Уроки истории – уроки истины
Говорят, история никого ничему не учит. Это неверно. История – хороший учитель государств и народов.А закавыка в том, что большинство её учеников не очень-то внимают её урокам, предпочитая поступать кому как заблагорассудится или придётся.
Недавно мы склоняли головы перед подвигами тех, кто 70 лет назад мужественно встретил странный и горький военный 41-й год. Казалось бы, о той поре народного мужества всё сказано-пересказано, осмыслено-переосмыслено и вновь доосмыслено: почему на четвёртом месяце войны враг оказался у ворот Москвы, а два с лишним миллиона бойцов и командиров Красной Армии – в его плену... Однако сказано и осмыслено не всё, что обязательно следует знать о 41-м – и не столько как событийные факты, довесок к тому, что уже знаем, сколько как важнейшие – глубинные – связи нашей истории, равно проявлявшие себя и в Великой Отечественной, и в ряде других войн России. У значительных событий истории – глубокие корни. Поэтому необходимы целостные осмысления – только в этих случаях история открывается в её наиболее глубоких истинах. Трагическое начало Великой Отечественной имеет прямое отношение к одной из таких истин.
Вот факты к размышлению. Не только Великая Отечественная, но почти все войны, которые вела или вынуждена была вести Россия в XVIII-XX столетиях (за исключением нескольких малых войн и тех, что шли в царствования Елизаветы Петровны и Екатерины Великой), начинались с трагических осложнений для нашей армии (либо даже страны). Считайте: Северная война 1700-1721 гг., Отечественная 1812 года, Крымская война 1853-1856 гг. (начиная с высадки союзников в Крыму), русско-турецкая 1877-1878 гг., русско-японская 1904-1905 гг., 1-я мировая 1914-1918 гг., советско-финский военный конфликт («зимняя финская война») 1939-1940 гг., Великая Отечественная 1941-1945 гг. Прибавьте афганскую и чеченскую «заварухи», столь мучительно давшиеся нам.
В чём было дело? Проявлению каких глубинных связей истории обязан своим зарождением и развитием этот ряд трагических военных осложнений в судьбах России?
Любое значительное событие в истории любой страны – следствие причин разного рода и уровня: это и причины поверхностные, очевидные уже его современникам и относящиеся только к данному событию; это и причины среднего уровня, открывающиеся лишь со временем в отношении данного события; это, наконец, причины глубинного сорта, относящиеся на равных к ряду аналогичных событий истории данной страны. Целостный подход к осмыслению истории и состоит в том, чтобы последовательно продвигаться до глубинных причин исследуемого события.
Поэтому касательно военной трагедии 41-го года в СССР начнём с обобщения поверхностных и среднеуровневых причин начальных осложнений по всему ряду имперских войн России. В разряд таких причин внесём, разумеется, и нехватку боевой выучки войск (наживали в последующих боях обильными пролитиями солдатской крови), и ошибки-оплошки высшего военного руководства (и штабов) в предвоенном и начальном периоде войны, и привычную (особенно для России) веру, что для победы окажется достаточно солдатского героизма и той массы войск и вооружений, что приготовлены к грянувшей или грядущей войне, ну и, конечно же, силу, воинское мастерство и вооружённость противника (тем более если он – коалиция стран). Эти же причины характерны не единственно для России. Но почему именно в ней, несмотря на столь многочисленные реформаторские усилия всех ее правителей по совершенствование отечественного войска, проявлялся столь неотступно в течение двух с половиной столетий этот «типовой набор» начальных военных незадач?
Ответом и станут выяснения глубинных причин начальных осложнений русских имперских войн XVIII-XX вв.
Задолго до образования Российской империи сложность природно-климатических условий в центральной и северной частях великой Русской (Восточноевропейской) равнины и ещё более значительные сложности социального развития восточнославянских племён и народностей в X-XVI веках не дали ни малороссам, ни белорусам, ни великороссам стать развитыми торгово-промышленными (т.е. сильными) народами. В то же время (XIV-XV вв.) в Северо-Восточной Руси её стремления к избавленью от бесчисленных иноземных нашествий, набегов, войн и разоров повели (наравне с некоторыми другими причинами) к возвышению Москвы, к образованию Московского царства, обратившегося в XVI веке в достаточно сильное централизованное монархо-бюрократическое государство во главе с царём-единовластцем. Вскоре всё на Руси оказалось в его самодержавной воле. В том числе – народ.
Так сложился необходимый, но крайне противоречивый, чреватый для России многими и многими внутренними потрясениями союз слабого (социально слаборазвитого) великорусского народа и сильного (и всё более усиливавшегося) деспотического монархо-бюрократического самодержавного русского государства. На этом фундаменте Пётр I и воздвиг Российское имперское государство с его разночинной бюрократией и 200-тысячной регулярной армией (тогда крупнейшей в Европе). Народ любой страны – главный источник средств и сил, необходимых государству для обеспечения его существования, комфорта и проведения государственной политики. И Пётр обрушивает на свой (и без того слаборазвитый!) народ десятки рекрутских наборов, подушную подать, массовые сгоны на различные государственные работы и стройки, обращение крепостных в помещичьих рабов, приписку крестьян целыми волостями к государственным и частным заводам в качестве «работного люда»… Не легче доставалось петровской армии. Толком обеспечивать её расквартирование, вооружение, питание, лечение, обучение, обмундирование народ не имел достатка, хотя государство ради этого обирало народ до нитки. Смертность в армии была непомерна не столько в боях, сколько от голода, холода, болезней и битья: в годы Северной войны из 650 тысяч взятых в рекруты убыло на тот свет более 450 тысяч. Где уж до толкового обучения войск!
Оттуда, от Петровского царствования, пошла первейшая привычка русского имперского государства (включая сюда и его советско-имперскую модификацию): не жалеть в погонях за теми или иными государственными целями ни свой народ, ни свою армию. «Бабы новых народят». Отсюда же – постоянная нехватка средств на армию, получаемых с чрезмерно утеснённого народа (вместо того, чтобы помогать ему в саморазвитии). Отсюда же – системная недообученность армии, ибо обучение (особенно маневры) стоило немалых денег. Плюс пошедшая во всё более бурный рост со второй половины XIX века системная необходимость перевооружений армии всё более современными видами орудия. Эта глубинная причина начальных неудач русских имперских войн сказалась и в трагедии первого года Великой Отечественной.
Что до ошибок-оплошек военного командования (особенно в начальном периоде большинства имперских войн России), то глубинная причина тому – самодержавно-высокая причастность наших императоров и генсеков к делам, состояниям и судьбам армии. Всяк в ряду верховных правителей России и СССР имел права и возможности лично определять безмерно многое касательно армии (впрочем, как и всей страны), не неся за это никакой ответственности. Молодой торопливец Петр I в 1700 году вверг до времени в войну со шведами только что набранную, явно недообученную русскую регулярную армию, на чём и потерял её воедино со всей артиллерией... Генералы, как правило, волей-неволей не препятствовали проявлениям монаршей или генсековской воли касательно военных новшеств, вне зависимости от того, опытен или нет, бездарен или талантлив оказывался верховный правитель страны. Сталин, как знаем, был неопытен в военном деле в предвоенные и первые годы Великой Отечественной, однако же всецело узурпировал право военных на предвоенную подготовку армии, как и на руководство ею в годы войны. И наломал немало дров...
Совсем по-иному оборачивалось дело, если на престоле империи оказывалась женщина! Именно при Елизавете Петровне и Екатерине Великой шли войны, в которых русское оружие оказывалось неизменно победоносным, а в нашу историю входили яркие полководцы: Румянцев, Суворов, Кутузов…
Что следует из всего здесь сказанного для нынешних россиян?
В XX столетии закончилась эпоха империй и имперских войн. В 1917-м рухнула 1-я всероссийская абсолютистско-бюрократическая империя со всеми её военными пристрастиями. Народ получил тогда блестящую возможность стать «родителем» первого в русской истории демократического государства и быстро сделаться сильным (высокоразвитым, торгово-промышленным) народом. Возможность упустили. Народ поддался большевистским посулам. В обличье СССР возникла 2-я всероссийская абсолютистско-бюрократическая (партократическая) империя с обширнейшими претензиями на обустройство и руководство мировым социалистическим лагерем. Народам СССР досталась роль послушно-прилежных (или героических) работников на государственные нужды, интересы и амбиции. В 1991-м 2-я всероссийская империя рухнула. Народ получил возможность (но далеко не столь блестящую, как в 1917-м) стать «родителем» второго в нашей истории демократического государства, сделаться сильным (высокоразвитым, торгово-промышленным) народом. Прошло 20 лет надежд, ожиданий, выживания. Новое государство объявило себя суверенной демократией, больше похожей, правда, на всевластие весьма корыстной бюрократии. Мы стали торговым (но отнюдь не торгово-промышленным!) народом. Вряд ли продолжение того же пути способно сделать нас сильным народом. А без этого у чиновничества не способны возникнуть стремления честно, по-старательному служить интересам народа.
Тут есть над чем думать! Уроки истории – всегда уроки истины…