История

Под сенью Дуба любви

18 сентября 2018 года в 17:02

В Шмаково, в отличие от Новоспасского, туристы не приезжают. Нет здесь таких объектов, которые можно показывать гостям. Усадьба Афанасия Глинки давно разрушена – на её месте лишь памятный знак. А вместо парка, когда-то напоминавшего версальский, – дикие заросли. И только «Женичкина криничка», названная так в честь матери композитора, и Дуб любви, под которым состоялось объяснение молодых, остались живыми свидетелями исторических событий, происходивших здесь и век, и два назад. Свидетелями, к сожалению, безмолвными…

Как в романе

В XIX веке в усадьбе в Шмаково жил старший брат Евгении Глинки – Афанасий Андреевич. Именно он стал опекуном восьмилетней сестрёнки после смерти их родителей. Здесь, в Шмаково, она и жила до самого замужества с Иваном Николаевичем Глинкой. Да и само знакомство будущих родителей композитора произошло тоже здесь. И первые встречи, и объяснения, результатом чего стала почти детективная история с мнимым утоплением и тайным венчанием.

Капитан в отставке Иван Глинка вначале просил руки своей троюродной сестры Евгении официально. Но её браться отказали жениху. Одной из основных причин исследователи называют разницу в состояниях. В Шмаково жили богато: каменный дом в тридцать комнат, благоустроенный парк над рекой, оркестр из крепостных музыкантов. А в Новоспасском всё было устроено попросту, без особых затей – совершенно по-деревенски.

Отказ братьев не сломил решимости молодых быть вместе. И, скорее всего под влиянием модных в ту пору сентиментальных романов, они решаются на дерзкий план побега и тайного венчания. Помогать им взялась матушка жениха – Фёкла Александровна. Женщина мудрая и властная, она продумала и организовала всё так, чтобы исключить любые неожиданности.

И вот в условленный час Евгения, взяв с собой верную служанку, отправилась прогуляться на реку. Там она, переодевшись в нарядное платье, оставила одежду на берегу и села в присланную из Новоспасского карету. Следом за ней ехал отряд верховых, которые буквально заметали следы и даже разбирали мосты. Так что погоне, довольно быстро организованной старшим братом, пришлось довольствоваться объездными путями. Так что молодые успели обвенчаться.

Конечно, Афанасий простил вероломную сестру и её мужа. И всей душой полюбил их сына Михаила, который неоднократно гостил у дяди в Шмаково, слушая музыку и народные песни в исполнении крепостных музыкантов. «Оркестр моего дядюшки был для меня источником самых живых восторгов» – эта цитата из дневниковых записей Михаила Глинки выбита на мемориальном камне, установленном на месте, где когда-то была усадьба…

Сохранившая образ

Бывал в Шмаково и другой наш земляк-композитор – Алексей Станчинский, живший в нескольких километрах от этих мест – в Логачёво. Он дружил с местными Глинками, Верой и Лидией, о чём есть подтверждение в его письмах.

Как-то в Шмаково останавливался известный этнограф и фольклорист, собиратель народных сказок Владимир Николаевич Добровольский. Об этом тоже стало известно из письма Алексея Станчинского.

– Станчинский писал: «Приехал Добровольский. Удивительный человек, не от мира сего. Я ему играл свои шотландские песни», – рассказывает советник областного департамента по культуре и туризму краевед Надежда Деверилина.

Кстати, уже упомянутая Вера Глинка, родившаяся в 1883 году, – тоже не просто потомок знаменитой фамилии, но и сама человек известный. Профессиональный художник, она получила хорошее специальное образование. Ещё учась в Мариинской гимназии в Смоленске, она занималась рисованием в студии М.А. Келлер. Потом – Петербург, школа Общества поощрения художеств и мастерская Л.Е Дмитриева-Кавказского. Через пару лет – Москва, занятия в частной студии Константина Юона, училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого – почти год стажировки у Матисса в Париже.

Искусствоведы и исследователи отмечали многогранность творчества Веры Николаевны Глинки. Живопись, графика, оформление книг… Пейзажи, натюрморты, бытовые композиции, портреты…

В начале XX века (с 1915-го по 1935 год) Вера Глинка создаёт целую серию работ, связанных с именем М.И. Глинки и родным для неё местам: «Дуб любви», «Шмаково. Флигель», «Беседка в Шмакове», «Усадебный дом в Шмакове», «Пруд в Шмакове», «Хуторки по дороге в Новоспасское» и другие. И сегодня только эти произведения хранят запечатлённый на них образ усадьбы и парка, которых больше нет…

Праздник села

Сегодня Шмаково – обычное село с деревянными домиками и огородами. Правда, историю свою здесь помнят и чтят. И с удовольствием рассказывают о ней гостям, которые уже второй год приезжают сюда на праздник «Дивный сон усадьбы старой».

– Мы идём по той тропинке, по которой гуляли и во времена Глинок, – проводит небольшую экскурсию Валентина Лавровская. – Конечно, за столько лет она немного изменилась, и уже нет той аллеи, что была в усадьбе. С тех времён здесь практически ничего не сохранилось – только дубы. Но историю свою шмаковцы знают. Это наша гордость, наше достояние – то, что мы должны хранить и передавать из поколения в поколение.

На празднике гостей встречали хлебом-солью, наваристой ухой, блинами и невероятно вкусным компотом с мятой. А ещё – фирменным пирогом «Афанасий», названным так в честь бывшего владельца усадьбы.

Гости тоже приехали не с пустыми руками. Стихи, музыка, песни, народные обряды, театральная постановка… А заслуженный художник России Вера Самарина подарила местному музею портрет своей коллеги и тёзки Веры Глинки, которой в этом году исполняется 135 лет.

– Я с такой радостью приезжаю сюда: и в Шмаково, и в Новоспасское, – признаётся Вера Евгеньевна. – Потому что именно эта земля хранит память об истории, принадлежащей не только Смоленщине, но и всей России. Память о событиях и великих людях. А сохранять её нам помогают тоже люди: историки, литераторы, художники. Вера Глинка – одна из них, потому что благодаря её пейзажам и рисункам мы знаем, как здесь всё когда-то было.

Загадки истории

Исходником для портрета послужила небольшая чёрно-белая фотография. И её история – отдельный сюжет.

– Я искал потомков двоюродных сестёр Алексея Станчинского Вари и Сони Пшеничниковых, с которыми тот активно переписывался, – рассказывает руководитель Общества имени Бориса Чайковского Игорь Прохоров. – И нашёл правнучку Варвары Пшеничниковой-Жданко, Александру Траубе, которая живёт в Петербурге. Мы списались, а при встрече она показала мне фотографии, на одной из которых – три молодые девушки. И в центре – Вера Глинка. Я узнал её, поскольку видел на фото к анкетам поступления в училище живописи, ваяния и зодчества в Российском государственном архиве литературы и искусства. Вторая девушка – Варвара Пшеничникова, а третья – нам пока неизвестна. Но, может быть, со временем нам удастся открыть и эту тайну. Как и множество других, связанных с именами Глинок и Станчинских. В любом случае – работа продолжается.

– Материалов о Шмаково нашлось очень много, – замечает Надежда Деверилина. – И эти материалы прирастают с каждым годом. Например, недавно найдены документы о том, как Афанасий Андреевич не только отправлял ратников в Смоленское ополчение, но и сам здесь воевал, отгоняя отряды мародёров. А ещё я нашла чертёж церкви, которая когда-то находилась здесь. До этого мы могли видеть только её главки на рисунках Веры Глинки. А теперь у нас есть возможность представить весь замысел архитектора целиком…

От первого лица

Ольга Окунева, депутат Государственной Думы России:

– Как только ступаешь на эту землю, сразу хочется улыбнуться. Улыбнуться тем, кто стоит рядом, и тем, кто идёт навстречу…

Я впервые в Шмаково, но от Надежды Владимировны на протяжении десятков лет слышала это название. И упоминалось оно всегда с самыми восхитительными словами о тех, кто здесь родился, жил и чья любовь подарила нам великого композитора.

Замечательно, что мы хотим знать историю родного края. Хотим быть благодарными тем, кто прославил и продолжает прославлять наше Отечество…

Ольга Соловьёва, пианист, исполнитель музыки Алексея Станчинского:

– Мне как музыканту очень приятно походить по земле, связанной с детством великого Михаила Ивановича Глинки. В местах, где когда-то бывал и Алексей Станчинский. Это очень волнительно и необычно. Необычные ощущения, когда ты пытаешься представить, как здесь всё было, что они могли видеть. Это всегда любопытно. И очень вдохновляет

Юлия Якушева, актриса Смоленского народного театра драмы:

– В Смоленской области очень много мест, куда можно приехать, и так мало праздников, которые к этим местам привязаны. Новоспасское, Хмелита, теперь вот Шмаково… Для меня это абсолютно новая тема. И мне было очень интересно прочитать про шмаковских Глинок, про Женечку и историю с её тайным венчанием. Мне как человеку, который всю жизнь живёт в Смоленской области, любая история, связанная с родным краем, любопытна…

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

В Москве в честь 75-летия освобождения Смоленщины пройдут торжественные мероприятия
Жителей Смоленской области приглашают на видеолекции об истории оружия

Другие новости по теме