В одной когорте с Пржевальским
Завтра исполняется сто лет со дня смерти Всеволода Ивановича Роборовского, выдающегося исследователя Центральной Азии, участника четырёх экспедиций со знаменитыми смолянами-путешественниками Николаем Михайловичем Пржевальским, Петром Кузьмичём Козловым, о деятельности и географических открытиях которых наша газета неоднократно давала публикации. Вместе с ними работал, совершал исследовательские подвиги и В.И. Роборовский.Всеволод Иванович родился 26 апреля (9 мая н.с.) 1856 года в Петербурге в небогатой дворянской семье, владевшей скромным имением Тараки в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Все детские годы он провёл в этом имении. При обучении в гимназии его любимыми предметами были география, естествознание, интересовался и историей. Окончив одну из петербургских гимназий, Роборовский поступил в Гельсингфорское юнкерское училище. Однако казарменная жизнь, строевые занятия не увлекали юношу. Его призванием было исследование природы, изучение неведомых стран.
В 1878 году Роборовский окончил юнкерское училище. И вскоре он повстречал товарища по гимназии Фёдора Эклона, участника Лобнорской экспедиции (1876-1877) Н.М. Пржеваль¬ского. Фёдор увлёченно рассказывал о своих незабываемых впечатлениях от путешествий. Всеволод попросил познакомить его с Пржевальским. Эклон выполнил просьбу. Роборовский понравился Пржевальскому. И двадцатидвухлетний прапорщик Роборовский стал помощником Пржевальского в третьей Центральноазиатской экспедиции (1879-1880), названной quot;Первой Тибетскойquot;.
Экспедицией пройдены 4100 км не исследованной ранее территории Джунгарии, Тянь-Шаня, Наньшаня, Тибет¬ского нагорья и положены на карту; открыты неизвестные до той поры хребты Северного Тибета и Наньшаня, изучен климат, растительный и животный мир.
Роборовский собрал исключительно ценный гербарий, многие растения были впервые описаны именно им. В этой экспедиции он сделал 118 фотографий, что обогатило отчёт, а затем книгу Н.М. Пржевальского. Русское географическое общество присудило В.И. Роборовскому малую золотую медаль.
В четвёртую Центральноазиатскую экспедицию (1883-1885) – quot;Вторую Тибетскуюquot; - Пржевальский включил в качестве старшего помощника В.И. Роборовского и младшего – своего quot;воспитанникаquot; П.К. Козлова. С этого времени Роборовскому и Козлову суждено будет вместе участвовать ещё в двух экспедициях в Центральную Азию.
Всеволоду Ивановичу поручен был, главным образом, сбор растений. И он составил единственный в своём роде центральноазиатский гербарий, находящийся в Санкт-Петербургском ботаническом саду. В этой экспедиции Роборовский был ещё и экспедиционным фотографом.
Нужно сказать, что Пржевальский с отцовской заботливостью относился к своим ученикам-спутникам. После четвёртого путешествия, когда в его имении Слобода был выстроен новый дом, там собирались Козлов, Роборовский, Телешов и другие. Охотились на зайцев, тетеревов, медведя, рыбачили.
Николай Михайлович готовился к следующей экспедиции, в которой помощниками назначил поручика Роборовского и подпоручика Козлова. 5 августа 1888 года – день отъезда из Слободы. Николай Михайлович был грустным, томило предчувствие. Выйдя на террасу, он написал красным карандашом на колонне: quot;5 августа 1888 года. До свидания, Слобода! Н. Пржевальскийquot;. И предложил всем подписаться по старшинству: В. Роборовский, П. Козлов, Телешов, Нефёдов.
Хорошо подготовленная Пржеваль¬ским экспедиция остановилась, не успев начаться: Николай Михайлович умер. Это случилось 20 октября 1888 года в городе Караколе (ныне Пржевальск). Захоронен по его же просьбе на берегу Иссык-Куля.
Руководителем прерванной экспедиции Русское географическое общество назначило генерал-майора Михаила Васильевича Певцова – опытного путешественника и спокойного, мудрого, замечательного человека. Его помощниками были В.И. Роборовский, П.К. Козлов и геолог К.И. Богданович.
В этой экспедиции (1889-1891) – quot;Третьей Тибетскойquot; – Роборовский совершил пять самостоятельных поездок. Одна из них – в неведомую пустыню на высоте 5000 м над уровнем моря, куда не проходил никто из местных жителей, по их словам, там quot;царят смерть и удушьеquot;.
Исследовательская деятельность Роборовского получила признание: от совета Русского географического общества он получил самую драгоценную для него награду – большую серебряную медаль имени Н.М. Пржевальского.
Работа с Певцовым обогатила опыт Роборовского, и он возглавил крупную экспедицию, названную quot;Экспедицией спутников Пржевальскогоquot; (1893-1895). В её задачи входило исследование неизвестной восточной части Наньшаня, Турфанской котловины, открытой Певцовым и братьями Грумм-Гржимайло, северо-восточного Тибета – Кама, китайской провинции Сычуань.
В восточном Тянь-Шане Роборов¬ский обследовал и описал котловину Большой Юлдус, изучил обширную Турфанскую впадину, где организовал метеорологическую станцию, которая работала два с половиной года и дала ценные характеристики климата Центральной Азии.
Труден был путь по пустыне Хами. Но Роборовский, преодолевая все трудности, стремится в Сычуань, которую не успел посетить Пржевальский, и это должен сделать он, его ученик. До Сычуани остаётся вёрст 300, кажется, не так уж и много.
28 января отряд разбил бивуак на пути к перевалу Манлук. Неожиданно ночью произошла трагедия: у Роборовского случился инсульт – сильнейшие головные боли, потеря речи, правая половина тела недвижима. В течение недели состояние крайне тяжёлое, часто теряет сознание.
Поход в Сычуань был отложен, и путешественники отправились в обратный путь, продолжая вести исследования. Роборовский шёл пешком, ехать верхом он не мог. Как тяжела была дорога по скалам! Частые потери сознания, головокружение, жуткие головные боли – трудно представить, какая воля была у человека, чтобы собрать силы и передвигаться!
Экспедиция Роборовского была плодотворнейшей. Пройден путь в 16000 вёрст в основном по неисследованной территории, на карту нанесены 222000 кв. вёрст. Точно определено расположение Люкчанской впадины относительно уровня моря. Проведены магнитные, астрономические наблюдения, собраны богатейшие зоологические и ботанические коллекции.
После экспедиции Всеволод Иванович остаётся серьёзно больным, но с присущим ему мужеством преодолевает болезнь и пишет книгу под названием quot;Труды экспедиции Императорского русского географического общества по Центральной Азии, совершённой в 1893-1895 годах под начальством В.И. Роборовскогоquot;.
Полковник В.И. Роборовский скончался 23 мая (5 июня н.с.) 1910 года в поместье Тараки, похоронен на кладбище села Овсище Тверской губернии. Он внёс огромный вклад в науку и вошёл в славную когорту исследователей Центральной Азии.
В Доме-музее Н.М. Пржевальского в селе Пржевальское Смоленской области есть комната П.К. Козлова, и в ней находятся фотографии и экспонаты В.И. Роборовского. В парке села Пржевальское стоит обелиск. Надпись на нём гласит, что здесь были П.К. Козлов, В.И. Роборовский… Смоляне помнят замечательного спутника наших знаменитых земляков-путешественников.