Нельзя действовать в одиночку!
16–18 ноября в Тверской области на территории мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь состоялась научно-практическая конференция на тему российско-польских отношений – в частности, сложных вопросов истории, включая вопрос судьбы польских военнопленных, содержавшихся в 1939–1941 годах в советских лагерях.
В конференции участвовали историки и политологи, в том числе – из Смоленска. Она была организована Российским военно-историческим обществом. С целью объективного и всестороннего обсуждения указанной темы к участию в конференции были приглашены профессиональные историки, политологи, общественные и политические деятели из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Смоленска, Волгограда. По видеосвязи перед участниками конференции выступили профессор Гровер Ферр (США) и Малгожата Кубачевская (Польская Республика).
Оппоненты не приехали...
Как сообщает портал tver.sm.news, 17 ноября на конференции состоялся основной день обсуждения вопросов российско-польских отношений. В начале мероприятия директор департамента науки и образования Российского военно-исторического общества Юрий НИКИФОРОВ отметил, что проведение конференции планировалось в форме дискуссии с участием сторонников различных версий судьбы польских военнопленных, содержавшихся в советских лагерях в начале Второй мировой войны. Организаторы направили приглашения представителям Польши, в посольство, руководству международного правозащитного общества «Мемориал». Однако никто из них не приехал.
Необходимы масштабные исследования
Одним из участников научно-исторического форума в Твери был депутат Государственной Думы Алексей ЧЕПА – заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам.
Выступая на конференции, парламентарий ещё раз напомнил, что надо провести масштабные исследования для установления истины на территории мемориального комплекса в Медном и привести его композицию в соответствие с позицией, изложенной в меморандумах Министерства юстиции Российской Федерации. Также он сообщил о необходимости увековечить память красноармейцев, умерших в госпиталях на территории комплекса «Медное» во время Великой Отечественной войны.
– Чтобы впредь исключить самодеятельность иностранных граждан и наших соотечественников по установке памятников, табличек, крестов и других мемориальных объектов на своё усмотрение, мы должны закрепить за Российским военно-историческим обществом право обязательной экспертизы проектов иностранных памятников на предмет достоверности информации, а также вопросов этики, морали и воспитания, – считает Алексей Чепа. – Учитывая, что споры вокруг гибели польских военнопленных дошли до полного взаимного недоверия, мы не можем действовать в одиночку. Российская сторона должна привлекать к участию в поисковых работах профессиональных исследователей из Польши.
Народный проект
Тверской общественный деятель и издатель книг Максим КОРМУШКИН рассказал о народном проекте по сбору средств на основанный на показаниях Дмитрия Токарева документальный фильм, который позволит проверить их на достоверность. Он также раздал участникам конференции изданную в этом году книгу Гровера Ферра, разоблачающую ложь о Катыни. Сам автор книги американский учёный Гровер ФЕРР принял участие в конференции, записав видеообращение к её участникам. Он поблагодарил тверских активистов, борцов с фальсификацией истории, и отметил, что русская версия его книги вышла в очень высоком качестве.
С аудиообращением к участникам научно-исторического форума выступил и российский публицист Анатолий ВАССЕРМАН. Он отметил, что показания Дмитрия Токарева, описавшего в деталях процедуру расстрелов поляков в Калинине, по всем признакам являются вынужденным самооговором и не могут восприниматься как доказательство. Анатолий Вассерман пожелал успехов тверским общественникам, инициировавшим съёмку фильма-реконструкции допроса Дмитрия Токарева, который позволит доказать всю абсурдность описанных им событий.
Кого и что увековечивать?
Депутат Тверской городской Думы Сергей ЮРОВСКИЙ привёл факты преступлений польской Армии Крайовой против советских граждан.
«Сведения о том, что аковцы расстреливали русских военнопленных, бежавших из немецких концлагерей, советскому правительству были неизвестны до 1944 года. Но когда наши войска вошли на территорию Польши в границах 1939 года, эти сведения начали поступать от наших военнослужащих, воевавших в составе партизанских отрядов Армии Людовой», – говорится в докладе Сергея Юровского, который был зачитан на конференции.
Юровский назвал недопустимым увековечение памяти Армии Крайовой на тверской земле, тем более перед входом на территорию православной святыни – монастыря Нило-Столобенской пустыни. Именно там висят таблички, на которых написано следующее: «В 1944–1945 годах в Осташков привезли солдат Армии Крайовой. Почтим память всех казнённых и замученных поляков, содержавшихся здесь в заключении».
С требованием увековечить память красноармейцев, умерших во время войны в госпиталях на территории, где сейчас расположен мемориальный комплекс «Медное», выступил и Сергей РОГОЗИН – председатель регионального отделения Российского фонда мира. Он также обозначил факты искажения иностранными СМИ информации о демонтаже польской мемориальной плиты с Тверского медуниверситета и напомнил о том, что польской общественности направлено письмо с просьбой самостоятельно определить судьбу этой плиты в рамках народной дипломатии.
Это – не политика!
Профессор-патологоанатом, доктор медицинских наук Иван ДУБРОВИН озвучил результаты своего исследования, подтвердившие невозможность расстрела польских военнопленных в Катыни в 1940 году.
«Вместе с тем совершенно очевидно, что результаты отчёта позволяют трупы первой группы отнести к давности захоронения 3–6 месяцев, трупы второй группы – менее 12 месяцев, а трупы третьей группы – более 12 месяцев. Эксгумация и исследования проводились, напомним, летом 1943 года, когда Катынь находилась уже два года под нацистской оккупацией. Следовательно, расстрел был совершён в данный оккупационный период» – такие аргументы привёл профессор в своём докладе.
От Смоленской области в мероприятии приняли участие руководитель фонда «Примирение» Владимир ШАРГАЕВ и директор мемориального комплекса «Катынь» Алексей СЕРЫЙ. Владимир Шаргаев, обращаясь к участникам конференции по видеосвязи, в частности, отметил:
«Позиция фонда «Примирение» звучит так: нельзя на кладбище устраивать политику. История для того и дана, чтобы на ней можно было учиться... Что касается Катыни, то она появилась из уст Геббельса, это проект Геббельса, который готовился под «Тегеран-43». Поэтому утверждения о том, что расстрел поляков в Козьих Горах под Смоленском был совершён сотрудниками НКВД, являются фальсификацией истории. Это классический пример идеологической диверсии враждебных спецслужб на нашей территории, за наши деньги и против наших детей».
Против тенденциозности
По итогам конференции был принят ряд значимых для дальнейшего изучения этой важной исторической темы решений, которые вошли в итоговую резолюцию форума. В ней, в частности, отмечается, что сложившийся за десятилетия политизированный и тенденциозный подход к освещению так называемого Катынского дела не отвечает принципам объективности и историзма. Данный подход следует рассматривать как одно из направлений общей информационно-пропагандистской кампании по возложению ответственности на СССР за возникновение и развязывание Второй мировой войны.
«Необоснованные политические оценки, вынесенные от лица руководителей нашей страны в 1989–1990 годах, и заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 ноября 2010 года до сих пор остаются фактором, сдерживающим беспристрастное научное изучение событий 1939–1941 годов, в том числе вопросов о судьбе польских граждан на территории Советского Союза», – говорится в итоговом документе конференции, прошедшей в Твери.
В резолюции форума подчёркивается, что изложенная в докладах участников конференции аргументация, приведённые факты и документы являются основанием для следующих выводов и предложений.
Для устранения существующих противоречий в оценках обстоятельств катынско-медновского вопроса, изучения российской истории периода репрессий 1937–38 годов и Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, в целях установления точного количества захороненных там людей и их идентификации необходимо провести поисковые работы с привлечением специалистов – антропологов и археологов. Для этого участники конференции предложили обратиться за содействием к уполномоченным федеральным органам власти и общественным организациям.
По результатам работ, отмечается в резолюции, необходимо рекомендовать Государственному центральному музею современной истории России (ГЦМСИР) привести концепцию и содержание экспозиции мемориального комплекса «Медное» в соответствие с объективной исторической оценкой.
Участники конференции предложили через возможности археологического сообщества, народной дипломатии и общественных связей с Республикой Польша и Украиной обратиться к польским и украинским специалистам – участникам раскопок под Владимиром-Волынским (городище Валы), исследовавшим массовые захоронения польских граждан, расстрелянных немецкими карателями в 1941 году, для выяснения количества найденных останков, их идентификации, установления обстоятельств смерти.
Предложено также обратиться к уполномоченным государственным органам Республики Польша с просьбой предоставить объективную и полную информацию о результатах эксгумационных работ, проведённых польскими экспертами на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины в 1991–1994 годах, а также в более поздний период. В том числе – обо всех жетонах польских полицейских, найденных в районе города Владимира-Волынского.
В резолюции форума отмечается, что «содержание установленных у стен монастыря Нило-Столобенская пустынь памятных досок вводит в заблуждение тысячи паломников обители относительно судьбы польских граждан в СССР. Участники конференции считают целесообразным перенос мемориального камня с табличками, размещёнными у входа в монастырь, на место захоронения польских военнослужащих, умерших в период их пребывания на территории Нило-Столобенского монастыря, на кладбище в населённом пункте Троеручица, либо его возвращение собственникам».
Специалисты-историки, участвовавшие в конференции, просили её организаторов обеспечить издание сборника статей и выступлений участников конференции, а также создание видеофильма, непосредственно основанного на представленных в ходе заседаний материалах, для последующего широкого распространения в СМИ и сети Интернет.
Они также поддержали инициативу обращения в Следственный комитет Российской Федерации с просьбой дать правовую оценку по наличию признаков геноцида по факту уничтожения в польских концлагерях военнослужащих Красной Армии, захваченных в плен в ходе польско-советской войны 1919–1921 годов.
В итоговом документе конференции говорится и о необходимости обратить внимание на проведение масштабной просветительской работы в российском обществе, нацеленной на восстановление исторической правды о Второй мировой войне и решающей роли СССР в разгроме германского нацизма и японского милитаризма.
Фото: rvio.histrf.ru
Игорь Красновский