Центр русской культуры рубежа двух столетий
Место, в которое команда проекта «Культурный код. Смоленск. 102.7 FM» отправилась в этот раз, находится всего в двадцати километрах от Смоленска. Сто лет назад оно считалось одним из культурных центров Российской империи. Здесь работали художники Михаил Врубель, Сергей Малютин и Илья Репин, здесь же композитор Игорь Стравинский сочинил первые лады балета «Весна священная», над которым он начал работать вместе с Николаем Рерихом. И те же сто лет назад это место стало известно и в Европе, когда на выставке в Париже были представлены вещи, созданные в мастерских, которые открыла здесь меценат княгиня Мария Тенишева.
О её жизни и деятельности сейчас, в принципе, напоминает не так много мест – не только в России, но и за границей. И от этого особенно значимым становится тот факт, что именно в Смоленской области находятся важнейшие из них – музей «Русская старина» и историко-архитектурный комплекс «Теремок».
Популярность «Теремка» растёт
Сто лет назад в России и Европе, конечно, громче звучало название Талашкино, где находился усадебный дом князей Тенишевых. Но история нашей страны оказалась такова, что до наших дней гораздо лучше сохранилось Флёново – сейчас посёлок, а век назад – хутор. Он также принадлежал князьям Тенишевым, но никогда не был частью имения Талашкино, отметила старший научный сотрудник историко-архитектурного комплекса «Теремок» Марина Киреева.
«Это были две отдельные автономии, которые существовали независимо друг от друга. Что такое хутор Флёново? Это школьная усадьба. Можно сказать, как государство в государстве, где было всё своё: земля, учебное заведение, работы, финансы, то есть она существовала независимо от имения Талашкино, хотя преемственность была. Например, ученики школы на практику отправлялись в имение Талашкино, кто-то после окончания школы устраивался в Талашкино наёмными работниками», – рассказала она.
Сейчас историко-архитектурный комплекс «Теремок» занимает территорию площадью в четырнадцать гектаров. В его состав входят четыре объекта: церковь Святого Духа, сам «Теремок», а также здания бывших общежития для мальчиков и сельскохозяйственной школы. Стоит отметить, что музейная работа здесь ведётся с 1963 года – тогда на первом этаже «Теремка» были фонды музея, а на втором размещалась экспозиция. Кстати, здания церкви и «Теремка» – оригинальные, а школы и общежития – нет.
«В 1986 году прошла реставрация, в ходе которой здания школы и общежития для мальчиков разобрали до основания, то есть они у нас восстановленные», – пояснила Марина Киреева.
Музейный комплекс всегда пользовался популярностью, рассказала главный научный сотрудник, но в последние годы число посетителей значительно выросло – примерно в два раза. Сегодня эта цифра составляет около 70 000 человек в год, причём сотрудники музея говорят, что любимого сезона у туристов нет.
«Да, раньше основной наплыв был летом, но сейчас у нас наплыв круглый год: и зимой, и весной, и летом, и осенью. Летом, во время отпусков, к нам приезжают много индивидуальных туристов и небольшие группы – это время отпусков, и люди с удовольствием едут к нам. В большинстве своём они, конечно, заказывают экскурсии, уезжают все довольные и счастливые».
Школа: ремёсла и искусство
Своё знакомство с историко-архитектурным комплексом «Теремок» мы начали с сельскохозяйственной школы для крестьянских детей, которая была построена здесь в 1894 году. Надо сказать, что в самом имении Талашкино была школа, открытая для обучения крестьянских детей грамоте и ремёслам. Это учебное заведение создала княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Мария Тенишева, став владелицей имения Талашкино, перевела школу на специально приобретённый для этого хутор Флёново. Спустя короткое время она расширила программу и материальную базу этого учебного заведения. Мария Клавдиевна и Екатерина Константиновна поставили перед собой задачу – воспитать хозяина на земле, сформировать высокообразованную и всесторонне развитую личность.
Обучение в школе было бесплатным и в первое время длилось шесть лет – по три года в приготовительном и специальном классах. Но уже в начале XX века срок обучения сократили на год, поскольку в школу перестали принимать неграмотных детей, отправляя их на один год обучения в окрестные сельские училища. Среди предметов – Закон Божий, русский язык, арифметика, позже к ним добавлялись биология и зоология, химия и физика, история и география, черчение с основами землемерия. Большой упор в школе делался на обучение ремёслам, но это направление в программе школы появилось не сразу.
«Идея включить ремёсла в школьную программу принадлежала Екатерине Константиновне. У нас хранится устав школы, на котором рукой Марии Клавдиевны написано: «А нужны ли ремёсла?» И в 1896 году в школьной программе ремёсел нет, но уже в 1898 году они в ней всё-таки появляются», – рассказывает Марина Киреева.
Мальчики занимались столярным, гончарным и кузнечным ремеслом, корзиночным плетением, девочки – рукоделием: вышивкой и кружевоплетением. В основу ремесленного обучения ложились и модные журналы того времени, и эскизы художников, которые работали в Талашкине, и, конечно, традиционные смоленские вышивки. Задания постепенно усложнялись, но к концу обучения в школе дети получали профессию, которая в будущем могла стать главным источником средств в семье. Наша собеседница отмечает, что это и было основной задачей всех школ, которые князья Тенишевы открыли в разных городах России: из них выходили люди, полностью готовые к самостоятельной жизни.
Школа была оснащена методическими и наглядными пособиями, причём это касается не только учебных пособий, но и в целом учреждения. При нём, например, работала метеостанция, её данные служили для уточнения сроков посева разных сельскохозяйственных культур. Отдельно стоит сказать и про пасеку, на которой были и давно известные колоды для пчёл, и самые современные ульи. Один из них стоял на весах – в период медосбора ученики взвешивали его, определяя влияние погоды на работу пчёл. В школьном саду росло несколько десятков сортов яблонь, груши и сливы.
Во второй части зала, оформленного как учебный класс, представлены предметы крестьянского труда и быта начала XX века: деревянные грабли и вилы, принадлежности пчеловодов, верстак с инструментами, коклюшки для кружевоплетения, подлинные полотенца, вышитые смоленскими крестьянками.
Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию – об этом направлении рассказывает второй выставочный зал в бывшей сельскохозяйственной школе. Ребята занимались рисованием, хоровым пением, при школе был организован балалаечный оркестр и самодеятельный театр. Постановки в нём готовила сама Мария Тенишева. Сама она, к слову, театр не очень любила, но считала, что он может быть одним из лучших способов воспитания детей.
«Театр украшали по эскизам Сергея Васильевича Малютина, и в этом зале, по сохранившимся фотографиям, выполнена роспись, подобная той, что была в театре: занавес, на котором изображён Баян, украшал театральную сцену. Театр был рассчитан приблизительно на двести мест – для сельского театра это, конечно, достаточно много, отмечает старший научный сотрудник комплекса».
В зале, о котором идёт речь, представлены два предмета, созданных по эскизам художника Сергея Малютина: панно «Садко – богатый гость» и сани-возок.
В театре, который организовала в Талашкине княгиня Тенишева, также проводили народные чтения с туманными картинками. Они не только развлекали местных крестьян, но и просвещали их.
Просветительская деятельность в бывшей сельскохозяйственной школе продолжается и в наши дни. Так, здесь проводят мастер-классы, во время которых дети и взрослые могут попробовать себя в кузнечном и гончарном деле, а также в чистописании. Пишут перьевыми ручками – по образцам прописей столетней давности.
Построенная из местных материалов
Увенчать труды по созданию сельскохозяйственной школы должна была церковь, о строительстве которой княгиня Тенишева задумалась вскоре после приобретения усадьбы Талашкино и хутора Флёново. Эта часть историко-архитектурного комплекса «Теремок» по-своему примечательна. Одна из причин этого – люди, которые работали над её созданием.
Однако начать нужно с того, что своей церкви не было ни в Талашкине, ни на хуторе Флёново. Более того, они относились к разным приходам, и ученикам школы приходилось пешком, в любую погоду ходить по нескольку километров в церковь, где они пели в хоре. Это и стало одной из причин строительства храма.
«Мария Клавдиевна пишет: «Мы долго искали место для церкви, ездили и ходили вокруг Флёнова, обсуждали этот вопрос со всех сторон и наконец нашли. Это было восхитительное место, лучше которого вряд ли возможно найти для церкви. Оно точно для того и было предназначено. Здесь, рядом со школой, на высокой красивой горе, покрытой соснами, елями и липами, с необозримым кругозором, положено было основание храму во имя Святого Духа. Хотелось дело любви – школу увенчать неугасимой лампадой – церковью», – цитирует воспоминания княгини Тенишевой сотрудник музея.
Строительство любого здания начинается с проекта. Так было и с церковью Святого Духа, причём требовательность княгини Тенишевой привела к тому, что внешний облик храма был определён далеко не с первого раза. Над проектами работали без преувеличения лучшие архитекторы, историки и художники России того времени: Адриан Прахов, Владимир Суслов, Михаил Врубель. В архивах сохранились и эскизы храма, выполненные неизвестным художником.
Так или иначе, проект был выбран: княгиня Тенишева остановила своё внимание на эскизах Сергея Малютина. Сейчас считается, что у церкви Святого Духа три автора: Мария Тенишева, Сергей Малютин и Иван Барщевский – один из соратников княгини.
Ещё одним её требованием было использование при строительстве местных материалов:
«Кирпич, из которого строили храм, изготавливали здесь же – на кирпичном заводе, и каждый кирпич имеет клеймо «МТ». Позже храм облицевали жёлтым голландским кирпичом, хотя изначально этого делать не планировалось».
Церковь была заложена в 1900 году, но уже в 1903-м строительство было остановлено из-за нарушений в ходе работ. С 1908 года тем не менее приступили к внутренней росписи храма – автором фресок был Николай Рерих. К сожалению, они не сохранились, и увидеть их в наши дни можно только в документах, которые собраны в различных архивах.
Однако над входом в церковь Святого Духа сохранилась мозаика, созданная Николаем Рерихом, – «Спас Нерукотворный». За долгую историю существования церкви она, конечно, сильно пострадала, и то, что сейчас видят гости комплекса «Теремок», – результат последней масштабной реставрации. Работы проводились несколько лет назад, и в числе их задач как раз и было восстановление уникальной мозаики.
К слову, сто лет назад она набиралась в мастерской Владимира Фролова в Санкт-Петербурге – одной из лучших в Российской империи.
«Собственно, Мария Клавдиевна всегда старалась применять только самое лучшее, поэтому она и обратилась именно к такому высококлассному специалисту, как Фролов», – подчёркивает Марина Киреева.
Завершая знакомство с церковью Святого Духа, расскажем ещё два факта о ней. Первый – то, что храм должен был стать усыпальницей: в нём был сооружён склеп, где похоронили Вячеслава Николаевича Тенишева. Второй – церковь так и не была освящена, и в ней никогда не проводились службы. Более того, в советское время её, как тогда было принято, использовали сначала как зернохранилище, а позже – как склад минеральных удобрений.
«Теремок» и его экспонаты
Так же, как и весь историко-архитектурный комплекс, называется, пожалуй, самая известная его часть – «Теремок». Сказочный домик, построенный по проекту Сергея Малютина, – настоящий памятник русского зодчества. И, как у многих памятников, о которых рассказала команда нашего проекта в цикле «Место притяжения», у него своя, не всегда простая, история.
«Теремок» появился в 1901 году, и он в чём-то похож на дом, который ранее был построен для семьи Сергея Малютина, приехавшего в Талашкино по приглашению княгини Тенишевой. Он назывался «Дом у дороги» и до наших дней не сохранился. А сам «Теремок», как говорит наша собеседница, благополучно здравствует, а недавно в нём завершилась ещё одна реставрация.
«Если говорить о масштабных реставрациях, то это была третья из них. Первую реставрацию «Теремка» провели в 1959 году, вторая проходила в 1986-м, и вот третья была завершена буквально несколько месяцев назад», – рассказывает старший научный сотрудник комплекса.
В течение десяти лет после окончания строительства «Теремок» был библиотекой с читальным залом для детей и учителей, а иногда его использовали как гостевой дом. Например, в 1911 году княгиня Тенишева поселила в нём композитора Игоря Стравинского, который приехал в Талашкино по инициативе Николая Рериха, прекрасно знавшего, какая творческая атмосфера царит в имении Марии Клавдиевны.
Здесь и началась совместная работа художника и композитора над балетом «Весна священная». Николай Рерих написал для него либретто, выполнил эскизы задников и костюмов, в которых использовал элементы традиционной смоленской вышивки. А Игорь Стравинский, сочинив первые лады балета, по просьбе княгини записал их на одной из балок балкона. Этот своеобразный автограф композитора, к сожалению, не сохранился – балка была утрачена во время первой реставрации «Теремка».
После Великой Отечественной войны «Теремок» использовался как жильё: его комнаты разделили перегородками, создав таким образом несколько небольших помещений. Но стоит отметить, что уже в 1946 году академик Игорь Эммануилович Грабарь поднял вопрос о необходимости сохранения двух памятников архитектуры – «Теремка» и церкви Святого Духа. И, как уже говорилось ранее, с 1963 года в «Теремке» начал работать музей.
Разделить хранилище и экспозицию позволила конструкция здания, рассказала Марина Киреева. Дело в том, что вход в «Теремок», который при княгине Тенишевой был главным, позволяет пользоваться двумя этажами независимо друг от друга. Дополним, что и лестница, которая ведёт с первого этажа на второй, сохранилась со времени строительства. В ней заменили всего три ступени. Резные балясины, оформленные в виде листьев папоротника, – тоже подлинные.
После прошедшей реставрации экспозицию «Теремка» обновили, но в ней по-прежнему представлены по-настоящему ценные предметы, в том числе – созданные известными гостями Талашкина. Это, например, балалайки, расписанные Михаилом Врубелем, на которых играли в Париже – на Всемирной выставке 1900 года. В «Теремке», кстати, представлены три из них, четвёртая хранится в Третьяковской галерее.
«На эту выставку Мария Клавдиевна решила отвезти свой школьный балалаечный оркестр, но когда она рассказала об этом ребятам, они, конечно, так разволновались, что никакие репетиции не могли привести их в чувство. Тогда Мария Клавдиевна обратилась к Василию Андрееву, и в Париж поехал его оркестр, в состав которого вошли лучшие учащиеся школы. И как написала Тенишева в своих воспоминаниях: «Выступление оркестра произвело фурор».
Среди экспонатов музея интересна мебель, созданная по эскизам Сергея Малютина. Это столик с агатом в форме ступы Бабы-Яги, сундук, стол, стулья, буфет и кабинетные кресла. После отъезда из Талашкина художник забрал часть мебели с собой. Как рассказала наша собеседница, сохранились фотографии, на которых запечатлена семья Малютиных, сидящих за столом из «Теремка» в московской квартире.
Интересен и деревянный ковш, изготовленный выпускником сельскохозяйственной школы Александром Мишоновым из одного массива дерева.
«Создавая этот ковш, он проявил себя и как художник, и как резчик по дереву. Мишонов объединяет два ковша: ковш-скобкарь, который по форме напоминал утицу, где голова и хвост были рукоятями, и ендову – круглый ковш, где был специальный жёлоб-слив, и наклоняя ендову, из неё можно было куда-то наливать содержимое. И здесь ендова и скобкарь выполнены в едином ковше в форме рыбы», – поясняет старший научный сотрудник «Теремка».
В экспозиции представлена часть фриза «Каменный век. Север. Олени», созданного Николаем Рерихом, шкатулки, изготовленные по эскизам художника Алексея Зиновьева, и керамика, авторство которой может принадлежать самой княгине Тенишевой.
На одном из самых ценных экспонатов стоит остановиться отдельно. Это портал «Георгий Победоносец», выполненный из эмали. Его автор – сама Мария Клавдиевна Тенишева, работавшая с эмалями с конца XIX века и в 1916 году защитившая диссертацию по теме «Эмаль и инкрустация».
«В портале она использовала более двухсот непрозрачных цветов и оттенков эмали. В основе здесь медь, эмаль, а свободное пространство покрыто толстым слоем позолоты, – описывает Марина Киреева. – Марию Клавдиевну как художника-эмальера, конечно, признали за рубежом. Её персональные выставки проходили в Париже, Лондоне, Праге, Риме, и в её жизни эмаль сыграла не последнюю роль. Уже будучи в эмиграции, Мария Клавдиевна на заказ делала художественные пуговицы, специальные оправы для женских сумочек, броши, и всё это продавала».
Прикоснуться к наследию Тенишевых
Княгиню Тенишеву во всех её начинаниях поддерживали и муж Вячеслав Николаевич, и подруга Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Их трудами в Талашкине и Флёнове был создан настоящий центр русской культуры, где раскрылись и получили поддержку таланты многих её деятелей.
Наследие Марии Клавдиевны Тенишевой поистине огромно. Говоря о нём, мы имеем в виду не только экспонаты, собранные ею для музея «Русская старина», или вещи, созданные в талашкинских мастерских. Её наследие – в первую очередь огромный вклад в поддержку и развитие русской культуры конца девятнадцатого – начала двадцатого века. И пусть от самого имения Талашкино не осталось практически ничего, историко-архитектурный комплекс «Теремок» позволяет нам почувствовать атмосферу этого центра культуры, прикоснуться к истокам богатейшего наследия князей Тенишевых.
Справка Smolgazeta
Историко-архитектурный комплекс «Теремок» находится в посёлке Флёново Смоленского района. Добраться до него можно либо на городском общественном транспорте (маршруты № 104 до пос. Талашкино и № 130), либо на автомобиле, воспользовавшись навигатором (координаты по сервису «Яндекс.Карты» – 54.659355, 32.208079).
Фото: Вера Усердная
Прослушать радиоверсию программы об историко-архитектурном комплексе «Теремок» можно, отсканировав приложенный в конце публикации QR-код, либо из браузера
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Алексей Матвеев