"Детская душа - храм": к 200-летию врача и педагога Николая Пирогова
У России сейчас достаточно много людей, разделяющих такую точку зрения: «Зачем всем получать общее образование?»Одна из причин этих сомнений, видимо, кроется в том, что родители хотят, чтобы детей уже в детском саду научили читать и писать, говорить на иностранных языках…
Они часто форсируют события, забывая важное педагогическое правило: сообразовываться в воспитании с природой ребёнка. Познание детей и законов их развития – общее нравственное требование для всех воспитателей.
В решении столь сложного вопроса может помочь наследие Н.И. Пирогова. Великий анатом, великий врач первым в России провозгласил принцип воспитания в ребёнке прежде всего человека. Во времена, когда даже поэт был не просто поэтом, а в первую очередь чиновником, Николай Иванович осмелился высказать самую простую мысль: школа должна растить не чиновника, не единицу для замещения должности в государственном аппарате, не юриста, а человека.
Учёный, «отец русской хирургии» протестовал против политики превращения общеобразовательной школы в специальную. Специальное образование вырабатывает карьериста с мелкими и низменными потребностями. Ранняя специализация вредит духовному развитию. Он восклицает: «Не спешите с вашей прикладной реальностью!» Истинный идеал образования есть общее образование, развитие всех дарованных человеку способностей, всех его высоких и благородных стремлений.
Н.И. Пирогов родился 13 ноября 1810 года в Москве в семье чиновника. Начальное образование получил дома. В возрасте 14 лет поступил на медицинский факультет Московского университета. Защитил докторскую диссертацию и был удостоен степени доктора медицины. Возглавлял кафедру хирургии и анатомии в Петербургской медико-хирургической академии. За это время он сделал для академии столько, сколько до него никто сделать не смог.
В 1854 году над Россией разразилась «травматическая эпидемия», так назвал Крымскую войну Н.И. Пирогов. В течение двух лет он возглавлял отряд сестёр милосердия для оказания помощи больным и раненым. Именно в этот период его стали называть отцом полевой хирургии.
В 1856 году в журнале «Морской сборник» открылась дискуссия о воспитании. В дискуссии приняли участие известные люди того времени – профессор К.М. Бэр, писатель В.И. Даль. Вслед за ними выступил герой Севастополя 46-летний профессор-хирург Н.И. Пирогов со статьёй «Вопросы жизни». Ни одна педагогическая статья девятнадцатого столетия не наделала такого шума. Её читали во дворце и в бедных кварталах, великосветские дамы и скромные матери семейств. В Париже её выпустили отдельной книжкой (кажется, первое педагогическое сочинение, переведённое с русского языка). «Н.И. Пирогов первый из нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения, - писал К.Д. Ушинский, - и увидел в нём не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа – вопрос жизни». Неожиданно для всех проявилась многогранность его таланта.
В 1856 году Пирогов назначен попечителем Одесского учебного округа. С 1858 по 1861 гг. – попечитель Киев¬ского учебного округа.
Умер Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 года в своём имении, в селе Вишня на Украине.
Многие идеи русского педагога опередили его время и представляют ценность до сих пор.
Н.И. Пирогов задолго до возникновения современного естественно-научного направления в педагогике считал необходимым для воспитателей изучение природы детей.
«Детская душа – храм, - говорит Н.И. Пирогов, - надо её изучать со вниманием. Поэтому ступайте за кулисы детской жизни! Наблюдайте за их первым лепетом и первыми движениями души; наблюдайте их здесь и тогда, когда они возвратятся к вам утомлённые играми и всегда готовые снова их начать».
Кроме того, понимание индивидуальности ребёнка требует осторожного обращения с его личностью, уважения к его самостоятельности, к его чувству собственного достоинства. Личность одинаково неприкосновенна и в ребёнке, и во взрослом человеке. Жизнь детей есть такая же самостоятельная, подчинённая своим законам жизнь, как и жизнь взрослого, учителей, родителей. Воспитатели не имеют права безнаказанно и произвольно ниспровергать определённые законы мира детей. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что разрушение чувства собственного достоинства приводит к асоциальному поведению у подростков.
Н.И. Пирогов первым поднялся против жестоких наказаний, распространённых в русских школах. По школьному уставу детей официально дозволялось сечь до третьего класса гимназии. Этот инцидент был исчерпан, когда в новом уставе 1864 года порка – навсегда! – была запрещена. Так закончилась продолжавшаяся сто лет борьба против физических наказаний в русской школе, закончилась благодаря мужеству педагога. Ведь в немецких школах, например, в то время пощёчина или удар линейкой по рукам считались разрешённым приёмом воспитания. «У нас в России в школах не бьют!» Дорого заплатил Николай Иванович, чтобы появилась возможность произнести такие слова. Ему пришлось уйти в отставку.
Требуя уважения к личности воспитанника, Н.И. Пирогов учил воспитывать детей с помощью добра, справедливого и любовного отношения к ним, рекомендовал науку и художественные произведения гениальных писателей. Ослабление преподавания литературы, истории в школе ведёт к беспамятству, ослаблению чувств. Задумаемся: сегодня эстрадная музыка, спорт в мировом сознании занимают большее место, чем наука, литература, искусство, размышления о мире.
Определить общее направление воспитания, его характер и содержание, конечно, важно для подготовки «истинных людей». Но при всём этом решающей силой в осуществлении намеченных задач является личность воспитателя. В этом отношении лучшей воспитательницей является женщина, которая, по мысли Николая Ивановича, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать первые слова, становится первым зодчим общества, краеугольный камень кладётся её руками. В начале XX века впервые в России были опубликованы письма Николая Ивановича к невесте - баронессе Бистром, написанные ещё в 1850 году. Они вызвали живой общественный интерес и явились весьма ценными педагогическими документами. В них ярко обрисован идеал женщины-матери, обозначены задачи и средства воспитания детей, как себе представлял их Н.И. Пирогов. Передовые люди того времени обратили пристальное внимание на подготовку женщины к материнству и воспитанию детей. На ней одной, т.к. отец обыкновенно был занят делом, дающим средства к содержанию семьи, лежала великая обязанность воспитать ребёнка так, чтобы в нём свободно могли развиться его умственные и физические свойства. «В воспитании женщины заключается воспитание всего человечества», - говорил Н.И. Пирогов.
Собирая из его статей крупицы педагогических мыслей, мимолётные замечания по поводу различных вопросов воспитания и пытаясь их кратко систематизировать, мы видим, как перед нами вырисовывается глубоко продуманная, стройная и психологически обоснованная целостная педагогическая система. Основная его мысль – необходимость понимать душу ребёнка и сообразовываться в воспитании с особенностями детской психологии – проходит красной нитью через все его сочинения. Понимать молодость – это значит уважать её права и личность, относиться к ней с доверием и уважением.