Корпорация радости
Любой бизнес – это игра по правилам. Причём в некоторых сферах правила настолько жёстки, что при перераспределении сфер влияния может пойти в ход и оружие… Впрочем среди производителей и продавцов игрушек подобные разборки не практиковались даже в лихие девяностые. А всё потому, что в этой сфере работают совершенно особенные люди – здесь даже между прямыми конкурентами партнёрские отношения. Директор и основатель группы компаний «СмолТойс» Александр Бунцыкин уверен: всё-таки производимый товар накладывает отпечаток и на поведение, и на характер человека…Попасть в пятёрку
- Александр, сегодня «СмолТойс» - один из крупнейших производителей игрушек даже по федеральным меркам…
- Да, по моей оценке мы в первой пятёрке российских производителей.
- А с чего всё началось тогда, в 1997 году? В чью голову пришла идея заняться именно изготовлением игрушек? Ведь в то время в тренде была торговля, а не производство.
- Идея создать такую компанию родилась у меня. Я тогда занимался оптовой торговлей, и мне понравились обороты, которые давали игрушки. Я посчитал себестоимость, прикинул все выгоды и риски. Потом мы сделали выкройки, сшили дома первую игрушку – вроде всё получается. Поставили палатку на рынке – посмотреть, как будет продаваться. А дальше пошло-поехало…
Это как раз был 1997 год. И днём основания компании считается день найма первого сотрудника. Это были две девчонки, которые шили ту первую игрушку. Кстати, одна из них до сих пор у меня работает.
- То есть в основе этого проекта лежал чистый экономический расчёт?
- Да. И желание производить что-то нужное. Не перепродавать, а именно делать самим.
- А я, честно говоря, готовилась услышать какую-нибудь эмоциональную историю из детства – о трепетном отношении к игрушкам…
- Ну, у мальчиков отношение к игрушкам сугубо практическое – без трепета.
- А вы помните, с чем любили играть в детстве?
- Конечно. Я очень любил конструкторы, причём самые разные: пластиковые, железные… Хотя в моём детстве не было такого выбора игрушек, как сейчас. Мы даже что-то своими руками мастерили, из дерева вырезали.
Кстати, недавно мы запустили в производство новую серию деревянных конструкторов. Первая партия уже ушла в магазины. Вот вам и «привет из детства».
День рождения игрушки
- Александр, миссия вашей компании – дарить радость. Причём всем – и детям, и взрослым…
- Да, и это не просто красивые слова. Прежде всего, мы очень большое внимание уделяем качеству и безопасности нашей продукции, а это здоровье целого поколения и спокойствие родителей.
Ведь то, что делают китайцы, – на самом деле из рук вон плохо. Очень часто в их продукции используется вторсырьё или более дешёвые материалы, которые могут нанести вред здоровью детей. Например, тот же мех с артикулом «п» - на вид он ничем не отличается, но при изготовлении игрушек на него наносится клеевая основа и для быстроты высыхания его пропускают через печку – в итоге выделяются фенолы, а это реальный яд.
Мы берём материалы только с артикулом «и» - для игрушки. И сохнет наш клей исключительно при комнатной температуре – сутки вылёживается. Да, это хлопотно, затратно, но зато безопасно, а это для нас в приоритете.
Или те же шарики в антистрессовой игрушке. Мы используем только пищевые – те из, которых делают стаканчики для супов быстрого приготовления. Они дороже, зато безопаснее. Конечно, можно использовать технический наполнитель и делать ставку на конкурентную цену, чтобы увеличить объёмы продаж, но мы этим не занимаемся. Так что мы действительно дарим радость и детям, и взрослым, и обществу…
- Я обратила внимание, что ваши игрушки очень добрые. Это тоже политика кампании?
- Это целое направление в работе маркетинга. Ведь на самом деле игрушки – это продукция. А любая продукция делается под запросы конечного потребителя. Наш основной потребитель – дети, поэтому именно их мнение и учитывается при запуске в производство новых игрушек. Для этого у нас есть так называемая психо-педагогическая экспертиза, хотя официально такого понятия нет.
В общем, для себя ты делаем так. Сначала отрабатываем эскиз, саму идею, потом сшиваем первый образец, а наш штатный психолог устраивает по этому случаю праздник в детском садике. Детям заранее говорят, что родилась новая игрушка и надо отметить её день рождения. Они готовятся, делают для неё подарки: открытки, аппликации, рисунки. А потом торжественно вручают их именно той игрушке, которая им больше всего понравилась. И все довольны: детям – праздник, а нам – понимание того, какой товар будет лучше раскупаться. Потому что, уж простите за цинизм, но фраза «мама, я хочу» в нашей сфере – двигатель торговли.
Сделано с любовью
- Мне кажется, чтобы игрушка вызывала положительные эмоции, мало одной внешней привлекательности – она ещё должна быть и сделана с хорошим настроением, с любовью…
- Согласен. Поэтому я как руководитель стараюсь создать для своих сотрудников такие условия, чтобы им было приятно работать. Несмотря на кризис, у нас сохранены все социальные преференции, введены программы лояльности, предполагающие доплаты и дополнительные дни к отпуску за стаж…
А ещё у нас есть такая традиция: на новогодний корпоратив, который проводится за счёт компании, мы всегда приглашаем детские коллективы, и они выступают перед нами в карнавальных костюмах, сделанных «СмолТойс». И когда сотрудники видят деток в этой одежде, это так трогательно, у женщин даже слёзы на глаза наворачиваются. Такие яркие эмоции – хороший стимул, чтобы делать свою работу с душой.
Вообще я как-то подсчитал, что за все годы нашего существования мы произвели уже больше пяти миллионов (!) игрушек. То есть, даже по самым скромным подсчётам, получается, что примерно каждый четвёртый ребёнок в России пользуется теплотой нашего труда…
- И всё-таки, несмотря на хорошие условия работы, проблема дефицита кадров коснулась и вас…
- Да.
- Как вы её решаете?
- Самый быстрый способ – устранить следствие, поскольку бороться с причиной – путь более долгий. Так что для начала мы открыли два филиала в Белоруссии, где люди ещё с советских времён готовы садиться за машинку. Таким образом, проблема купирована, и у нас есть время для подготовки её кардинального решения. И здесь я вижу выход в создании специальных программ обучения.
Идея следующая: я готов поставить в школах своё оборудование, несколько швейных машин, и давать крой для того, чтобы старшеклассники, обучаясь, могли зарабатывать деньги для себя, получить интересную профессию и, возможно, в дальнейшем придти работать на предприятие.
Я, кстати, сам токарь третьего разряда. И поскольку рос в небогатой семье, то работал не только во время производственной практики в учебном году, но и на летних каникулах. И это была прекрасная возможность заработать собственные деньги…
Расширяем ассортимент
- Александр, сегодня «СмолТойс» - это не только игрушки, но и одежда для новорождённых под собственным брендом «Чудо Чадо»…
- Да. Опять же подобное расширение ассортимента было продиктовано исключительно правилами игры на этом рынке. Дело в том, что бизнес в игрушке имеет ярко выраженную сезонность. Летом обороты падают, и приходится работать в основном на склады, а это неэффективно. Вот для компенсации таких сезонных провалов мы и начали производить детскую одежду.
Кстати, с названием «Чудо Чадо» интересная история получилась. Я сначала хотел назвать марку «Чунга Чанга» - люблю этот мульфильм ещё с детства. А кроме того, мне по работе приходилось неоднократно встречаться и с Юрием Энтиным и с Владимиром Шаинским – люди замечательные, от них такой энергетикой заряжаешься! Но потом по созвучию родилось «Чудо Чадо» - собственный торговый знак, который мы и зарегистрировали.
Сейчас мы нашу одежду уже запустили в федеральные сети: «Карусель», белорусский «Евроторг».
- Работа с федеральными сетями – это показатель определённого уровня продукции?
- Безусловно. Дело в том, что у всех крупных ретейлоров повышенные требования к качеству товаров. А кроме того, это ещё одно из основных направлений в стратегии развития продаж. Ведь сейчас если ты не имеешь возможности взаимодействия с федеральными сетями, значит у твоего бизнеса просто нет будущего.
Точно также, как в стратегии развития товаров сегодня на первый план выходит покупка прав на производство лицензионных образов. Например, в Америке уже давно нет понятий «отдел мягкой игрушки» или «отдел развивающих игр» - у них есть отдел Барби, или Человек-паук, и там всё: от стирашки до одежды. То есть рынок процентов на 90 состоит из брендированной продукции. У нас же пока эта ниша занимает только процентов 30-40, а значит есть возможность для двух-трёхкратного развития.
Мы уже работаем с брендами «Маша и Медведь», «Disney», «Universal». Кстати, и крупногабаритные игрушки с символикой Олимпиады-2014 тоже у нас делались. И это очень сильно поднимает не только авторитет нашего производства, но и качество продукции. Потому что чтобы работать с лицензионной продукцией, фабрика должна пройти аккредитацию, когда приезжает серьёзная комиссия и проверяет технологию, материалы, социальную сферу…
- А выпуск сувенирной продукции – это большое направление вашей деятельности?
- Это тоже достаточно перспективное направление. И в принципе мы занимаемся им уже много лет. У нас заказывают сувенирную продукцию многие федеральные компании, спортивные клубы и даже политические партии. Сейчас мы запустили в работу очень серьёзный проект лояльности со Сбербанком. В общем, развиваемся и в этом направлении.
Родом из детства
- Александр, я знаю, что вы с коллегами из других регионов объединились в некую ассоциацию…
- Да. Изначально это была Национальная ассоциация игрушечников России (НАИР). И её целью было навести порядок на рынке детских товаров, убрать контрафакт и сделать продукцию более безопасной для конечных потребителей. Тогда ведь в этой сфере был полный хаос. Я помню, как по инициативе нашей ассоциации в каком-то уральском регионе изымали из продажи кукол-гермафродитов. Тогда же вместе с Министерством образования мы выявили и тот факт, что все методички, по которым делаются развивающие игры, ещё шестидесятых годов издания…
А позже НАИР была преобразована в Ассоциацию индустрии детских товаров, куда уже вошли и обувщики, и производители одежды. Сегодня это очень серьёзная структура, которую поддерживают и Госдума, и Совет Федерации. И у неё уже более глобальные цели: развитие и защита интересов российских производителей, контроль за безопасностью товаров для детей.
- Я так понимаю, что у вас очень добрые отношения с партнёрами по бизнесу?
- Конечно. Я как заядлый рыбак каждый год на свой день рождения в сентябре улетаю в Астрахань. Так вот туда ко мне партнёры со всей России слетаются – человек двадцать. Мы и на выставках часто пересекаемся.
Вообще, на мой взгляд, в нашем бизнесе работают особенные люди, с которыми очень приятно общаться. Наверное, это связано с тем, что мы делаем товары для детей, а это не даёт нам и самим окончательно выйти из детства…
Справка
Компания «СмолТойс» была образована в 1997 году. Её основное направление – производство мягких игрушек.
Сегодня в компании трудятся более 300 человек. В ассортименте выпускаемой продукции – более 1000 наименований. И это не только мягкие игрушки самого высокого качества. Это и антистрессовая продукция, и лицензионные товары торговых марок «Маша и Медведь», «Disney», «Universal», мягкая мебель для детей и сувениры.
Отдельное направление деятельности – выпуск одежды для новорождённых под собственным торговым знаком «Чудо Чадо».
Ассортимент продукции «СмолТойс» обновляется ежемесячно на 15-20 позиций.
Продукция компании представлена в 82 регионах России, а также в Беларуси и Казахстане.
Продукция «СмолТойс» реализуется через крупные федеральные сети: «Бегемот», «Детский мир», «Кораблик», «Дочки-сыночки», «Карусель».
При выпуске игрушек производится многоступенчатый контроль качества, потому что безопасность детей для компании главное.
Продукция «СмолТойс» награждена многочисленными дипломами и наградами в области качества товаров для детей.
Кстати
Миссия компании «СмолТойс» - дарить радость. Причём – всем.
Детям. «С нашими игрушками им никогда не бывает скучно и одиноко. А в наших новогодних костюмах они попадают в волшебную сказку, где могут случиться всевозможные чудеса».
Родителям. «Они уверены в экологической чистоте используемых материалов, в высочайшем качестве наших игрушек. Они с улыбкой смотрят на играющих детей и с удовольствием играют с ними. А в те минуты, когда родители не могут быть рядом с детьми, с ними всегда останутся наши игрушки - добрые и ласковые, развивающие и воспитывающие».
Партнёрам. «Наша ответственность и честность позволяют нам сохранять долгосрочные и хорошие отношения с партнерами, а наша гибкость и отличная продукция – расширять круг партнерства».
Сотрудникам. «Мы собрали у себя уникальных людей, с которыми приятно работать и отдыхать. Нам дорог каждый из них. А наши социальные программы дают им возможность почувствовать заботу и внимание. Мы уверены, что только счастливые люди могут создавать игрушку, приносящую радость».
Обществу. «Мы не только являемся добросовестными налогоплательщиками и осуществляем посильный вклад в экономику нашего региона, мы особое внимание уделяем экологической чистоте нашей продукции, а значит и здоровью детей. Роль игрушки в воспитании трудно переоценить; и создавая ее, мы думаем о будущем поколении».
Фото: Стас АСТАХОВ