Смоленские «смолянки»: Екатерина Нелидова
Край Смоленский

Смоленские «смолянки»: Екатерина Нелидова

21 мая 2022 года в 22:00

Понятие «смолянки» в русской культуре имеет двойное значение. Первое и самое распространенное предполагает под смолянками уроженок и жительниц Смоленского края. Но было и другое значение. «Смолянками» называли выпускниц Смольного института. Что же это за учебное заведение? Его официальное название – Воспитательное общество благородных девиц. Оно было основано указом императрицы Екатерины II 5 мая 1764 года в Петербурге при Смольном монастыре, от которого институт и получил свое название. Сам же монастырь назывался «Смольным» потому, что располагался на месте Смоляного двора, где хранили смолу и варили деготь для нужд Адмиралтейской верфи еще в петровскую эпоху.

Смольный институт стал первым в России женским учебным заведением, положившим начало женскому образованию в стране. Екатерина II учредила Смольный институт ни больше, ни меньше, как для «создания новой породы людей». Эпоха Просвещения как раз и рождала такие глобальные идеи. Императрица полагала, что само по себе знание, обучение наукам «не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает…» И далее следовал вывод: «Корень всему злу и добру – воспитание». Именно воспитание, по мысли Екатерины II, являлось ключом к появлению новой породы добродетельных людей. Для этого надо было воспитать новых отцов и матерей, которые в свою очередь воспитают на основах добродетели своих детей, те – уже своих детей, так постепенно и вырастет новая порода людей, руководствующаяся в жизни исключительно высоконравственными принципами. Конечно, особую роль в этой генерации нравственных людей должны были играть женщины-матери. Для их воспитания и было учреждено Воспитательное общество благородных девиц, или Смольный институт.

Для осуществления этого просветительского проекта девочек изымали из семей в шестилетнем возрасте, чтобы они были воспитаны в соответствии с новыми правилами благонравия и лишены пагубных привычек своих семей. Курс обучения длился 12 лет и состоял из четырех трехлетних классов. Все это время воспитанницы безвыездно пребывали в стенах института и не имели свиданий с родными! Для занятий первоначально назначались только учительницы, которые должны были неотлучно днем и ночью находиться при детях. Эти правила существовали в Смольном институте до кончины Екатерины II. Затем срок обучения был сокращен до 9 лет, возраст приема в институт повышен до 9 лет, разрешены свидания с родными, для преподавания предметов приглашались и мужчины-учителя, круглосуточно при детях находились только классные дамы.

При обучении в Смольном институте особенное внимание обращалось на Закон Божий и языки (отечественный и иностранные). В программу входило также обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства. Главное внимание было обращено на нравственное воспитание.

Первый выпуск смолянок состоялся в 1776 году. Лучшей из воспитанниц стала Глафира Ивановна Алымова (в замужестве Ржевская), она получила большую золотую медаль и золотой шифр (особый знак отличия – вензель в виде инициала императрицы Екатерины II). Второй по успеваемости была уроженка Смоленского края Екатерина Ивановна Нелидова, получившая малую золотую медаль и шифр. Лишь пять девушек первого выпуска Смольного института были взяты ко Двору: Г.И. Алымова-Ржевская, Е.И. Нелидова, Е.И. Молчанова, А.П. Левшина, Н.С. Борщова. Их портреты для Екатерины II выполнил знаменитый художник Д.Г. Левицкий, ныне они находятся в Русском музее.

Смоленская «смолянка» Екатерина Нелидова родилась 12 декабря 1758 года в сельце Клемятино Дорогобужского уезда, в семье поручика Ивана Дмитриевича Нелидова. Хотя связь ее с родиной прервалась в шестилетнем возрасте, она всю жизнь помнила Клемятино и местную речку, берега которой заросли высокими деревьями, пугавшими девочку.

Екатерина Нелидова вначале была фрейлиной великой княгини Натальи Алексеевны, а с 1777 года стала фрейлиной Марии Федоровны – супруге наследника престола Павла Петровича, будущего императора Павла I. В 1785-1798 годах Недилова была фавориткой Павла I. Некоторые современники утверждали, что их связь была сугубо нравственной, а не физической. Сейчас что-либо однозначно утверждать уже не представляется возможным, однако достоверно известно, что супруга, а затем и вдова императора Павла Мария Федоровна была долгие годы в близкой дружбе с Екатериной Нелидовой. После того, как Екатерина Ивановна покинула Двор, она долгие годы провела в стенах Смольного института, где занимала неофициальное положение дамы-патронессы, замуж она так и не вышла.

Екатерина Нелидова умела смягчать нрав Павла I, спасая от его гнева невинных людей, в частности, ей приписывают заступничество за нашего выдающегося полководца Александра Васильевича Суворова. Также Нелидова отговорила императора от уничтожения ордена Св. Георгия. Так что благодарную память потомков она сполна заслужила.

Нелидова обладала веселым нравом, остроумием, большими способностями к танцам и чрезвычайной грацией. При этом современники считали ее некрасивой. Например, князь Иван Долгоруков писал о ней: «Девушка умная, но лицом отменно дурна, благородной осанки, но короткого роста». А вот отзыв соученицы Глафиры Алымовой-Ржевской: «Весьма умная, она была отвратительно нехороша собою». В своих записках Алымова не особенно жалует нашу землячку, она считала, что Нелидова ей не благоволила, две первые выпускницы Смольного института соперничали за внимание и любовь императорской четы, так что было из-за чего питать друг к другу не самые дружеские чувства. Но при этом Алымова отмечает благородство Нелидовой в пору ее близости к императору Павлу I: «Я обращалась к ней с просьбой за двух сестер моих, которым она оказала большие услуги, за что я ей благодарна».

Мы можем сами сравнить по портретам Левицкого красоту первых выпускниц Смольного института. Представления о женской красоте меняются. Нелидова имела черные волосы, загорелую кожу лица. В моде же были белоликие, фарфорово-анемичные девицы немецкого типа, Нелидова на их фоне смотрелась чужеродно, что и породило отзывы о ее некрасивости.

Идея о создании новой породы добродетельных людей через идеальное воспитание оказалась утопией эпохи Просвещения. Нравственный мир человека – это сложная система, на которую воздействует масса факторов как физиологических, так и культурных. Безусловно, воспитание оказывает влияние на нравы, но делает это нелинейно, не механически. В XX веке наше Отечество переживет еще одну утопическую попытку создания новой породы людей – строителей коммунизма. Идея идеального коммунистического общества как и идея царства Разума эпохи Просвещения были утопичны, но на пути попыток их претворения в жизнь решались вполне практичные и необходимые задачи, и, в частности, развивалась система образования и воспитания молодого поколения. Так что все было не зря, вопрос лишь в цене затраченных усилий.

Ниже портреты кисти Левицкого первых выпускниц Смольного института: Нелидовой, Алымовой, Левшиной, Молчановой, Борщовой. Часть девушек представлена в театральных костюмах на фоне декораций. Нелидова изображена танцующей менуэт, Алымова – одна из лучших арфисток своего времени – с арфой в форменном парадном платье, Молчанова – в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего возраста. Левшина и Бощова показаны также в танце на фоне театральных декораций. Эти портреты нам говорят, помимо прочего, еще и о том, что важнейшую роль в воспитании благородных натур играло искусство.

Источник: официальная группа научно-популярного журнала «Край Смоленский»

Фото: портрет кисти русского художника-живописца Д.Г. Левицкого: «Е.Н. Нелидова»

Юрий Шорин

Крестьянский дровяной промысел конца XIX века
Новые грани таланта