История

В горниле Огненной дуги

16 июля 2019 года в 12:06

В истории нашего Отечества есть немало славных страниц, которые, несмотря на череду прошедших лет, вызывают чувство глубокого уважения и гордости. Одна из таких страниц – Курская битва 1943 года, величайшее в мировой истории танковое сражение, обеспечившее коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

К весне 1943 года на линии фронта в районе Курска образовался большой выступ, вошедший в военную историю под наименованием Курской дуги. Планируя операции на лето, немецкое командование приняло решение разгромить в первую очередь крупную группировку советских войск на Курском направлении и добиться здесь решающей военной победы. Для этого был разработан план «Цитадель», согласно которому «…целью наступления является сосредоточенным ударом, проведённым решительно и быстро силами одной ударной армии из района Белгорода и другой – из района южнее Орла, путём концентрического наступления окружить находящиеся в районе Курска войска противника и уничтожить их».

В своём приказе войскам накануне Курской битвы Гитлер писал: «До сих пор русским достигнуть того или иного успеха помогали их танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они!.. От успеха этого сражения может зависеть всё».

Удар с севера должны были нанести силы группы армий «Центр» (9-я армия и четыре дивизии 2-й армии). С юга на Курск наносила удар группировка войск группы армий «Юг» (4-я танковая армия и оперативная группа «Кемпф»). Всего в этой группировке насчитывалось до 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2 700 танков и самоходных орудий и свыше 2 000 самолётов. При этом большие надежды противник возлагал на новую боевую технику – танки «Тигр» и «Пантера» и самоходные орудия «Фердинанд», а также самолёты «Хеншель-129» и «Фокке-Вульф-190А». Основной упор делался на внезапность и быстроту массированного удара танковых войск, сосредоточенных на узких участках прорыва.

Советские войска располагали не менее мощными силами. В результате на относительно небольшом пространстве были сосредоточены основные бронетанковые силы обеих сторон – более 6 тысяч танков и самоходок!

Разгадав замыслы противника, советское командование противопоставило ему два фронта: Центральный под началом К.К. Рокоссовского и Воронежский под командованием Н.Ф. Ватутина. В резерве был ещё Степной фронт И.С. Конева. Было принято решение о проведении стратегической оборонительной операции, чтобы обескровить противника и перейти к решающему наступлению, определены направления ударов и время наступления фашистских войск.

В подготовительный период была скрытно проделана титаническая работа по подготовке глубокоэшелонированной обороны, особенно в противотанковом отношении, и по боевой подготовке войск.

Битва на Курской дуге стала боевым крещением для соединений и частей вновь сформированной 1-й танковой армии под командованием генерала М.Е. Катукова. В этом сражении она сыграла одну из важных ролей и с честью выполнила поставленные задачи. К сожалению, до сих пор её вклад в победу на Курской дуге по достоинству не оценён исследователями и военными историками.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода. Первыми приняли на себя удар 13-я армия (Центральный фронт) и 6-я гвардейская армия (Воронежский фронт). С первых же часов наступления танки и пехота врага вязли в оборонительных порядках наших войск. Советские войска стойко отражали вражеские атаки. Однако ценой больших потерь противник прорвал главную полосу обороны 6-й гвардейской армии на Ольховатском направлении и вклинился на 6–8 километров.

6 июля на направлении главного удара немецких бронетанковых сил южнее Обояни командующий Воронежским фронтом ввёл в сражение 1-ю танковую армию генерала М.Е. Катукова (631 танк и САУ), 5-й и 2-й гвардейские танковые корпуса и 35-й гвардейский стрелковый корпус.

На Обоянском направлении противник бросил в бой элиту бронетанковых войск вермахта – 4-ю танковую армию в составе 2-го танкового корпуса СС и 48-го танкового корпуса (в т. ч. танковые дивизии СС «Адольф Гитлер», «Райх», «Мёртвая голова», моторизованная дивизия «Великая Германия»). Отбивая контратаки советских войск, противник медленно продвигался вперёд. В сражениях 6 и 7 июля принимало участие до 2 000 танков и самоходных орудий с обеих сторон. Плотность танков наступающей немецко-фашистской группировки составляла до 100 единиц на 1 километр фронта. Число атак в полосе 1-й танковой армии доходило до 12 в сутки, но прорвать оборону советских танкистов враг не смог. В целом группировка, наступавшая на Курск с юга, за неделю ожесточённых боев вклинилась в оборону Воронежского фронта на Обоянском направлении до 35 километров, но цели не достигла. Понеся сокрушительные потери в боях, 12 июля командование вермахта отказалось от наступления на этом направлении и перенацелило оставшиеся силы на Прохоровку – Курск.

Вот лишь некоторые эпизоды Курской битвы.

В день ввода в сражение 1-й танковой армии, несмотря на количественное превосходство противника в технике и особенно в танках, враг не смог потеснить катуковцев ни на одном направлении. При этом он понёс большие потери – до 140 танков и штурмовых орудий. 1-я танковая армия потеряла 37 танков.

Командир 3-й механизированной бригады А.Х. Бабаджанян так вспоминал об этом дне: «Масштабы сражения превосходили человеческое воображение. Сотни танков, орудий, самолётов превращались в горы металлического лома. Во мгле – солнце, его диск еле пробивается сквозь тучи дыма и пыли от тысяч одновременно раздающихся разрывов снарядов и бомб. От ударов снарядов о броню адский скрежет, столбы копоти от горящих машин... Весь этот железный «зверинец», задрав длинные хоботы своих пушек, медленно наползает на наш передний край. Снаряды наших противотанковых орудий, угодив в лобовую броню «тигра», рикошетируют, ставя в небе свечку. А всё-таки и «тигры», и «пантеры» ползут с опаской, побаиваются приблизиться к нашим «тридцатьчетвёркам», чтоб не угодить под снаряд бортом».

Отбивая яростные атаки немцев, экипаж лейтенанта Голодухина подбил и сжёг несколько танков врага, а когда сам был подожжён, на горящей «тридцатьчетвёрке» врезался в немецкую танковую колонну, погиб, но не пропустил гитлеровцев.

На позицию артдивизиона Василия Мироненко противник двинул до 30 танков. Дивизион открыл меткий огонь, но из-за бугра выползло ещё несколько «тигров». Они двигались на батарею. Капитан Мироненко покинул свой наблюдательный пункт и стал во главе расчётов. Рядом раздался разрыв снаряда, весь расчёт был убит. Мироненко занял место наводчика и сам, заряжая орудие, принялся в упор расстреливать танки. Он поджёг 6 танков, пока не был сражён осколками снаряда.

В районе деревни Чапаевка танкисты Силачёв и Дмитриев, отражая яростные атаки превосходящих сил противника, подбили и уничтожили более 20 немецких танков. Взвод лейтенанта Онищенко отбил атаки, в которых участвовало до 40 танков противника.

Экипаж командира роты Кобзаря подбил и сжёг за один день 17 танков врага, в том числе 4 «тигра». Танковая рота Василия Стороженко семь часов вела бой с новейшими немецкими танками. Она подбила и сожгла 29 бронированных машин противника, из них 7 «тигров». Сам Стороженко в этом бою уничтожил 9 фашистских танков. В груды горелого железа превращались пресловутые новейшие «тигры», «пантеры» и «фердинанды». Каждая лощина и балка под Обоянью стала кладбищем для немецко-фашистских захватчиков.

Из перехваченного 7 июля сообщения гитлеровского авиаразведчика: «Русские не отступают. Они стоят на том же рубеже. Наши танки остановились. Они горят».

Экипаж «тридцатьчетвёрки» под командованием лейтенанта Михаила Замулы у деревни Верхопенье вступил в неравный многочасовой бой с танковой колонной немцев. Умело маневрируя, используя естественные укрытия, на повреждённой снарядом машине он один за другим уничтожил 4 «тигра», 5 средних танков, 3 самоходные пушки и 1 транспортёр фашистов. Оставшиеся танки противника отступили.

9 июля, используя массированные удары авиации и превосходство в танках, противник сумел прорваться к боевым порядкам роты, в которой служил бронебойщик младший сержант Павел Поспеловский. Первый раз он встречался с танками, да ещё с тяжёлыми. Но не дрогнул перед смертельной опасностью. Казалось, что могла сделать пуля стальному чудовищу? Подпустив головной «тигр» на 300 метров, бронебойщик поджёг его метким выстрелом. Второй «тигр» развернулся и пошёл на бойца. Павел тщательно прицелился и выстрелил ещё раз. Танк окутало чёрным дымом. Откатились немцы и опять пошли в атаку. Ещё 3 средних танка поджёг тогда герой-бронебойщик.

Как отмечал командующий Воронежским фронтом генерал армии Н.Ф. Ватутин в итоговом донесении: «…1-й танковой армии была поставлена боевая задача: разгромить наступающие войска на Белгородском направлении. Несмотря на численное превосходство сил противника… ни одно соединение армии не дрогнуло и не отошло ни на один метр без приказа старшего командира… Каждый боец и командир стояли насмерть и не пропустили врага. Противник разбился на Обоянском направлении, но нашего фронта не прорвал».

Воинами 1-й танковой армии за неделю тяжёлых боёв было подбито и уничтожено около 1 200 бронеединиц противника. Из 360 танков и САУ, вышедших из строя в ходе боёв, благодаря самоотверженному труду воинов ремонтных подразделений к концу июля удалось восстановить 293 боевые машины.

В дальнейшем, в период с 3 по 23 августа 1943 года, армия принимает участие в Белгородско-Харьковской наступательной операции. Войдя в прорыв, соединения и части армии отразили контрудар 2-го танкового корпуса СС, танковой дивизии СС «Викинг» и, развивая наступление в направлении на Харьков, за 15 дней прошли с боями свыше 150 километров, освободили 160 населённых пунктов, уничтожили 509 бронеединиц врага.

Нацистов не спасла ни их хвалёная новая техника, ни самые отборные части и соединения. Во время Курского сражения они столкнулись с окрепшим духом наших Вооружённых сил и, самое главное, с беспримерным мужеством советских солдат и офицеров.

Принимали участие в Курской битве и смоляне. Ещё 11 лет назад в Смоленской области проживал 171 её участник, в том числе непосредственно в Смоленске – 92 человека. Сегодня остались единицы.

Мы всегда будем гордиться их подвигом. Вечная память героям! Низкий поклон живущим!

Владимир ПИНЮГИН,
ветеран 1-й гвардейской Краснознамённой танковой армии
Фотографии предоставлены автором

Первый герой афганской войны
«История одного экспоната»: Крепостная стена