Истребители Лавочкина
Наш земляк, уроженец Смоленщины Семён Лавочкин был выдающимся авиаконструктором. Не будем сейчас говорить обо всех его авиационных и космических разработках. Поговорим только о поршневых истребителях военной поры. Они участвовали в Великой Отечественной войне с первого дня.Конструктор
Семён Алексеевич Лавочкин родом из Петровичей Рославль¬ского уезда Смоленской губернии. После окончания в 1917 году гимназии с золотой медалью поступил в МВТУ имени Баумана. Сразу после окончания училища стал работать в авиаконструкторских бюро, какое-то время - в Главном управлении авиационной промышленности.
С 1940 года руководит конструкторским бюро, в котором разрабатываются самолёты-истребители.
В условиях дефицита в предвоенные и военные годы алюминия предложил применять в самолётостроении новый особо прочный материал – дельта-древесину – и успешно использовал её в конструкции своих самолётов.
Истребители Лавочкина были одними из самых массовых в годы войны.
После Великой Отечественной войны – конструктор реактивных самолётов. Так, 26 декабря 1948 года на самолёте Ла-176 впервые в СССР была превышена скорость звука. В последние годы Лавочкин занимался разработкой ракетных систем ПВО и ПРО, крылатых ракет и ракетно-космической техники.
Генерал-майор, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии.
Самолёты
Войну мы встретили с большим количеством устаревших самолётов. Истребителей новейших конструкций было мало. Один из них – ЛаГГ-3 – был разработан Лавочкиным буквально накануне лета 1941 года. Современный двигатель и пушечное вооружение (пушка ШВАК калибра 20 мм) позволяли успешно бороться с однотипными истребителями противника (Ме-109). Кроме того, ЛаГГ мог брать бомбы и реактивные снаряды РС-82, которые были довольно эффективны при ударах по наземным целям.
По мнению наших лётчиков, на ЛаГГе можно было воевать. И воевали практически до конца 1942 года. По прочности конструкция из дельта-древесины не уступала самолётам из металла. Например, во время Сталинградской битвы 14 сентября 1942 года лётчик Сергей Луганский пошёл в лобовую атаку на Ме-109. При общей скорости сближения в 1000 км/ч крылом своего ЛаГГ-3 он ударил по стабилизатору противника. Враг был повержен. Самолёт нашего лётчика остался послушным пилоту, который продолжал вести воздушный бой.
О живучести ЛаГГов ходили легенды. Лётчик Алексей Гринчик в одиночку вёл неравный бой с несколькими немецкими истребителями. Враги quot;исклевалиquot; самолёт нашего пилота – живого места не осталось, но и сами потеряли две машины. Вражеский снаряд попал в мотор ЛаГГа. Мотор заглох. Гринчик на последней скорости планировал к линии фронта.
С конца 1942 года на фронт стали поступать истребители Ла-5 с более мощным мотором и вооружением (две пушки ШВАК калибра 20 мм). Они великолепно показали себя в боях с люфтваффе, особенно в период воздушной операции на Кубани, когда наши лётчики добились превосходства в воздухе над самолётами противника.
Ещё лучшие характеристики имел Ла-5ФН с форсированным мотором АШ-82ФН. Максимальная скорость этой модификации возросла до 630 км/ч. Именно на нём летал на протезах знаменитый Алексей Маресьев.
В небе над Курской дугой летом 1943 года Ла-5ФН приобрёл заслуженную известность и любовь наших лётчиков. Тем более что к этому времени Лавочкин заменил деревянные силовые лонжероны на металлические. Самолёт стал намного легче и манёвреннее.
С осени 1943 года люфтваффе вообще перешли к оборонительным действиям, защищая с воздуха свои наземные войска (несмотря на то, что к этому времени в распоряжении немецкой авиации уже находились новейшие quot;фокке-вульфыquot; ФВ-190).
К примеру, на Ла-5ФН лётчик И.Г. Скляров в один день – 14 декабря 1943 года – в двух боевых вылетах сбил шесть самолётов противника: два пикировщика Ю-87, два бомбардировщика Ю-88 и два истребителя ФВ-190.
14 сентября 1943 года четвёрка quot;лавочкиныхquot;, ведомая младшим лейтенантом Солуяновым, провела в одном вылете два воздушных боя, в которых наши лётчики сбили семь самолётов противника. В последующих боях к лету 1944 года эта четвёрка (братья Солуяновы, Вихляев и Егоров) сбила ещё 24 фашистских самолёта.
Боевые примеры можно продолжать. Все они говорят о высоких боевых качествах истребителей Лавочкина.
Дальнейшим развитием самолётов Лавочкина был Ла-7, признанный и нашими, и зарубежными специалистами лучшим истребителем Второй мировой войны. По сравнению с предыдущими он имел более мощный двигатель, позволявший развивать максимальную скорость до 690 км/ч. По боевым качествам и вооружению ему не было равных как среди отечественных истребителей, так и истребителей противника завершающего этапа Великой Отечественной войны.
Кроме того, самолёты quot;Лаquot; были одними из самых массовых в годы войны. Из всех истребителей, выпущенных в СССР, самолёты Лавочкина составляли более трети советских истребителей.
Из послевоенных выпусков самолёт Ла-9 (последующая модификация) был самым мощным поршневым истребителем в мире. Он имел три пушки (на поздних моделях – 4) калибра 20 мм. В некоторых армиях, например в Китай¬ской, Ла-9 стояли на вооружении до 60-х годов.
Лётчики
На истребителях Лавочкина летали многие известные лётчики, Герои и дважды Герои, имевшие на своём боевом счету не один десяток сбитых вражеских самолётов.
На ЛаГГ-3, Ла-7 воевал дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин. Наш земляк, тоже дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков начинал войну на ЛаГГ-3, затем пересел на Ла-5 и в последующем – на Ла-7.
Один из лучших воздушных бойцов советских ВВС Герой Советского Союза Н.Т. Китаев за годы войны сбил 42 самолёта противника. И все – на самолётах Лавочкина.
Самый результативный лётчик в годы войны - трижды Герой Совет¬ского Союза Иван Никитович Кожедуб на Л-5 и Ла-7 сбил в военном небе 62 вражеских самолёта. Это его Ла-7 (№27) стоит сейчас в Монинском (под Москвой) авиационном музее.
Полный список советских асов, летавших на quot;лавочкиныхquot;, невозможно привести в газете. Назовём лишь некоторых Героев и дважды Героев Советского Союза. Это самый результативный среди морских лётчиков И.С. Кравцов (43 сбитых самолёта), В.А. Зайцев (53), Г.Д. Онуфриенко (50). Список можно продолжать.
На ЛаГГ-3 начинал свою боевую биографию дважды Герой Совет¬ского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Иванович Попков, прототип командира quot;поющей эскадрильиquot; из фильма quot;В бой идут одни старикиquot;.
В целом истребители нашего земляка Семёна Алексеевича Лавочкина внесли достойный вклад в разгром врага в годы Великой Отечественной войны.