Успенский собор: меняясь, оставаться прежним
У Смоленска есть два символа, неразрывно связанных с историей города. Это крепостная стена, о которой уже рассказывала команда проекта «Культурный код. Смоленск. 102.7 FM», и видимый из многих районов города возвышающийся над ним Свято-Успенский кафедральный собор. Именно о нём – его прошлом, настоящем и будущем – мы и расскажем...
Образец декоративного искусства
Свято-Успенский кафедральный собор – главное здание архитектурного комплекса Соборной горы. И вместе с тем – это одно из древнейших зданий всего Смоленска, хотя оно уже второе в истории города: первый каменный собор в честь Успения Божией Матери в 1101 году заложил князь Владимир Мономах. Он же принял участие в освящении храма и принёс в Смоленск икону Божией Матери «Одигитрия».
Нам, впрочем, неизвестно, как выглядел Успенский собор того времени, говорит профессор кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии, доктор исторических наук, кандидат богословия иеромонах Рафаил (Ивочкин):
«Как выглядел первый собор, к сожалению, сказать сложно, потому что не сохранилось его точных изображений. Скорее всего, это был величественный крестово-купольный храм, напоминающий нам византийскую архитектуру».
Крестово-купольные храмы, кстати, и сейчас можно увидеть в Смоленске. Это три церкви, построенные в XII веке: церковь святых апостолов Петра и Павла, храм апостола Иоанна Богослова и церковь Архангела Михаила. То есть, посмотрев на них и мысленно увеличив их размер, можно представить, каким был Успенский собор, построенный Владимиром Мономахом. Вначале он был главным собором Смоленского княжества, а с 1137 года стал кафедральным в Смоленской епископии.
Мономахов собор служил смолянам 500 лет. 13 июня 1611 года, когда после двухлетней осады польское войско ворвалось на улицы Смоленска, защитники города взорвали пороховые склады, устроенные в толще Соборной горы.
«Стены собора устояли, но обрушились своды, которые похоронили под своими руинами доблестных смолян. Затем над крышей Мономахова собора двенадцатого века была установлена деревянная крыша, он использовался как храм католического епископа, а с 1654 года началось строительство нынешнего собора», – рассказывает отец Рафаил.
Первое время, конечно, ушло на разборку руин Мономахова собора. Собственно строительство нового здания Свято-Успенского собора началось в 1670-х годах и с несколькими перерывами длилось целый век. Средства на его восстановление собирали смоляне, но стоит отметить, что и российские государи жертвовали значительные суммы денег и выделяли строительные материалы.
Завершал строительство Успенского собора Преосвященный епископ Парфений, в то время управлявший Смоленской кафедрой. Благодаря его трудам храм был не только достроен, но и богато украшен.
«Конечно, собор также является образцом декоративно-прикладного искусства. Мы видим великолепный, величественный иконостас, выполненный в смоленском стиле. Это, можно сказать, смоленская школа, но под воздействием малороссийских и даже польских элементов».
Иконостас, например, отличается обилием позолоченной резьбы и обилием цветов. О том, как убранство храма влияло на тех, кто входил в него, говорит, по мнению отца Рафаила, следующий факт:
«Наполеон, войдя в собор, изумился его внутренней красотой и, поражённый величием собора, снял шляпу».
Реликвии Успенского собора
В соборе, рассказывает отец Рафаил, хранится большое количество святынь. Это и древняя плащаница «Положение во гроб», вышитая в мастерской Ефросиньи Старицкой, и несколько старинных икон – списков с почитаемых образов Божией Матери. Но самая главная из них – Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», образ, известный во всей нашей стране и внёсший свой вклад в её историю.
«Первообраз Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», принесённый в Смоленск князем Владимиром Мономахом в начале двенадцатого столетия, к сожалению, утерян, – рассказывает наш собеседник. – Его последний раз видели перед Великой Отечественной войной. Сейчас на месте первообраза находится надвратная икона Божией Матери «Одигитрия», написанная специально для Смоленской крепостной стены. Этот образ находился над Днепровскими вратами».
Икона, к которой сейчас приходят поклониться верующие, в 1812 году сопровождала главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова. Перед ней молились войска, принявшие бой на Бородинском поле. В 1912 и 2012 годах образ повторял своё путешествие из Смоленска в Бородино, и в эти дни он встречался с ещё одним участником тех событий – коляской Михаила Кутузова.
В Свято-Успенском кафедральном соборе находится ещё одна святыня, чуть менее известная, чем Смоленская «Одигитрия». Она примечательна тем, что связана с одним из первых воинских подвигов, совершённых ради защиты нашей земли – ещё во времена татаро-монгольского нашествия.
Речь идёт о сандалиях святого мученика Меркурия Смоленского. Он прославился тем, что в начале XIII века, когда к Смоленску подошли полчища татаро-монголов, возглавил городское ополчение и по велению Пресвятой Богородицы сразился с захватчиками.
«Считается, что первое чудо, зафиксированное в Смоленске, было связано с Меркурием, когда Божия Матерь приказала ему возглавить отряд смолян и выйти на сражение с монголами. У села Долгомостье произошло сражение, смоляне победили, но сам Меркурий, по одному варианту жития, был убит в бою, по другому варианту жития – он был в изнемождении, уснул, и проходивший мимо воин-монгол отрубил ему голову. Ещё по одному преданию – он встал, взял отрубленную голову и принёс её в Смоленск, и люди, поражённые этим чудом, погребли его мощи в древнем Мономаховом соборе», – рассказал отец Рафаил.
Подвиг, совершённый Меркурием Смоленским, важен и тем, что спасённый им город, как и Великий Новгород, не был разорён татаро-монголами, хотя и платил им дань.
Сейчас в Успенском соборе хранятся сандалии святого мученика, но раньше реликвий было три. Копьё Меркурия Смоленского, по словам отца Рафаила, похитили французы в 1812 году, а шлем исчез уже в 50-е годы XX века. Проводились ли его поиски, неизвестно.
Празднование в память святого мученика Меркурия Смоленского было установлено в конце XVI века, но жители города почитали его как своего заступника уже с 1509 года. Почитают мученика и сейчас, говорит отец Рафаил.
«Сейчас Меркурия почитают как покровителя воинства. В день его памяти совершаются торжественные богослужения, сандалии Меркурия выставляются для всеобщего поклонения, и к нему приходят наши солдаты – помолиться о здравии, победе, своих родственниках. И родственники, с другой стороны, молятся о своих воинах перед этими сандалиями».
Современная жизнь собора
С течением времени меняется вся наша жизнь. Меняется и Свято-Успенский кафедральный собор, и его служение людям. Например, уже мало кто удивляется тому, что студенты Смоленской Православной Духовной семинарии проводят здесь экскурсии для паломников и мирян – тех, кто хочет прикоснуться к православной вере и богатой истории Смоленщины.
О современной жизни храма мы поговорили с Секретарём Смоленского епархиального управления, настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора иереем Владиславом Баганом. Наша беседа началась с вопроса о том, как изменился храм за последнее время.
«Собор появился задолго даже до рождения наших дедушек, и он простоял столько времени только благодаря тому, что в нём существенно ничего не меняется, слава Богу. Он стоит и приносит с собой радость, благодать. В нём на сегодняшний день совершаются ежедневные богослужения, в воскресные дни и двунадесятые праздники – несколько богослужений. В праздник Одигитрии и в дни Пасхи даже по три богослужения».
Современная жизнь Успенского собора – это не только богослужения, хотя они, конечно, являются главной частью его деятельности.
Собор открыт для прихожан, молящихся, паломников и, конечно, мирян – жителей Смоленска и туристов, которые приезжают в наш город, чтобы познакомиться с его историей и культурой. Прийти в него можно каждый день: в будние дни – с восьми утра до восьми вечера, а в выходные и праздничные дни – с семи утра до восьми вечера.
Жизнь собора подчиняется расписанию, которое стоит учитывать и туристам – в последнее время многочисленным, отмечает его настоятель. Например, экскурсии возможны только в то время, когда здесь не проводятся службы, а гид должен быть аккредитован. Это важное требование, поскольку гиду без аккредитации Паломнической службы Смоленской епархии проводить экскурсии в соборе просто не позволят. Так установлено законодательством, но в этом правиле есть и другой, пожалуй, более важный аспект, дополняет отец Владислав:
«Проводить экскурсии можно по-разному, и чтобы они и рассказы о святынях всё-таки соответствовали учению Русской Православной Церкви, светские экскурсоводы проходят специальные курсы. Также, помимо этого, у нас есть семинаристы – обучающиеся Смоленской духовной семинарии, которые в свободное от учёбы время по благословению Владыки могут проводить экскурсии».
Рассказать о соборе могут и штатные священники, и миряне – сотрудники Успенского собора. Эта информация, пусть и краткая, даст посетителю храма понимание того, какие святыни находятся в нём и что они значат для людей верующих.
Познакомившись с собором, паломники и миряне могут отдохнуть в небольшой трапезной. Она открыта специально для их удобства, и это ещё одна сторона современной жизни Успенского собора – его хозяйственной деятельности.
Здесь, например, для нужд трёх епархий – Смоленской, Вяземской и Рославльской – готовят просфоры – богослужебный литургический хлеб, который употребляется, например, в таинстве Причастия. К слову, продукция собора – вкусные хлеб и выпечка, приготовленные по старинным рецептам, – радует и простых смолян. Есть в Смоленской епархии и сельскохозяйственные угодья. Их планируют развивать, но о подробностях этой работы, отметил отец Владислав, говорить пока рано – нужно дождаться результатов.
Воскресная школа – продолжение традиций
Ещё одно важное направление работы Свято-Успенского кафедрального собора – образовательная деятельность, которая ведётся в воскресной школе, причём как для детей, так и для взрослых.
«С детьми рисуют, учат их основам рисования, церковному пению, церковной истории и умению читать на церковно-славянском языке, понимать эти слова и богослужения, потому что у нас богослужения проводятся на церковно-славянском языке. И самое главное – Закон Божий. То есть Основы веры православной, – рассказывает отец Владислав. – Но для взрослых, конечно, более сложные догматические вопросы нравственного богословия, общего порядка, который интересует взрослых, поскольку они уже опытные верующие, так скажем».
Отметим, стать учеником воскресной школы может любой ребёнок, причём прийти в неё можно в любое время. Строгой даты начала занятий – например, с 1 сентября – здесь нет, как нет и отставаний от программы. Дети получают достаточный объём знаний, говорит отец Владислав, но преподаватели заботятся о том, чтобы не перегружать учеников. Главное, чтобы им было интересно. Сейчас в воскресной школе около 50 детей, в основном это дети прихожан Успенского собора, но бывают и ученики из других, даже дальних районов Смоленска.
Ученики воскресной школы для взрослых – также в основном прихожане собора, которые идут на занятия после богослужений. В программе их обучения есть и такой предмет, как основы иконописи, который пользуется большой популярностью.
Интересна организация учебного процесса в воскресной школе. И у детей, и у взрослых занятия начинаются после богослужения – в двенадцать часов. И первое, что ждёт учащихся, – чаепитие, затем беседа, а потом уже и получение знаний.
«Это древняя традиция продолжения богослужений, – поясняет отец Владислав. – В состав богослужения входила трапеза. У древних христиан так было, и мы, в принципе, этой воскресной школой эту традицию продолжаем».
Большое внимание, безусловно, уделяется атмосфере на занятиях – она должна быть дружелюбной, отмечает настоятель Успенского собора. Человек, считает он, здесь должен чувствовать себя как в семье, с членами которой можно поделиться и радостью, и бедой.
Завершая рассказ о воскресной школе, отец Владислав говорит, что занятия в ней – живое распространение православной веры, которое даёт намного больше, чем чтение литературы и тем более сайтов в интернете. Стать учеником просто: узнать в соборе время и место, где проходят занятия, и прийти на них.
Помощь участникам СВО и их семьям
Готовность помочь тем, кто в этом нуждается, – отличительная черта верующих людей. Она ярко проявилась и два года назад: с первых дней специальной военной операции прихожане Свято-Успенского кафедрального собора по зову сердца начали собирать продукты, одежду и другие вещи, которые затем передавались участникам СВО. Впоследствии эта деятельность стала более организованной, а потом прихожане решили, что они готовы помочь общественному движению «Ваш тыл 67», говорит настоятель собора:
«Наши прихожане выступили с инициативой начать плести маскировочные сети. У нас делать это позволяет Богоявленский собор – большое помещение, где можно установить необходимые приспособления. Прихожане, пусть и не так быстро, как профессионалы, стали плести эти сети и передавать их на фронт».
Помощь участникам специальной военной операции не ограничивается плетением сетей и сборами необходимых на переднем крае вещей. Военнослужащие приходят в Успенский собор и за духовной помощью: пообщаться со священниками, совершить таинство Крещения или обвенчаться. Кстати, венчания запрещены в определённые дни, и для освящения брака иногда требуется благословение митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора.
Между Смоленской епархией и региональным филиалом Государственного фонда «Защитники Отечества» заключено соглашение о взаимодействии. В Успенском соборе, рассказал отец Владислав, ежедневно осуществляется поминовение погибших бойцов – их имена в епархию передают сотрудники фонда. С семьями павших, чтобы поддержать их в горе и укрепить их дух, неоднократно встречался Владыка Исидор.
В строгом соответствии с правилами
Ещё одна важная сторона жизни Свято-Успенского кафедрального собора – поддержание его величия и красоты. С учётом возраста здания заниматься этим приходится почти постоянно. Немалые труды к сохранению собора в своё время приложил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, служивший здесь четверть века.
В день, когда команда нашего проекта работала в соборе, в нём появились леса – один из первых признаков предстоящей реставрации. Конечно, она не первая в истории храма даже за последние годы. Но особенность реставрации как раз в том и заключается, что её результаты не всегда заметны людям, особенно неспециалистам.
У реставрационных работ, которые начинаются сейчас, несколько задач – разных по содержанию, но одинаковых по важности. Во-первых, предстоит укрепить подпорные стены и склоны Соборной горы. Это нужно для того, чтобы обеспечить сохранность самого здания – оно тяжёлое, но при этом стоит на возвышенности, а состояние склонов может ухудшаться по естественным причинам.
Второе направление реставрации – восстановление живописи, максимальное возвращение её к исходному состоянию, тому, которое было в момент написания, например, иконы. Делать это необходимо, потому что долгие годы подход к сохранению образов был простым: повреждения закрывались новыми слоями краски, а нередко их было несколько. К слову, такая судьба постигла и Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия»:
«То, что мы сейчас видим, это первообраз, который в течение многих лет был записан. Притом, многие говорят, что это в советские годы произошло. Это неправда! Дело в том, что именно купеческие мастера в своё время объявляли себя великими мастерами и, невзирая на какие-то последствия, писали так, как они видят».
Реставрационные работы, рассказал отец Владислав, выполняются в строгом соответствии с законодательством, утверждёнными проектами и, конечно, в определённой последовательности.
Так, сначала проводится экспертиза живописи. Задача этого этапа – установить, сколько слоёв краски нанесено на икону или фреску, а также когда их нанесли. Всё это поможет установить, каким был первообраз в момент написания.
После этого начнётся собственно реставрация, идеальный итог которой настоятель Успенского собора описывает так:
«Мы, если Бог даст, потом увидим тот самый аутентичный образ, который был при создании росписи собора. Как правило, он более каноничен, то есть соответствует правилам написания икон, потому что не всегда впоследствии эти правила соблюдались. То есть просто писали живопись, как картины в Эрмитаже, например. Это художественный талант, но это не богодухновенное письмо, потому что на иконах мы всё-таки изображаем горний мир».
В процессе реставрации, конечно, будет выполняться и восстановление икон, которые за долгое время подверглись каким-то механическим воздействиям, то есть пострадали и физически. В любом случае, эта работа долгая, дорогостоящая, но необходимая для того, чтобы сделать главный собор Смоленской области более аутентичным – таким, каким его видели наши предки.
***
Свято-Успенский кафедральный собор – настоящая святыня нашей земли, которую должны беречь не только люди верующие, но и каждый из нас, своим трудом и участием в жизни области помогая сохранить его для будущих поколений. Команда проекта «Культурный код. Смоленск. 102.7 FM» надеется, что наш рассказ подвигнет вас к тому, чтобы посетить Успенский собор, увидеть его святыни и познакомиться с его историей.
Прослушать радиоверсию программы о Свято-Успенском кафедральном соборе можно, отсканировав приложенный в конце публикации QR-код, либо из браузера
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Алексей Матвеев