Этот неудобный гений: к 100-летию смерти Льва Толстого
20 ноября исполняется 100 лет со дня смерти Льва Николаевича Толстого. Говорить о Толстом неизмеримо трудно. Много ли значит моё мнение, если перед «великим старцем» благоговейно склоняли головы Бунин и Чехов, Ганди и Хемингуэй, Блок и Тургенев, Горький и Цвейг и ещё миллионы в России и за границей?К сожалению, сегодня творчество Толстого почти забыто, о нем судят лишь по романам «Война и мир» и «Анна Каренина». Отчасти потому, что на их основе созданы действительно хорошие кинофильмы. Нет-нет, да появляются статейки, в которых некие «эстеты» смакуют тему ухода Толстого из семьи в последние дни жизни. Жалки в своей дремучести те, кто пытается принизить роль писателя в связи с его «отлучением» от православной церкви…
Для меня же очевидно, что личность графа Льва Толстого неизмеримо более масштабна, чем то, что мы слышим о нем в наше смутное время. Он не только великий писатель, заставивший мир заговорить в феномене русской литературы, но и крупнейший мыслитель, сумевший обобщить различные течения в мировой философии. Он и великий практик, много сделавший для воплощения в жизнь своих идей.
Так сложилось, что о последних тридцати (!) годах жизни Льва Николаевича мы знаем особенно мало. В школьных учебниках это время туманно называлось «духовными исканиями» с намеками на то, что Толстой «заблуждался». И это было забавно читать – великий Толстой «заблуждался», а безликие авторы статей, получается, шли верной дорогой!? На самом деле, эти тридцать лет - наиболее продуктивное время в жизни писателя. Именно в это время он серьезно увлекается трудами Сократа, Платона, Конфуция, Руссо, Паскаля, Шопенгауэра и других философов, называя их лучшими умами человечества. Именно в это время он становится для многих людей на Земле в один ряд со своим кумирами.
Лев Толстой не вписывается в рамки основных общественно-политических формаций и идеологических течений. В годы Советской власти четко отделяли его литературную деятельность от «религиозных заблуждений». В статье «Лев Толстой как зеркало русской революции» В.И. Ленин отмечал гениальность литературного творчества писателя и вред его религиозных взглядов. (К сожалению, что в этой работе 38-летнего будущего вождя революции присутствуют недопустимо грубые выражения по отношению к человеку, отмечавшему в это время свое 80-летие).
В СССР издавалось много книг Льва Николаевича, но лишь один раз и крайне ограниченным тиражом выпустили все 90(!) томов его произведений. Обычный читатель имел доступ лишь к 22-томному собранию. Говоря о Толстом, не упоминалось о его отношении к социалистам-революционерам. Между тем, великий гуманист считал преступным их призывы к новому общественному порядку, не зная всех последствий этого перехода. Толстой был убежден, что без улучшения, прежде всего, внутреннего мира человека, всякое общественное переустройство ни к чему хорошему не приведет.
«Не Россию надо спасать, а то, что в миллион миллионов раз дороже – свою душу!» - призывал он.
Наивно думать, что в нынешнее время перехода к капиталистическим отношениям, взгляды Толстого могут быть восприняты и поняты. Наивно потому, что краеугольным камнем мировоззрения Л.Толстого является неприятие всех видов частной собственности и особенно собственности на землю. Именно введение частной собственности он считал одной из причин всех бед человечества и нарушением основных христианских Заповедей. (Так и слышу сквозь годы его возглас - «Что же вы делаете?!»)
Сегодня, когда у кое-кого присутствует ностальгия по дореволюционным временам, нелишне вспомнить о том, с каким возмущением и болью описывал Лев Николаевич положение дел в царской России, о его отношении к самодержавию как о полностью отжившей системе правления, достойной лишь африканских племен. Никто не говорит сегодня о преследованиях сторонников и последователей учения Льва Николаевича царским режимом. А ведь дело дошло до того, что автор самой подробной биографии Толстого П.Бирюков вынужден был писать ее, живя за границей. Практически все добровольные помощники великого писателя подвергались арестам и гонениям. Из-за жесткой цензуры многие произведения писателя, написанные в последние годы жизни, в полном варианте публиковались лишь за пределами России.
Важно, что взгляды Толстого находили понимание у значительной части населения страны. Многие видели в его учении единственное спасение для терпящей бедствие России. Максим Горький так оценил значение личности писателя: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
Думается, именно рост популярности, в том числе среди верующих (особенно после выхода романа «Воскресение» и после того, как писатель сыграл важную роль в спасении секты «духоборов» и переселении их в Канаду), привел к конфликту с Синодом Православной церкви, закончившегося странным «отлучением» графа Толстого.
Вопреки ожиданиям, «отлучение» привело к резкому повышению общественного внимания к писателю и к увеличению числа сомневающихся в правоте официальной церкви.
До сих пор считается, что нравственный тезис Льва Николаевича о «непротивлении злу» насилием сомнителен и неприменим во многих случаях. Я тоже так думал до тех пор, пока не прочитал знаменитое «Письмо Эрнсту Кросби» (1896). В нем Толстой убедительно доказал действенность и справедливость своей христианской позиции, закрепленной в Евангелие. Найдите и прочитайте. Напомню, что именно перу Толстого принадлежит гениальная работа под названием «Четвероевангелие», в которой писатель объединил и объяснил многие положения Нового Завета.
Никто в мировой литературе столь глубоко не проникал в суть взаимоотношений мужчины и женщины, мужа и жены, как это сделал Л.Н. Толстой в своих знаменитых произведениях «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и «Воскресение». Более того, «Крейцерова соната» заставила многих коренным образом пересмотреть свой взгляд на супружеские отношения и на институт брака в целом. Соблазны плоти, половой любви – самые опасные соблазны человека, считал Толстой. Если бы знал Лев Николаевич, какое пиршество устроили в наши дни низменные инстинкты, как с помощью телевидения и особенно Интернета разврат вошел в каждую семью и обрушился, сметая все на своем пути, на души нашей молодежи!
Сегодня не модно вспоминать о громадной просветительской деятельности Толстого, о его участии в строительстве школ, бесплатных столовых (около четырехсот!) для бедняков в голод 1892-93 годов, о его роли в борьбе с пьянством. Между тем, в 80-х годах 19 века Лев Николаевич Толстой решительно отказался от таких вредных привычек, как курение и алкоголь, и даже организовал «Согласие против пьянства» — своеобразный прообраз «обществ трезвости». Насколько же и сегодня, когда страна вновь спивается, актуальны слова Толстого:
«И богатым, и бедным представляется, что веселым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным, представляется, что при всяком важном случае жизни: похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании — самое лучшее средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого образа, уподобиться животному…».
Кто сегодня знает, что самыми лучшими своими произведениями Лев Толстой считал вовсе не «Анну Каренину» и не «Войну и мир», а небольшие по объему работы «В чем моя вера?» и «О жизни»? Но их не изучали и не изучают ни в школах, ни в соответствующих вузах.
Большую роль в жизни писателя играла семья. Преданная жена, тринадцать(!) детей… Но не все было тихо и гладко. Софья Андреевна не принимала образ жизни своего мужа в последние годы его жизни. Но не нам вникать во всю сложность взаимоотношений супругов, как это продолжают делать искатели сенсаций и дешевых упрощений. Немногие знают, что Лев Николаевич и Софья Андреевна похоронили шестерых своих любимцев…
Лев Толстой, великий реалист, прекрасно знал то, о чем пишет. В этом смысле многое ему дала служба в действующей армии, участие в боевых действиях, каждодневное общение с людьми. О том, насколько верили Толстому, как для современников важно было его мнение, говорят следующие факты. Каждый день к нему приходили посетители из разных стран мира, он получил около 50 тысяч писем, сам написал их более восьми тысяч.
Величие Л.Н. Толстого состоит и в том, что до сих пор его философское наследие (в том числе знаменитые «Дневники») современно и востребовано теми, кто ищет ответы на основные вопросы бытия.
«Вся разница между человеком и животным та, что человек знает, что умрет, а животное – нет. Разница огромная… Работать надо так, как будто ты бессмертен, а относиться друг к другу – как будто завтра умрешь».
Прекрасные слова, не так ли?
Отложите Акунина и Пелевина, Коэльо и Мураками. Читайте Льва Толстого, изучайте, размышляйте и наслаждайтесь творениями великого мастера!