
Смоленск в годы оккупации: смоленские мосты
Smolgazeta.ru продолжает публиковать материалы, подготовленные редакцией в рамках проекта «Архивы нашей победы». Мы рассказываем об истории уникальных экспонатов музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» и судьбах героев, благодаря которым стала возможной Великая Победа.
С июля 1941 по сентябрь 1943 года Смоленск был оккупирован немецкими войсками. В период оккупации 93% жилого фонда было уничтожено, пострадали многие здания. В том числе, конечно, и мосты через Днепр – их разрушали едва ли не в каждой военной баталии, проходившей в Смоленске.
Информация о так называемом Большом Днепровском мосту встречается еще в XVI веке. От Большого торга через главные Днепровские ворота Смоленской крепостной стены люди с помощью моста попадали к Литовскому гостиному двору. 6 августа 1812 года русская армия, отступая в сторону Старой Смоленской дороги, сожгла его. Французы в спешном порядке возвели новый, однако и он был разрушен. По легенде, именно под старым Днепровским мостом прямо под водами Днепра был устроен подземный ход, и возможно там Наполеон спрятал свою знаменитую Золотую карету. Однако этот ход был разрушен и затоплен…Новый мост появился уже в конце XIX века. А уже в октябре 1897 года рядом с ним был возведен так называемый «Железный» мост.
В годы Великой Отечественной войны мосты через Днепр были уничтожены. Сначала в ходе Смоленского оборонительного сражения – приказ отдал начальник смоленского гарнизона Малышев. Затем и при отступлении фашистов – в сентября 1943 года.
В годы оккупации существовало семь мостов через Днепр. На немецкой карте 1943 года указаны четыре действующих моста, два разрушенных и ещё паромная переправа в районе Рачевки. В сентябре 1943 года при отступлении фашистов всё это было уничтожено. Первый капитальный мост в Смоленске был построен военными строителями к марту 1944 года. Это был мост на улице Большая Советская. Чуть позже, концу 1944 года, построен мост на улице Дзержинского. Строительство мостов проходило в очень сложной обстановке, потому что город подвергался налетам вражеской авиации. Бомбили железнодорожный вокзал, бомбили и сами мосты через Днепр. На охране города круглосуточно дежурили зенитные батареи.
Завершение строительства мостов через Днепр считается первой крупной трудовой победой возрождающегося Смоленска. В день освобождения города 25 сентября 43-го в Смоленск только начали подтягиваться основные потоки жителей, которые на первых парах жили в землянках и в крепостной стене, поскольку более 90% жилого фонда города было разрушено. А уже спустя полгода в Смоленске появился новый мост, который сейчас соединяет улицу Большую Советскую и Беляева. Кстати, рядом с ним, у подножия надвратной Одигитриевской церкви, до сих пор видны основы древнего моста, который на протяжении веков соединял центральную часть города и Заднепровье.