Летающий командарм Тимофей Хрюкин
Символично, что вековой юбилей со дня рождения этого легендарного человека совпал со 100-летием отечественной авиации, который приходится на июнь нынешнего года. В наших ВВС немного найдётся авиационных командиров, с такой биографией. Дважды Герой Советского Союза генерал-полковника авиации Тимофей Тимофеевич Хрюкин был удостоен высших воинских званий и наград в тридцать с небольшим. Бытует мнение, что он выдвинулся на волне сталинских репрессий. Но, он ли один? К чести генерала, он был всё-таки отличный лётчик и талантливый авиационный командир.По путёвке комсомола
Тимофей Тимофеевич Хрюкин родился 21 июня 1910 года в городе Ейске Краснодарского края.
В период гражданской войны Тимофей батрачил у богатых казаков. Потом беспризорничал, вновь батрачил. С ранних лет он пристрастился к чтению. Начал осиливать науки. Стремление бедноты к объединению не прошло мимо Тимофея. Он стал пионером, а позже – и комсомольцем.
В 1930 году по путёвке комсомола он поступил в Краснодаре на рабфак. Но закончить его не удалось. Через два года медицинская комиссия рекомендовала его в бомбардировочную авиацию. И в 1933 году, после окончания Луганской военной авиационной школы пилотов, Тимофей Хрюкин стал строевым лётчиком.
Смоленщина
В 1935 году судьба впервые его познакомила со Смоленщиной. В это время он служил в Смоленске, в 10-й скоростной бомбардировочной эскадрилье. Эскадрилья летала на самолётах СБ (quot;скоростной бомбардировщикquot;), довольно современных по тем временам. Летал Тимофей Тимофеевич неплохо, в 1936 году его назначили там же, в 10-й эскадрилье командиром звена. Годом раньше, в 1935-м, лётчик Хрюкин женился на своей землячке с Кубани, Полине Ткаченко. Забегая вперёд, скажем, что на всю оставшуюся жизнь Полина Дмитриевна станет его верной подругой, родит и воспитает, скитаясь по военным гарнизонам, восьмерых детей. Оба супруга всегда любили детей, и мечтали иметь большую семью.
Рукопожатие будущего генералиссимуса
В 1936-м в числе группы добровольцев лейтенант Хрюкин отправился в Испанию, помогать республиканской армии. Там, в Испании, он летал также на СБ, командовал отрядом наших лётчиков-добровольцев. За Испанию он получил свой первый орден Красного Знамени. Кстати, наши СБ испанцы почему-то называли quot;катюшамиquot;.
Через год он был командирован в Китай, где шла война с японскими интервентами. Там он командовал нашей бомбардировочной группой. Условия боевой работы в Китае были очень сложными. Наши бомбардировщики летали на боевые задания без истребительного прикрытия (истребителей катастрофически не хватало), полёты проходили над безориентирной местностью. Кроме того, на СБ отсутствовало радио, и многое зависело от слётанности экипажей. Хрюкин добился такой слётанности в своей группе. После одного из вылетов, на аэродроме Ханькоу Тимофей Тимофеевич удостоился встречи с Чан Кайши: тот приехал лично узнать о результатах бомбардировки переправы через реку Янцзы. Позже на этой реке группа наших бомбардировщиков, ведомая Хрюкиным, потопила японский авианосец.
За боевые действия в Китае Хрюкин был удостоен звания героя Советского Союза. Осенью 1938 года ему было присвоено звание полковника, минуя очередные воинские звания майора и подполковника.
Через два года он участвует в советско-финской войне, и в неполные 30 лет получает звание генерал-майора.
Великая Отечественная. Начало
К началу Великой Отечественной войны в его лётной книжке значились более 100 боевых вылетов. Не многие авиационные генералы могли похвастаться такими записями.
Войну генерал Хрюкин встретил в должности командующего ВВС 12-й армии Киевского особого военного округа.
В августе 41-го его назначили командующим ВВС только что созданного Карельского фронта. Это было обоснованным: Хрюкин отлично знал особенности северного театра военных действий, ещё по финской войне. В воздухе авиация Карельского фронта успешно противостояла немецкому 5-му воздушному флоту и финским ВВС. Как командующий, Хрюкин за эти месяцы приобрёл большой опыт управления крупным авиационным объединением.
Летом 1942 года его направляют командовать ВВС Юго-Западного фронта, которые потом преобразовывают в 8-ю Воздушную армию.
Сталинград
Несомненно, что самым главным сражением в жизни Хрюкина была Сталинградская битва. Здесь его армия (454 боевых самолёта) противостояла фашистскому 4-му воздушному флоту (1200 боевых самолёта). Противник имел почти 3-х кратное преимущество. Необходимо было найти новые способы ведения воздушной войны, чтобы победить асов люфтваффе. По инициативе Хрюкина наши лётчики активно использовали наступательную тактику, воздушные бои стали вести в боевых порядках пары, использовали эшелонирование по высоте. В наземных войсках была развёрнута сеть пунктов управления самолётами над полем боя. В районе Сталинграда было оборудовано 32 ложных аэродрома, на которые гитлеровцы сбросили бомб в 10 раз больше, чем на действующие. В период Сталинградской битвы росло боевое мастерство советских лётчиков. В составе 8-й воздушной армии сражались многие известные советские асы. Одним из самых результативных был наш земляк, впоследствии дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков. Позже в 8-й армии сражался лучший лётчик-истребитель советской авиации трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин.
В сражениях росло оперативное и стратегическое мастерство командарма Хрюкина. Одной из лучших его разработок стало внедрение авиационного наступления. Впервые были спланированы действия 8-й воздушной армии во взаимодействии с 16-й и 17-й воздушными армиями в контрнаступлении под Сталинградом. Это означало непрерывные действия авиации по противнику в период подготовки наземного наступления, в ходе прорыва обороны противника и поддержку наших войск на всём протяжении нашего наступления. Авиационное наступление, родившееся в 8-й воздушной армии, в последствии вошло повсеместно в боевую практику, стало составной частью советского оперативного искусства.
Всего за время Сталинградской битвы части и соединения 8-й воздушной армии совершили 55227 боевых самолёто-вылетов, уничтожили более 1850 самолётов противника, из них 470 – на земле. При этом наши потери составили 1400 самолётов и 1036 лётчиков.
В феврале 1943 года за умелое руководство боевыми операциями генерал Хрюкин был награждён орденом Кутузова I степени, а в марте ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.
Курс – на запад!
В мае 1944 года Тимофей Хрюкин вступил в командование 1-й воздушной армией, которая принимала участие в освобождении Смоленской области, и базировалась в это время на западе Смоленщины. Район боевых действий командарму был знаком ещё с довоенных лет. В последствии на одной из скрижалей Смоленской крепостной стены, примыкающей к Музею Великой Отечественной войны, появится имя генерал-полковника Хрюкина, как командующего одного из армий, освобождавших Смоленщину.
Самый молодой генерал-полковник
На заключительном этапе войны 1-я воздушная армия активно участвовала в освобождении Белоруссии, в Восточно-Прусской наступательной операции. 9 апреля 1945 года пал Кенигсберг, а 19-го Хрюкин стал дважды Героем Советского Союза.
На параде Победы 24 июня 1945 года мундир Тимофея Хрюкина украшали две Золотые Звезды, орден Ленина, три ордена Красного Знамени, ордена Суворова I и II степени, два ордена Кутузова I степени, орден Богдана Хмельницкого I степени, орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, французский орден Почётного легиона, советские и иностранные медали. Тремя днями раньше ему исполнилось 35 лет. Потом была служба на высших военных должностях в Вооружённых Силах СССР…
В июле 1953 года генерал-полковник Т.Т. Хрюкин при возвращении с войсковых учений на служебной машине попал в аварию. Он скончался от полученных травм 19 июля. Похоронили его с воинскими почестями в Москве, на Новодевичьем кладбище.