У святого истока Днепра – колыбели нашей веры и культуры
В представлении многих из нас место притяжения – это природный или рукотворный объект, появившийся многие годы, века и даже тысячелетия назад, имеющий богатую историю и особое значение для людей. Немаловажным является и фактор его доступности для посетителей: если добраться к нему легко, то и гостей здесь всегда будет много – место будет притягивать их к себе. Вместе с тем есть и такие места, которые появились совсем недавно по историческим меркам, но уже получили известность среди людей даже несмотря на отдалённость их расположения, что во многом происходит благодаря их огромному духовному значению. В сегодняшней публикации мы знакомим читателей как раз с таким местом, где побывала команда проекта «Культурный код. Смоленск. 102.7 FM», – Свято-Владимирским мужским монастырём на истоке Днепра.
Место с глубочайшим значением
История этой обители, самой молодой на Смоленщине, началась уже в XXI веке: в 2004 году здесь построили часовню и храм в честь святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Их возведение здесь увековечило память воинов 119-й Красноярской стрелковой дивизии, которая осенью 1941 года обороняла на истоке Днепра дальние подступы к Москве.
Строительство монастырского комплекса, рассказывает наместник святой обители игумен Тимофей (Ближенский), началось по инициативе и с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Работы начались в 2014 году, а уже в 2015-м, 29 августа, Предстоятель Русской Православной Церкви освятил монастырь.
Стоит отметить несколько важных моментов, связанных с возведением обители. Первый из них – то, что строительство шло на средства благотворителей, имена которых, согласно традициям Церкви, мы называть не будем. Скажем лишь, что и сейчас они не оставляют монастырь без своего внимания, поддерживая его и заботясь о том, чтобы здесь были все условия для монашеской жизни. Второй – то, что ещё в начале строительства Святейший Патриарх Кирилл говорил о том, что обитель должна отвечать духовным потребностям и монашествующих, и мирян. Выполнить это пожелание Святейшего получилось, о чём сам он и сказал, освящая монастырь:
«Будучи ещё митрополитом Смоленским, я с большой радостью воспринял известие о том, что нашлись люди, которые были готовы начать строить этот храм. Но, к сожалению, в то время обстоятельства не позволяли сделать то, что сделано сегодня: и завершить строительство храма, и возвести замечательные монашеские корпуса, и сделать это место удобным, приятным для жизни, для уединения, для молитвы, для паломничества и даже для отдыха людей».
Третий же момент связан с местом, на котором стоит обитель: её строили в рамках программы «Славянские ключи», объединившей истоки четырёх рек, берущих начало на Валдайской возвышенности, – Днепра, Волги, Западной Двины и Волхова.
«У этого места глубочайшее значение: оно является истоком реки Днепр, купели Крещения всех нас – всего русского народа, колыбели нашей веры и культуры, – говорит игумен Тимофей. – Сюда приезжают в том числе и те, кто хочет увидеть исток Днепра, прикоснуться к нему. Приезжает много молодёжи из Смоленска, Москвы, Санкт-Петербурга, и в их глазах я вижу гордость за то, что такое место есть в России».
Вспоминая свои первые впечатления от обители, игумен называет её удивительной, идеальной для монашеской жизни: здесь нет мирской суеты, но есть тишина, которая даёт настрой для главного монашеского делания – молитвы.
Бытовые вопросы братии и гостей обители
Монастырь живёт по строгому уставу, а это значит, что здесь ежедневно совершаются богослужения, самое главное из которых Божественная литургия. Паломники и духовенство, приезжающие в обитель, также отмечают её особый дух – в проведении служб и духовной атмосфере.
Впрочем, не только молитвой заняты насельники Свято-Владимирского монастыря. Их, к слову, немного: братии всего семь человек, есть и трудники (те, кто работает в обители, помогая в различных делах). Дел хватает на всех – в монастыре своё хозяйство, без которого обители, находящейся почти в 50 километрах от Сычёвки, обойтись сложно. Здесь держат птицу и пчёл, есть огород с теплицами, где выращивают огурцы и помидоры. В этой работе монахам помогают и трудники, и миряне, в том числе – заботящиеся о благоустроении монастыря.
Отвечая на вопрос о том, кто может приехать в монастырь и что для этого потребуется от человека, отец Тимофей выделяет две категории людей: трудников и паломников. Приезжают и неверующие люди. С первыми, до того, как они приступят к исполнению назначенных им обязанностей, обязательно должен побеседовать наместник. Вторые же могут воспользоваться сайтом монастыря, на котором указаны контактные данные, и забронировать номер в гостинице.
«У нас довольно комфортабельная гостиница, – говорит игумен Тимофей. – Мы принимаем всех – не только верующих, и кто-то может приехать, чтобы просто полюбоваться природой, а кто-то пойдёт на службу, побеседует с братией, чтобы испросить духовный совет или молитву».
Таким образом, в Свято-Владимирском монастыре выполняют наказ Святейшего Патриарха Кирилла, делая обитель комфортной для всех её гостей. Но стоит, конечно, помнить: это всё-таки монастырь, а потому соблюдать правила жизни в нём нужно.
Приезжают сюда, рассказал наместник, люди разных возрастов, но больше всего – молодёжь и люди среднего возраста. Свидетелем тому, кстати, были и мы – команда проекта «Культурный код. Смоленск. 102.7 FM»: в день нашего визита в монастырь мы встретили нескольких человек – постояльцев гостиницы, гулявших рядом с обителью.
Завершая рассказ о бытовой стороне, стоит сказать, что тепло в обители поддерживают с помощью пеллетов – спрессованных брикетов из опилок хвойных пород дерева, которые производятся в Вязьме.
«Довольно эффективно и хорошо, мы не мерзнём», – отмечает наместник монастыря.
О символизме и сложностях деревянного зодчества
Внимание всех, кто приезжает в обитель, привлекает характер её построек: они выполнены в русском стиле, из дерева. И в этом тоже есть свой символизм. Привычный для России строительный материал связывает монастырь и с русским Севером с его богатейшими традициями деревянного зодчества, и с временами, когда великий князь Владимир принял Православие, тем самым определив исторический путь всей нашей страны.
«Возможно, когда монастырь приобретёт размах, – говорит игумен Тимофей, – и у нас появятся каменные постройки».
А пока братии нужно заботиться и о состоянии основных построек обители – храма, колокольни, часовни на истоке Днепра. В этом сложном деле – «забот очень много» – им помогают специалисты, в том числе из других областей и краёв России. Например, в 2020 году полностью заменили крышу храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. При проведении работ использовали бересту, которую специально привезли из Улан-Удэ – столицы Республики Бурятия. С ней – специальной, толстой – по старинным технологиям работали мастера из Костромы, рассказывает наместник монастыря:
«Они применяют её именно на храмах: кладут рыжей коркой вверх, и она становится как антисептик – не даёт заводиться под деревом ни грибкам, ни плесени. Под крышей нет рубероида или похожих материалов – всё натуральное».
В солнечную погоду, добавляет отец Тимофей, высохшие осиновые чешуйки на куполе храма поблёскивают золотом – такова особенность этого вида древесины.
Уникальные иконы обители
Об особенностях, а точнее, об уникальности монастыря его гостям расскажут в Свято-Владимирском храме. Повествование, как правило, начинается с рассказа об иконостасе – его писали в Молдавии, – а продолжается разговором об иконах, перед которыми можно помолиться.
Так, икона святого равноапостольного великого князя Владимира была написана афонскими монахами – насельниками монастыря Святого Пантелеймона. Заслуживает внимания и образ Спаса Нерукотворного, который скорее можно отнести к произведению искусства, поскольку выполнен он не на традиционной для иконописи доске, а на ткани.
Ещё одна икона святого князя Владимира изготовлена из различных минералов и, по сути, представляет собой фреску:
«Минералы дробятся в мелкую крошку и наносятся на основу – её рисунок выполнен клеем. Сверху она украшается крупными декоративными элементами: здесь и янтарь, и перламутр, и жемчуг. Но уникальность иконы не в том, как она сделана, а в том, что она была в космосе – на международной космической станции».
Есть в храме и старинная икона, прошедшая реставрацию, – образ Феодоровской Божией Матери, точная копия с чудотворного образа. Особо почитает братия ещё одну святыню – икону святого преподобного Александра Свирского, её подарил обители Святейший Патриарх Кирилл в день освящения монастыря.
Фестивали, пленэры, Вахты Памяти
Свято-Владимирский мужской монастырь – это, помимо прочего, и территория проведения самых разных мероприятий. Главным для святой обители, конечно, является престольный праздник – день памяти святого равноапостольного князя Владимира, День Крещения Руси.
«На территории обители проходит Божественная литургия под открытым небом, после которой совершается традиционный Крестный ход на исток Днепра, освящаются воды истока», – рассказывает игумен Тимофей, дополняя, что в этот день здесь также выступают творческие коллективы из различных районов Смоленщины.
Проходят здесь и светские мероприятия, самое известное из них – фестиваль «У Святого истока Днепра», который начинался как международный. Но таким, каким он должен быть – объединяющим три братских славянских народа, – праздник, к сожалению, пока так и не стал. Тем не менее в день его проведения – 29 августа – в монастырь приезжают не только смоляне, но и гости из других регионов, которые участвуют в праздничной Божественной литургии, Крестном ходе к камню, установленному в память о сражавшихся здесь бойцах и командирах 119-й Красноярской стрелковой дивизии. Возле истока Днепра разбивают торговые палатки, организуют игровую площадку, фотовыставки, выставки-продажи изделий мастеров декоративно-прикладного искусства и сувенирной продукции, а на сцене, установленной здесь же, выступают коллективы и солисты областных и муниципальных учреждений культуры Смоленской области.
Творческой жизнью обитель живёт и в дни, когда на её территории проводятся пленэры для учащихся художественных школ региона.
Приезжают сюда и бойцы поисковых отрядов, участвующих в Вахте Памяти «Дудкинский рубеж». Отметим, это не только смоленские поисковики, но и красноярцы – они разыскивают своих земляков. Поисковые экспедиции работали здесь весной, а в сентябре в обители ждут осеннюю Вахту Памяти.
«Во время весенней Вахты были найдены останки трёх бойцов, в прошлом году – семнадцати, надеемся, что ещё что-то нам откроется в сентябре», – говорит наместник монастыря. Кстати, весной было найдено два медальона, один из которых уже расшифрован, над вторым специалисты пока ещё работают.
Что такое монастырское подворье?
Свято-Владимирский мужской монастырь, несмотря на его значительную отдалённость и небольшую по численности братию, живёт полной жизнью в соответствии со своим уставом, и, как мы узнали, там готовы поделиться своими знаниями и советом с каждым, кто приедет в обитель.
Да, сделать самому это может быть сложно, но можно обратиться и в подворье монастыря, которое находится в Смоленске. О том, для чего создаются подворья, с чем в них могут прийти смоляне и гости нашей области, мы побеседовали со штатным священником храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери Подворья Свято-Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра иереем Сергием Жуковым.
Разговор мы начали, конечно, с вопроса о том, что же такое подворье.
«Подворье – это представительство, частичка монастыря, в данном случае – обители на истоке Днепра. Это структура, которая помогает, облегчает монастырскую жизнь в любом городе, и в любом случае – это расширение паствы, усиление молитвы», – рассказал отец Сергий, сравнив подворье монастыря с посольством любой страны.
Подворье Свято-Владимирского мужского монастыря в Смоленске было создано в 2016 году, и поскольку сама обитель относится к Вяземской епархии, то и подворье относится к ней. И это, скажем так, уникальная ситуация – по крайней мере, для Смоленской области. Статус подворья определяет особенности жизни храма Тихвинской иконы Божией Матери прежде всего, необходимости во всём следовать монастырскому уставу. Богослужения проводятся без каких-либо сокращений, дополняет отец Сергий:
«То, что дано Богом, и то, что намолено тысячелетиями, не должно нарушаться».
Ещё одна особенность в том, что два праздника в году – на Рождество и Пасху – в трапезной обители будут мясные продукты, в остальное время – только рыба, естественно, в разрешённые для этого дни.
Насельники обители, безусловно, бывают в подворье – и когда приезжают в Смоленск, например, на учёбу, и в дни престольных праздников, чтобы возглавить богослужение в храме Тихвинской иконы Божией Матери.
Говоря о помощи монастырю, отец Сергий рассказал, что из подворья в обитель передаются продукты – и те, что жертвуют прихожане, и те, что вырастают на огороде подворья. Отправляются на исток Днепра и вещи, пожертвованные смолянами, хотя сейчас их, уточнил священник, передают и жителям Донбасса.
Ещё одна миссия подворья – организация паломнических поездок, причём не только в Свято-Владимирский монастырь на истоке Днепра, но и в другие обители, в том числе и за пределы Смоленской области.
О храме и его святынях
До того, как стать подворьем Свято-Владимирского монастыря на истоке Днепра, храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери относился к Смоленской епархии, а история его возведения, как и многих храмов на Смоленщине, началась с благословения Святейшего Патриарха Кирилла. Возглавляя Смоленскую митрополию, Святейший лично отмерил территорию будущего храма – «в огромных сапогах, потому что по-другому здесь нельзя было пройти», – поясняет отец Сергий.
Первые богослужения проводились в вагончике, который и сейчас стоит на территории подворья, а 4 мая 2010 года здесь состоялся молебен на начало строительства бревенчатого храма и торжественное освящение первого венца. Освятили храм 29 марта 2014 года.
Как и во многом, что касается современной истории Русской Православной Церкви, большую роль в становлении и храма, и прихода сыграли благотворители. Их стараниями, например, в храме появилось большинство из святынь, которые находятся в ней, рассказал иерей Сергий. В их числе и Тихвинская икона Божией Матери, которая в течение долгого времени передавалась из поколения в поколение одной семьи.
Дар благотворителя – икона святителя Спиридона Тримифунтского, которую привезли из поездки на Корфу, где её подарили прихожанке храма, узнав, что в церкви нет такой иконы. Позже, добавляет отец Сергий, приходу подарили и частичку святых мощей святителя. Храму была подарена и частичка мощей святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Дополним, что в храме также хранятся частички мощей преподобного Серафима Саровского, святой блаженной праведной Матроны Московской и частичка главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Особо почитаемая святыня храма Тихвинской иконы Божией Матери – икона Божией Матери Одигитрии. О её непростой судьбе отец Сергий рассказал отдельно, отметив, что в своё время она находилась и в часовне, устроенной на лестничной площадке по пути к Свято-Успенскому кафедральному собору, и на месте первописанной иконы Божией Матери Одигитрии.
«Только когда мы решили начать реставрацию иконы, мы поняли ту глубину трагедии и всего, что Господь устраивает для спасения людей. Когда первописанный образ либо прятали, либо куда-то увозили, на эту икону нашли ризу. Её, скорее всего, прибивали ночью огромными гвоздями, которые в разных местах изранили доску», – рассказывает священник.
Впоследствии икону нашли за образом, которому и сейчас можно поклониться в Успенском соборе, и поначалу решили, что она и есть первописанный образ Божией Матери Одигитрии. Оказалось, что это не так…
«Благодаря одному человеку икона была передана в наш храм, пребывала здесь долгое время, а потом мы решили, что нужно отреставрировать и саму икону, и ризу», – продолжил отец Сергий.
Восстанавливали икону в Подмосковье, а над ризой трудились в том числе и в Смоленске: здесь собирали, вспоминает отец Сергий, всё, что могло быть использовано для её реставрации – кольца, цепочки и многое другое.
«Очень долго ризу серебрили – семь раз приходилось накладывать серебряное покрытие, потому что плакала риза, плакала Пресвятая Богородица, но на седьмой раз всё сохранилось».
Теперь, говорит отец Сергий, мы мечтаем обновить ризы и Тихвинской иконы Божией Матери, и иконы святителя Николая Чудотворца.
Завершая рассказ о святынях храма, скажем, что к каждой из его икон можно обратиться с молитвой, просьбой о помощи. Здесь уже могут привести много примеров того, что люди получали такую помощь:
«Люди, не имея возможности самим разобраться в своих семейных проблемах, искренне просили Матерь Божию о помощи, и это случалось, и также люди болящие обращаются к Матери Божией, и они всегда находят её заступничество».
Расстояние – не всегда преграда
«Церковь – это общность людей, это общая молитва, общее делание», – говорит иерей Сергий.
В случае со Свято-Владимирским монастырём на истоке Днепра и его подворьем – храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – эта общность разделена всего лишь географически: расстоянием в 300 километров пути по смоленским дорогам. Но духовная общность нерушима, она сохраняется верой людей – братии обители, прихожан и паломников, почтительным отношением мирян к нашей истории – и мирной, и ратной.
Чтобы попасть в монастырь на истоке Днепра, вам нужно поехать в Сычёвский район, к урочищу Рождество, где и построена обитель. Попасть туда можно как в составе организованной группы паломников, обратившись в подворье, так и на автомобиле, воспользовавшись картой или навигатором (координаты – 55°52′12″ с. ш. 33°43′48″ в. д.). А тех, кто по каким-то причинам не может отправиться в этот достаточно долгий путь, всегда ждут в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Смоленске – в посёлке Тихвинка, у самого пересечения Рославльского шоссе и проспекта Строителей.
Фото: Николай Дементьев, Алексей Матвеев
Прослушать радиоверсию программы о Болдинском монастыре можно, отсканировав приложенный в конце публикации QR-код, либо из браузера
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Алексей Матвеев