Легенды и были усадьбы в Новоспасском
Команда проекта «Культурный код. Смоленск. 102.7 FM» продолжает знакомить читателей и слушателей со знаковыми местами нашего региона, имеющими особое историческое, культурное и духовное значение. В их числе – немало дворянских усадеб, владельцы которых прославили свою малую родину далеко за её пределами, и речь в данном случае идёт как о России, так и обо всём мире. Часть из них в силу самых разных причин до наших дней не сохранились, другие были восстановлены огромным трудом энтузиастов, учёных, руководителей предприятий и организаций, органов власти. Одна из таких усадеб находится в Ельнинском районе – в деревне Новоспасское.
Именно здесь более двухсот лет назад – 20 мая (1 июня по новому стилю) 1804 года – родился будущий основатель русской классической музыки Михаил Иванович Глинка. Усадьбу в Новоспасском специалисты называют типичной дворянской усадьбой первой половины XIX века, с домом на пригорке, отражающимся в воде. В нашем случае вода – это река Десна, текущая под возвышенностью, на которой построен дом, но о ней мы поговорим немного позже. Пока же скажем, что попасть в усадьбу можно через главные ворота – вымощенная булыжником дорожка ведёт от них к дому. Дорожка тенистая – с обеих сторон растут деревья, а по правую руку, если идти от входа, стоят хозяйственные постройки и флигели. Они, к слову, выстроены на местах, где стояли и два века назад: фундаменты были обнаружены в результате архивных изысканий, по воспоминаниям старожилов и раскопок, проведённых после этой подготовительной, но огромной по объёму работы.
По тенистым дорожкам старинного парка
Сейчас гостей усадьбы встречают экскурсоводы, каждый из которых готов часами рассказывать о Новоспасском, его значении для Михаила Глинки, прошлом и настоящем, делясь с посетителями мельчайшими подробностями жизни двухсотлетней давности. Сразу отметим, что значительный объём материала, на котором построены экскурсии, исследователи обнаружили в воспоминаниях сестры композитора – Людмилы Ивановны Шестаковой. Нашим экскурсоводом стала заведующая музеем-усадьбой М.И. Глинки Татьяна Чибисова.
Разговор с ней мы начали с парка – ведь именно его первым видит гость Новоспасского, и в нём, даже не заходя в усадебный дом, можно провести несколько часов. Особенно если знать, что искать и на что обратить внимание на территории общей площадью в двадцать гектаров.
Парк в Новоспасском был заложен отцом композитора – Иваном Николаевичем Глинкой, который делал его пейзажным, или ландшафтным, то есть учитывающим особенности местности. Такой подход позволил сохранить самые выдающиеся деревья, которые росли здесь двести и даже больше лет назад.
«В парке сохранилось несколько деревьев, которые могут помнить Михаила Ивановича Глинку. Этот дуб композитор упоминает в своих записках: «Когда в своём кабинете я работал над оперой «Руслан и Людмила», ветви огромного дуба свисали ко мне прямо в окно», – рассказывает Татьяна Михайловна, останавливаясь у действительно огромного дуба, растущего возле самого угла усадебного дома.
Заведующая музеем также отмечает, что согласно замерам, которые провела одна из сотрудниц усадьбы, по образованию биолог, возраст этого дерева составляет 480–530 лет. Под стать ему и дуб, который растёт буквально в пяти метрах от упомянутого, – он не намного тоньше в обхвате, но практически одинаковый с ним по высоте.
Ещё один дуб, которым в своё время любовался Михаил Глинка, растёт в пяти минутах неспешной ходьбы по парковым дорожкам. Одна из его ветвей растёт вбок, а на некотором расстоянии от ствола устремляется вверх практически под прямым углом. В Новоспасском его называют «дуб-седло». Заканчивая рассказ о дубах, отметим, что, перейдя через горбатый мостик и пройдя по тропинке к ещё одной калитке, гость усадьбы увидит несколько деревьев, посаженных самим композитором.
У парка, как и у всей усадьбы, сложная судьба. Если решение Ивана Николаевича Глинки разбить здесь ландшафтный парк сохранило для нас старые деревья, то решение, принятое Ельнинским райисполкомом в 1949 году, в тяжелейшие послевоенные годы, сохранило для потомков вообще весь парк.
«Это место было объявлено заповедной зоной, и одним из пунктов документа здесь запрещалось любое строительство и любая вырубка деревьев и кустарников. А в шестидесятые годы местные школьники подсаживали здесь фруктовый сад», – отметила Татьяна Чибисова.
Десна и каскады прудов
Рассказ о парке в Новоспасском будет неполным без упоминания одной из его главных достопримечательностей – каскада прудов – и вообще разговора о воде в жизни Глинок. Как мы уже упомянули, усадебный дом, в соответствии с правилами XIX века, стоит на пригорке над рекой Десной. Она выполняла двойную функцию: была и местом для развлечений, и способом пополнения, как сейчас говорится, семейного бюджета.
На Десне стояла водяная мельница, перед которой – напротив дома – образовывалось большое озеро. На нём был насыпан искусственный остров.
«Попасть к нему можно было только при помощи ручного парома. Глинки называли его «Остров муз», – рассказывает Татьяна Михайловна, обращаясь к воспоминаниям Людмилы Шестаковой. В них, например, говорится, что хозяева и гости Новоспасского любили отдыхать на воде – в лодках: в одну из них садились гости, во вторую – музыканты. Зимой лёд на Десне расчищался, и по замёрзшей реке катались на тройках, подкованных на шипы.
Была вода и в парке, по территории которого текут три безымянных ручья. Впрочем, есть она и сейчас: в частности, в восстановленном в 1982 году каскаде прудов – одном из двух, существовавших ранее в усадьбе. С её самой высокой точки они уступами спускаются к Десне, в местах, где они соединяются друг с другом, установлены мостики, с которых можно наблюдать за живностью в прудах. И это, кстати, не просто какая-то небольшая рыбёшка – в водоёмы запускали толстолобика и белого амура, которые борются с растительностью в воде и развлекают туристов видом своих огромных спин, когда поднимаются к самой поверхности.
Проходя вдоль одного из прудов, причём расположенного достаточно высоко, мы обратили внимание на металлическую сетку, которой обёрнуты деревья, стоящие возле воды. Отвечая на наш вопрос, Татьяна Чибисова рассказала, что в этом году на каскад с Десны повадились ходить бобры – известные мастера валить деревья. Вот и приходится с ними бороться, но – исключительно разрешёнными на территории усадьбы средствами.
Подвижники и смекалка
К парку мы ещё вернёмся, но теперь пришла пора пройти по залам усадебного дома – он и сам по себе жемчужина всего комплекса, и одновременно хранит в себе целую сокровищницу мемориальных предметов и вещей XIX века, создающих в нём неповторимую атмосферу. Но для начала скажем несколько слов о людях, благодаря которым каждый из нас может приехать в Новоспасское, где ещё полвека назад был только парк и памятный камень на месте дома Глинок.
В 1961 году сюда приехали Александр Илларионович Швайкин и Тамара Кузьминична Королёва – супруги, учителя, для которых Новоспасское очень быстро выросло из нового места работы в призвание и смысл жизни. Занявшись историей этого уголка Смоленщины, они открыли музей, посвящённый М.И. Глинке, в местной школе, а затем стали вдохновителями работы по восстановлению усадебного комплекса.
«Миром движут подвижники, и Александр Илларионович и Тамара Кузьминична как раз из этой славной категории людей, – говорит советник-эксперт департамента Смоленской области по культуре, автор книг о родине Глинок и усадьбах, связанных с ними, Надежда Деверилина. – Они сердцем приняли то место, в которое их привела судьба, и всю свою душу, все свои знания вложили в то, чтобы это имение – заброшенное, забытое место – стало местом притяжения».
Быть инициаторами и вдохновителями – одно дело, и совсем другое – довести начатое до конца, увидеть плоды своего труда. У Александра Илларионовича и Тамары Кузьминичны это получилось: их стремление поддержало областное руководство и лично первый секретарь обкома КПСС Иван Ефимович Клименко, поддержали и руководители союзного масштаба, например, председатель Союза композиторов Тихон Николаевич Хренников. Одновременно со строительством и уже по его завершении был поиск экспонатов в музей, за многими из которых приходилось ездить за пределы Смоленской области, о чём в музее до сих пор рассказывают легенды – причём абсолютно правдивые.
Одна из них – о хрустальной люстре и деньгах в авоське – в пересказе звучит так.
В одном из московских антикварных магазинов Александр Илларионович нашёл хрустальную люстру, за которую уже был внесён залог. Но когда в магазине узнали, куда её планируется отвезти, все вопросы были улажены: аванс вернули первому покупателю, а люстру начали готовить к перевозке в Новоспасское. Стоил антикварный предмет 2,5 тысячи рублей – сумма по тем временам очень большая, но эти деньги нужно было привезти в столицу. У посетителей музея, говорит Татьяна Михайловна, всегда возникает вопрос: как это получилось?
«Тамара Кузьминична рассказывала, что они купили очень много газет и весь вечер мяли и приводили их в негодность, чтобы они выглядели как можно хуже и старше. Потом в эти газеты заворачивали пачки денег, складывали их в авоську, и с ней, вспоминала Тамара Кузьминична, приличный, казалось бы, мужчина садился в поезд и всё довозил в целости и сохранности. Никогда ничего не потерял, никогда ничего не украли», – рассказала заведующая музеем-усадьбой.
Об оригиналах и копиях
В доме Глинок в Новоспасском сейчас насчитывается 74 мемориальных предмета – то есть таких, которые принадлежали непосредственно семье композитора, использовались в повседневном быту. Это мебель, столовые и письменные приборы, есть и нотные тетради с автографами Глинки.
Экскурсии по восстановленному дому композитора проводятся по 14 залам (в доме, построенном Иваном Николаевичем Глинкой, было 27 комнат). Первая в маршруте осмотра – комната матери Михаила Глинки – Евгении Андреевны. Из мемориальных предметов в ней есть комод и туалетное зеркало, которые и двести лет назад стояли в её комнате. Здесь же в отдельной витрине хранится копия метрической книги из церкви села Новоспасское с записями о венчании Ивана Николаевича и Евгении Андреевны, о рождении и крещении всех их детей, в том числе и Михаила Ивановича.
Переходя по анфиладе комнат, расположенных на первом этаже, гости музея посещают гостиную, диванную (она же – говорильня), бильярдную. Не в каждой из них есть мемориальные предметы, но вещи XIX века или стилизованные под это время тоже заслуживают внимания посетителей. Например, английские часы в футляре красного дерева. Часы с боем, но починить их пока не получилось, рассказала Татьяна Михайловна:
«Они шли один час, отбивали и останавливались. Но когда в доме бьют часы, он оживает – это потрясающее, восхитительное ощущение!»
Стрелки часов остановлены на 5:00 – в этот утренний час Михаил Иванович Глинка скончался 3 (15) февраля 1857 года в Берлине…
На стенах дома – картины и иконы из собрания Смоленского государственного музея-заповедника, а сами залы оформлены в соответствии с воспоминаниями Людмилы Ивановны Шестаковой: именно в них исследователи нашли, какие цвета были у той или иной комнаты дома. Отсюда, например, «малиновая» столовая и «голубой» парадный зал.
Сердце дома
Эти две комнаты, пожалуй, важнейшие на первом этаже. В первой находится одна из главных ценностей дома, а вторая важна сама по себе: помимо того, что она парадная и здесь проходили балы, в ней любил работать Михаил Глинка. И это тоже отражено в его воспоминаниях о времени, когда на взлёте счастья после женитьбы он приехал в родную усадьбу, где увлечённо сочинял музыку: «Ежедневно утром садился я за стол в большой и весёлой зале в доме нашем в Новоспасском. Это была наша любимая комната; сёстры, матушка, жена, одним словом вся семья так же копошилась, и чем живее болтали и смеялись, тем быстрее шла моя работа. Время было прекрасное, и часто я работал, отворивши двери в сад, и впивал в себя чистый бальзамический воздух».
Из окна парадной залы открывается вид на покатый луг, который спускается к Десне, а в простенках стоят зеркала – с ними связана ещё одна легенда Новоспасского, но о ней речь пойдёт позже.
Что касается одной из главных ценностей музея-усадьбы, это столовый сервиз производства Киево-Межигорской фабрики.
«Он был выполнен в 1832 году по заказу для Евгении Андреевны Глинки. Такие сервизы насчитывали более ста предметов, сохранилось двадцать два, и это большое счастье, потому что во время Великой Отечественной войны многие мемориальные вещи Глинок были вывезены за пределы Советского Союза и обнаружены уже в Польше», – рассказала заведующая музеем.
В столовой стоит посудная горка, в которой хранятся чашка с цесаревичем Константином и солонка – это тоже мемориальные предметы из дома Глинок, а также серебряная ложка – её нашли во время раскопок дома, как раз там, где в планах была обозначена столовая.
Ещё две комнаты, которые обязательно посещают гости Новоспасского, находятся на втором этаже. Они расположены напротив друг друга, но по своему значению они тесно связаны, играя особую роль не только в доме, но и во всей нашей культуре.
Комнату с птицами завёл сам Михаил Глинка, для которого пернатые стали источником вдохновения: «Чириканья одной маленькой пташки мне достаточно для того, чтобы разработать целую музыкальную симфонию». Птицы были с композитором везде, где он останавливался надолго, но если в «птичьем заведении» Глинки было 16 птиц, то сейчас в музее их более 60. Единственное, что не изменилось, – за пернатыми всё так же ухаживает отдельный человек. Пение птиц здесь практически не смолкает, а когда в комнату входят гости, становится только громче – услышать его можно из большинства комнат дома и с улицы.
Комната напротив – кабинет М.И. Глинки.
«Это сердце музея, его святая святых, где Михаил Иванович работал над своими произведениями», – говорит Татьяна Чибисова.
Кабинет, по её словам, более других комнат дома насыщен мемориальными предметами: складной стол у стены, чернильный набор и письменные принадлежности композитора, бинокль и кожаный футляр. Здесь же стоит и резной стул.
«Его сделали по просьбе Людмилы Ивановны из дуба, который в год смерти композитора засох в Новоспасском парке», – рассказала Татьяна Михайловна.
Легенды Новоспасского
Большинство экскурсий по дому Глинок заканчивается одним вопросом, делится заведующая музеем: как отапливается музей? Ответ прост: система отопления, а оно в доме электрическое, спрятана. Радиаторы и разводку разместили под досками пола и паркетом, необходимое оборудование – в изразцовых печах. Это обстоятельство делает усадьбу интересной для создателей кинофильмов и телесериалов, действие которых происходит в XIX веке. Здесь снимали «Две женщины» Веры Глаголевой (музей при этом пришлось закрыть на три месяца), четырёхсерийный телефильм «Обрыв» по роману И.А. Гончарова и пилотный эпизод одного из современных отечественных сериалов, ещё не вышедший в эфир.
Возвращаясь к зеркалам в парадной зале, расскажем следующую легенду. По воспоминаниям Глинки, после долгой работы он очень любил смотреться в них.
«И теперь существует легенда, что если посмотреться в зеркало и погладить свой непокорный вихор, как это делал Михаил Иванович Глинка, то непременно будешь счастлив и удачлив», – делится ею Татьяна Чибисова.
Чтобы встретиться с ещё одной легендой Новоспасского, гостям усадьбы придётся вернуться в парк и пройти к источнику, освящённому в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Воду из этого родника брали уже во времена Глинок.
«Многое, что есть в новоспасской усадьбе, окутано легендами, и святой источник – не исключение. Существует легенда, что если младенец напьётся воды из него, станет умным, молодой человек, напившись воды из источника, будет счастливым, пожилой человек – здоровым».
Кстати, вода в источнике слабоминерализованная, питьевая – её безопасность подтверждена результатами исследований, данные о которых закреплены рядом с ключом.
Современная жизнь
Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском сегодня – дом площадью в 1,5 тысячи квадратов и парк площадью в 20 гектаров, причём это не просто мемориальный объект. Это живое место, куда ежегодно приезжают до 25 тысяч человек. Больше всего туристов здесь, конечно, в летние месяцы, но пик посещений приходится на первые дни июня.
В это время здесь проводятся заключительные мероприятия Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки – по музею в этот день с экскурсиями проходят около полутора тысяч человек.
Ещё в Новоспасском, и это заслуга коллектива музея-усадьбы, проводятся праздники, которые в первое время носили исключительно местный характер. Праздник села, также известный как Праздник урожая, проводится 19 августа – в день Яблочного Спаса (праздника Преображения Господня) и сейчас собирает не только жителей окрестных деревень. Мероприятие анонсируется в социальных сетях, и его гостями в последнее время становятся гости из Десногорска, Рославля и даже Смоленска, не говоря уже о соседней Ельне.
«Наш парк и наш дом – место, где можно почерпнуть вдохновение и напитаться энергией», – говорит Татьяна Чибисова.
Подводя итог, скажем: в Новоспасском за прошедшие двести с лишним лет изменилось, конечно, многое. Но осталось главное: здесь живут и работают всё такие же приветливые люди, которые, как и два века назад, рады всем, кто приезжает в этот тихий уголок Смоленщины.
Прямая речь
Татьяна Чибисова, заведующая музеем-усадьбой М.И. Глинки:
«Когда я пришла работать в Новоспасское в 1991 году – подсобным рабочим, я не думала, что задержусь здесь надолго и это место станет делом всей моей жизни. А потом, когда я всё больше и больше погружалась в жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки, я стала влюбляться в него, и он стал для меня родным, близким человеком. И теперь я могу сказать, что Новоспасское – моя семья, мой дом, моя жизнь и судьба. И никак иначе!»
Надежда Деверилина, советник-эксперт департамента Смоленской области по культуре, краевед:
«В нашем Новоспасском сохранилась удивительная атмосфера. Я не знаю, как это произошло, какие силы благодарить, наверное, сам Глинка издалека помогает нам сохранять атмосферу той старинной усадьбы, где царили музыка и счастье! И каждый, кто приезжает сюда, старается внести свою лепту в дело этого сохранения: исследователь – новыми документами, любитель музыки – возвращением к произведениям Михаила Ивановича Глинки, простой гость – своим интересом к этому месту, горящими глазами и откликом».
Справка Smolgazeta.ru
Музей-усадьба М.И. Глинки находится в Ельнинском районе – примерно в 130 км от Смоленска. Добраться туда можно на личном автотранспорте или в составе организованной туристической группы. На дорогу в одну сторону у вас уйдёт около полутора часов, но вы не пожалеете об этом времени: в Новоспасском вас ждут незабываемые впечатления и атмосфера причастности к нашей великой культуре.
Фото: Ольга Базылева, Николай Дементьев, Алексей Матвеев, smolensk-museum.ru
Прослушать радиоверсию программы о Болдинском монастыре можно, отсканировав приложенный в конце публикации QR-код, либо из браузера
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Алексей Матвеев