Создатель крылатых машин: к 110-летию Семена Лавочкина
Во всём мире выдающихся конструкторов самолётов наберётся едва ли полсотни. Около двадцати из них – русские и советские конструкторы. Одним из таких был наш земляк Семён Лавочкин.Семён Алексеевич родился 11 сентября (по новому стилю) 1900 года. По данным многих энциклопедий, он родился в Смоленске. Согласно другим источникам, место его рождения – местечко Петровичи Рославльского уезда. Есть и третья версия: по воспоминаниям его земляков, будущий авиаконструктор родился всё-таки в Рославле, а в Петровичах жили его родственники, в частности, дед по отцу. Напомним, что Петровичи - это место рождения знаменитого писателя-фантаста Айзека Азимова.
Начало пути
В 1917 году Семён Лавочкин окончил с золотой медалью гимназию в Смоленске. Во время Гражданской войны служил в Красной Армии.
В 1920 году его направили на учёбу в МВТУ имени Н.Э. Баумана, после окончания которого он работал в авиационных конструкторских бюро. В одном из них Семён Алексеевич совместно с конструктором С.Н. Люшиным разрабатывал пушечный истребитель ЛЛ. По рекомендации А.Н. Туполева Лавочкин перешёл на работу в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП), где в 1939 году стал главным конструктором по самолётостроению.
В дальнейшем уроженец Смоленщины стал генерал-майором инженерно-авиационной службы, дважды Героем Социалистического Труда и четырежды лауреатом Сталинской премии.
В небе Великой Отечественной
Войну Советский Союз встретил с большим количеством устаревших самолётов. Истребителей новейших конструкций было мало. Один из них – ЛаГГ-3 – был разработан Лавочкиным (совмест¬но с Горбуновым и Гудковым) буквально весной 1941 года. Современный двигатель и пушечное вооружение позволяли самолёту успешно бороться с истребителями противника. Кроме того, ЛаГГ мог брать бомбы и реактивные снаряды РС-82, которые были довольно эффективны при ударах по наземным целям. По скорости ЛаГГ-3 был с немецким Ме-109 на равных, по манёвренности уступал, поскольку имел более тяжёлую весовую категорию.
По мнению наших лётчиков, на ЛаГГе можно было воевать. И воевали. Практически до конца 1942 года. По прочности конструкция из дельта-древесины, впервые применённой Лавочкиным, не уступала самолётам из металла. Например, во время Сталинградской битвы 14 сентября 1942 года лётчик Сергей Луганский пошёл в лобовую атаку на Ме-109. При общей скорости сближения в 1000 км/ч крылом своего ЛаГГ-3 он ударил по стабилизатору противника. Враг был повержен. Самолёт нашего лётчика остался послушным пилоту, и он продолжил вести воздушный бой.
С конца 1942 года на фронт стали поступать истребители Ла 5 с более мощным мотором и вооружением. Они великолепно показали себя в боях с люфтваффе. Особенно в период воздушной операции на Кубани, когда наши лётчики добились превосходства в воздухе над самолётами противника.
Ещё лучшие характеристики имел Ла-5ФН. Максимальная скорость этой модификации возросла до 630 км/ч. Именно на нём летал знаменитый Алексей Маресьев, у которого, как известно, вместо ног были протезы.
В небе над Курской дугой летом 1943 года Ла-5ФН приобрёл за¬служенную известность и любовь наших лётчиков.
А дальше у Лавочкина был Ла-7, признанный и нашими, и зарубежными специалистами лучшим истребителем Второй мировой войны. По сравнению с предыдущими «лавочкиными» он имел более мощный двигатель, позволявший развивать максимальную скорость до 690 км/ч. По боевым качествам и вооружению ему не было равных как среди отечественных истребителей, так и среди истребителей противника завершающего этапа Великой Отечественной войны.
Кроме того, производство самолётов «Ла» было одним из самых массовых в годы войны. Из всех истребителей, выпущенных в СССР, самолёты Лавочкина составляли более трети советских истребителей.
Один из немногих уцелевших самолётов Ла-7 с бортовым номером 27 экспонируется в музее авиации в Монино, под Москвой. На нём закончил войну выдающийся советский ас, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. На борту самолёта красуются 62 победные звёздочки, указывающие на количество сбитых нашим асом вражеских самолётов.
Как бы сейчас сказали, модельный ряд поршневых истребителей Лавочкина завершился модификациями Ла-9 и Ла-11.
Хочется привести несколько примеров. Наш земляк, дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков, имевший на своём счету 35 личных и 11 групповых побед, в 1944 году воевал и закончил войну на Ла-7.
Известный в Смоленске 401-й истребительный авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Смоленск-Северный более 40 лет, начинал свою боевую историю в мае 1944 года, имея на вооружении самолёты-истребители Ла-5. К концу войны полк получил более мощные самолёты Ла-7, затем – Ла-9. Авиаторы полка в 1950-1951 годах обучали лётчиков и техников китайской армии эксплуатации самолётов Ла-9. Цельнометаллический самолёт Ла-9 был самым мощным самолётом в мире в эпоху поршневых двигателей. На вооружении ВВС Китая Ла-9 находились до 1959 года.
Эра реактивных
В послевоенное время именно в конструкторском бюро Лавочкина создаются первые реактивные самолёты. Известный лётчик-испытатель Иван Фёдоров последовательно испытывает реактивные Ла-150, 152, 154, 156, 160, 174, 176. Он же в конце 1947 года одним их первых в Советском Союзе катапультировался из Ла-174 (серийный Ла-15), а осенью следующего года тоже первым в стране на самолёте Ла-176 превысил скорость звука – преодолел так называемый звуковой барьер.
Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолётом конструкции Лавочкина.
Говоря о реактивных самолётах Семёна Алексеевича, нельзя не упомянуть об уникальном для своего времени Ла-250, получившем название «Анаконда». Это был экспериментальный истребитель-перехватчик дальнего действия. Огромный по тому времени самолёт (взлётная масса 20 тонн), оснащённый двумя двигателями АЛ-7ф тягой по 6,5 тонны каждый, был вооружён ракетами класса «воздух - воздух». Авиационные начальники проявили к «Анаконде» большой интерес. Но после кончины Лавочкина в 1960 году все работы по Ла-250 были свёрнуты.
В жизнеописаниях нашего земляка мало где упоминаются созданные в его КБ самолёты-мишени. А между тем беспилотный Ла-17 различных модификаций долгое время служил воздушной мишенью для тренировки в боевых стрельбах ракетами и из пушек многим поколениям лётчиков 60-80-х годов. Автор этих строк в своё время лично сбил такую мишень на полигоне в районе Астрахани.
Конструктор ракетных систем
Семён Алексеевич Лавочкин абсолютно неизвестен как разработчик ракетной техники. Его деятельность по созданию ракет для систем противовоздушной (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО), а также крылатых ракет оказалась столь засекреченной, что о ней почти нигде не упоминается. Сказалось и замалчивание роли Лавочкина со стороны конкурентов. А между тем американский самолёт-разведчик U-2 (лётчик Фрэнсис Пауэрс) был сбит под Свердловском в мае 1960 года зенитной ракетой С-75, созданной именно в КБ Лавочкина. Зенитно-ракетные комплексы этого КБ С-25 «Беркут» и С-75 «Двина» использовались в системе круговой противовоздушной обороны Москвы. Комплексы «Двина» также долгое время эффективно применялись в войне во Вьетнаме и других локальных войнах.
В 1954 году Лавочкин начал работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря». Эта ракетная система имела высокие по тем временам характеристики. Корпус крылатой ракеты был выполнен из ранее не используемого жаропрочного титана. Впоследствии Лавочкиным была создана система ПВО «Даль». Испытания ракеты пошли не совсем удачно, скорее всего, из-за несовершенства локатора наведения. Лавочкину неважно чувствовавший себя «влепили» партийный выговор, и именно конструктор вылетел для контрольных испытаний на полигон Сары-Шаган, близ озера Балхаш в Казахстане. Больное сердце главного конструктора не выдержало. Он скончался от инфаркта прямо на полигоне 9 июня 1960 года.
Похоронили Семёна Алексеевича в Москве на Новодевичьем кладбище.
Память о выдающемся авиаконструкторе увековечена в названиях улиц в Смоленске, Москве и Липецке. Бюст С.А. Лавочкина установлен в Смоленске на улице его имени, рядом с Академией ПВО сухопутных войск. В смоленском музее Великой Отечественной войны нашему знаменитому земляку посвящена отдельная экспозиция.