История

Под сенью золотых куполов

22 марта 2018 года в 09:02

Успенский собор – один из символов Смоленска. Храм, переживший вместе с городом и нашествие армии Наполеона, и оккупацию фашистов. Объект, без которого не обходится практически ни одна местная экскурсионная программа…

Однако получается некий парадокс: порой туристы знают о нашем соборе гораздо больше, чем сами смоляне. Мы решили попытаться восполнить этот пробел и обратились за помощью к председателю Смоленского отделения Союза краеведов России иеромонаху Рафаилу (Ивочкину).

В память об обороне

- Успенский собор – живая история. Он свидетель и участник многих событий, происходивших в нашем, можно сказать, уникальном регионе. Ведь Смоленщина, пожалуй, единственная область, которая является и приграничной и пристоличной.

Нынешний собор был возведён в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов на месте одноимённого храма XII века. Последний был основан Владимиром Мономахом ещё в 1101 году. И именно сюда князь перевёз из Чернигова доставшуюся ему в наследство от матери икону Богородицы Одигитрии, которую чуть позже станут называть Смоленской.

Храм частично обрушился в 1611 году, когда защитники города от войск Речи Посполитой взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах недалеко от соборного холма. Окончательно старое здание было разобрано после освобождения Смоленска в середине семидесятых годов 17 века. Тогда же, в 1677 году, под наблюдением зодчего Алексея Королькова начали строительство нового храма.

Однако завершал работы уже другой архитектор – Готфрид Шедель. Только в 1740 году собор, увенчанный семью куполами синего цвета с золотыми звёздами, был построен. Однако в таком виде храм простоял всего двадцать лет: в 1761 году обрушились центральная и западная главы. Поэтому в 1767-1772 годах архитектор Пётр Обухов перестроил верх собора, оставив традиционное пятиглавие.

- В тридцатые годы двадцатого века собор закрыли для верующих – он стал музеем истории религии и атеизма. Там разместили чучела животных, одетых в церковные облачения, памятник Ленину, маятник Фуко и прочие атрибуты антирелигиозного толка. А во время Великой Отечественной войны вообще было принято решение об уничтожении собора: при отступлении генерал Лукин получил приказ взорвать храм, поскольку тот использовался врагом как ориентир для наведения артиллерийских орудий. И только благодаря героизму Михаила Лукина, проигнорировавшего волю Верховного главнокомандующего, Успенский собор остался цел.

Две Одигитрии

Одно из почётных мест в сегодняшнем соборе занимает Смоленская Одигитрия. Перед иконой установлена чугунная площадка с ажурными решётками и лестницей.

- Ничего этого до 1848 года не было. Тогда к иконе просто приставлялась лестница, которая, согласно историческим источникам, «угрожала падением и могла привести к травмам богомольцев». Ситуацию исправил архиепископ Тимофей. Частично на собственные средства, частично на деньги смоленских купцов он заказал обустроить удобный доступ к святыне. Тогда же там появились и иконы «Исцеление Спасителем расслабленного», «Смоленские святые», хотя первоначально планировалось поместить картины с изображением истории Одигитрии и её почитания.

Конечно, в те годы в соборе хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери – тот самый, что привёз Владимир Мономах. Однако та икона бесследно исчезла во время немецко-фашистской оккупации. И сейчас её заменяет более поздний список, который больше первообраза по размеру, поскольку был сделан специально для Днепровских ворот Смоленской крепости.

- Долгое время среди историков бытовало мнение, что эта икона была написана по приказу Бориса Годунова и привезена в Смоленск. На самом деле это не так. Она изначально была написана, чтобы висеть над Днепровскими вратами Смоленской крепостной стены: она большая и видна издали. Поэтому позже её и стали называть надвратной. И живопись, скорее всего, местного характера – по крайней мере, так утверждают искусствоведы.

Обыкновенное чудо

История Смоленской Одигитрии богата на чудеса. Не случайно и первообраз, и надвратная икона считаются чудотворными. Впрочем, об этом написано немало, в том числе и в «Смоленской газете». А между тем в Успенском соборе есть ещё две иконы, явивших чудо мироточения. Это Казанская икона Божией Матери и образ преподобного Серафима Саровского.

- До девяностых годов теперь уже прошлого века Казанская икона Божией Матери находилась в алтаре и была мало известна богомольцам. Но однажды священники перед службой увидели, что образ мироточит. Об этом сообщили митрополиту Кириллу, ныне патриарху. И он благословил установить в честь этой иконы местное празднование.

Сейчас Казанская икона Божией Матери установлена вне алтаря, чтобы верующие могли свободно ей поклониться. Также, как и образ преподобного Серафима Саровского, тоже мироточивший в девяностых годах прошлого века.

- Чем было тогда это мироточение, не известно. Может быть, Господь показывал свою милость смолянам. А может быть, предупреждал о чём-либо. В любом случае это чудо. Как с духовной точки зрения, так и с физической: учёные тоже не могут объяснить, как появляется этот состав.

А ещё в Успенском соборе есть уникальная иконописная композиция, авторство которой приписывают Виктору Васнецову. Это распятый на кресте Иисус и две скорбных фигуры рядом.

- Как эта композиция попала в Смоленск, я не знаю. И кто установил авторство, честно говоря, тоже – хотя об этом говорят буквально все. Впрочем, даже если это работа и не самого Васнецова, то точно его школы. И это нисколько не умаляет её художественного достоинства.

Под гнездом пеликана

Отдельно стоит сказать и об иконостасе Успенского собора. Это тоже своего рода уникальное произведение искусства 18 века: и декоративно-прикладного, и живописного. Искусства, где русские мотивы тесно переплелись с западноевропейскими и, в частности, польскими.

- Наш иконостас уникален, прежде всего, грандиозностью замысла. Тридцать метров в высоту, пять ярусов икон – целая художественная галерея смоленской живописи. Липовая резьба, местами двух- и трёхслойная. Нехарактерное для православия обилие скульптуры. Последнее объясняется тем, что иконостас делали мастера из Малороссии, где в то время уже была подписана уния об объединении православной и католической церквей.

Своей величиной поражают и Царские врата. Они считаются самыми большими в Европе. Кроме того, нетрадиционно их завершение гнездом с сидящей в нём птицей.

- Обычно Царские врата венчает чаша или изображение Святого духа в виде голубя. А у нас – гнездо с птицей, которая разрывает себе грудь, чтобы накормить птенцов собственной кровью. Это пеликан – древнехристианский символ. Хотя некоторые исследователи считают, что это птица Феникс, отсылая нас к гербу Смоленска. Однако, если внимательно вчитаться в герб, то и там мы видим райскую птицу – никак не Феникса.

За воинскую доблесть

Ещё одна святыня и одновременно уникальное произведение декоративно-прикладного искусства – плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в мастерских тётки Ивана Грозного Ефросиньи Старицкой.

- Плащаница была изготовлена как вклад в Успенский собор Московского кремля. Но что во время войны 1812 года она была похищена наполеоновскими войсками и в качестве трофея отправлена во Францию. Однако на территории Смоленщины вражеский обоз был отбит русскими партизанами. И тогда по приказу императора Александра I плащаница была помещена уже в наш Успенский собор – в знак ратной доблести смолян. Можно сказать, что это своеобразная воинская награда нашего храма.

Интересно, что за четыре с лишним столетия шитьё на плащанице сохранилось практически в первозданном виде. И при реставрации к 1150-летию Смоленска её по сути просто переложили на новую подкладку.

- Дело в том, что плащаница двести лет висела вертикально, и под тяжестью золотного шитья и цветных шелков ткань попросту стала расползаться от ветхости. Поэтому реставраторы из Москвы заменили подкладку. И сейчас плащаница выставлена почти горизонтально, под наклоном – чтобы максимально предотвратить деформацию материала. Кроме того, она закрыта специальным стеклом, не пропускающим ультрафиолетовые лучи, которые могут оказать на неё неблагоприятное воздействие.

***

Особое место в Успенском соборе связано с именем Святого Меркурия – небесного покровителя Смоленской земли. Но это уже тема для отдельного материала…

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ

Ольга Суркова

Ребята из смоленских «Вишенок» встретились с участником Сталинградской битвы
Вяземская Голгофа

Другие новости по теме