том вопросе, с которым они пришли. Когда понимаю, что с решением данной проблемы точно помочь не смогу, стараюсь узнать, могу ли я помочь в чем-то ином. Огромную радость доставляет, когда помогаешь людям, и они уходят со светлыми лицами, видя, что пришли не зря – помощь получили.
На что жалуемся?
Стоит отметить, что значительная часть вопросов, с которыми идут на приём смоляне, вообще не относится к компетенции главы региона. Их по законодательству должны решать федеральные структуры. Бывают и также вопросы, которые вообще никак не отрегулированы действующим законодательством. В основном, люди идут, когда не получают поддержку в районах на приемах у глав муниципальных образований.
- Хотя, хочу сказать слова и в их защиту (глав). У них также зачастую нет возможностей – ни юридических, ни правовых, ни финансовых, чтобы помочь заявителям. Потом люди идут ко мне, а я объясняю, что не только я, но и руководство страны не сможет решить поднимаемую проблему до тех пор, пока не поменяются те или иные федеральные правила, не будут внесены изменения в законодательство, - отметил губернатор.
Так, к примеру, одна из наиболее злободневных тем - переселение из аварийного жилья. Большое число смолян еще живут в тяжелейших условиях - в аварийном жилье, из которого нужно как можно быстрее их переселять. Но Федеральная программа, средства из федерального бюджета, направляемые в регионы, пока еще крайне малы для того, чтобы в кратчайшие сроки решить эту проблему повсеместно. Более того, Правительство приняло решение, что аварийным считается только то жилье, которое признано таковым по состоянию на 1 января 2012 года. А на территории области огромное количество домов, которые просто не попали в этот перечень, их, в принципе, нет в программе. Власти региона вынуждены ждать от федерального центра решений, по которым сроки признания жилья аварийным не будут ограничены какими-либо временными рамками.
Кроме того, существует еще одна составляющая: даже то жилье, которое признано аварийным, в каждом отдельно взятом случае является аварийным в разной степени. Есть ситуации, когда обрушение дома может произойти в ближайшие недели или месяцы. Но бывают также объекты, проинспектировав которые эксперты говорят, что есть еще возможность подождать. Властям приходится выбирать и в приоритетном порядке переселять людей из наиболее аварийных домов.
Часто к главе региона обращаются с проблемой, касающейся пока еще недостаточного уровня безбарьерной среды в регионе. Достаточно часто смоляне приходят с просьбой оказать содействие в решении вопросов, связанных с медицинским сопровождением и медицинским обслуживанием.
Еще одна проблема - это ликвидация очередности в детские дошкольные учреждения.
- Постоянно строя и открывая новые детские сады, вводя новые места, мы тоже постепенно решаем эту проблему. Значительное число детей после приема у меня или моих подчиненных были устроены в детсады и получают услуги дошкольного образования, - пояснил Алексей Островский.
По словам Алексея Владимировича, огромное количество обращений связано со сферой жилищно-коммунального хозяйства. По подобным вопросам сразу же даются поручения руководителю Госжилинспекции: выехать на место, организовать проверку, создать комиссию, провести экспертизу и, в случае подтверждения той или иной проблемы, сразу оказать необходимую помощь.
Кстати, по распоряжению главы региона, для наиболее эффективного взаимодействия с жителями области создали мобильные группы из числа представителей органов исполнительной власти. Они периодически выезжают в районы Смоленщины и проводят там приемы граждан от имени губернатора.
Про «отписки»
Глава региона рассказал и о так называемых «отписках», а также про то, что грозит за них чиновникам.
- Я стараюсь, чтобы мои подчиненные, те, кто готовит ответы, работает в Управлении по обращениям граждан, в департаментах, понимали, что я шутить не стану, и каждый, кто подобную отписку подготовит, безусловно, будет уволен, или, как минимум, получит дисциплинарное взыскание, - пояснил губернатор. - Но опять же не стоит обольщаться, все равно значительное количество отписок идет, по мнению граждан. Впрочем, многие из них я, кстати, не называл бы отписками. Так их воспринимают люди. Граждане, направляя письмо, хотят получить только положительное решение и тот ответ, который их устроит. А когда им мотивированно объясняют, что удовлетворить просьбу невозможно по тем или иным основаниям, большинство людей такие ответы как раз и называют отписками.
Бывают и жалобы на чиновников – порядка 2% от всех обращений.
- Сразу хочу сказать, что, к моей радости, как руководителя, большинство из этих жалоб не находят подтверждения. Но есть, конечно, отдельные случаи, и я за это очень сильно наказываю своих подчиненных, когда тот или иной чиновник в непозволительной форме общается или формально подходит к решению проблемы. Но такие случаи единичны, - отметил губернатор.
Некоторые смоляне приходят на личные приемы не для того, чтобы пожаловаться, а с предложениями. Здравые мысли и проекты, которые предлагаются к реализации, в администрации обсуждают на заседаниях и на различных совещаниях в разных форматах и стараются впоследствии учесть при работе.