Грозный счёт танкиста Лавриненко
Среди войсковых объединений, внёсших большой вклад в Великую Победу и завершивших свой славный путь на Смоленщине, почётное место занимает 1-я гвардейская Краснознамённая танковая армия. Ядром армии была 4-я, а за тем 1-я гвардейская танковая бригада.Её воины стали олицетворением железной стойкости, самоотверженности и героизма в боях с фашистами, первыми среди советских танкистов были удостоены гвардейского звания, в октябре 1941 года нанесли поражение танкам Гудериана под Мценском, насмерть стояли на Волоколамском шоссе, участвовали в тяжёлых боях под Гжатском, Сычёвкой и Карманово, внесли вклад в освобождение Смоленщины. Рассказываем об одном из них.
Танковым асом №1 в Красной Армии по праву считается старший лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко, воевавший в составе 4-й (1-й гвардейской) танковой бригады под командованием М.Е. Катукова.
Начало Великой Отечественной войны лейтенант Лавриненко встретил у самой границы на территории Западной Украины в должности командира танкового взвода. Несмотря на то, что его танк был повреждён, он не уничтожил его, как это делали другие экипажи, а сумел отбуксировать и сдать в ремонт.
Высокие боевые качества и мастерство танкиста проявились в период с 6 по 10 октября 1941 года в боях под Орлом и Мценском, где 4-я бригада полковника Катукова сражалась против 4 й танковой дивизии 2-й танковой группы генерал-полковника Хайнца Гудериана – quot;короля танковых атакquot;, как его называли гитлеровцы. В этих боях экипаж Дмитрия Лавриненко уничтожил 16 немецких танков. quot;Южнее Мценска, - признавал впоследствии Гудериан, - 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжёлый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла тяжёлые потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось отложитьquot;.
В октябре 1941 года во время боя в районе села Первый Воин взвод танков под командованием Лавриненко спас от уничтожения миномётную роту, на позиции которой уже почти ворвались немецкие танки. Из рассказа механика-водителя танка старшего сержанта Пономаренко: quot;Лавриненко нам сказал так: quot;Живыми не вернуться, но миномётную роту выручить. Понятно? Вперёд!quot; Выскакиваем на бугорок, а там немецкие танки, как собаки, шныряют. Я остановился. Лавриненко - удар! По тяжёлому танку. Потом видим, между нашими двумя горящими лёгкими танками БТ немецкий средний танк - разбили и его. Видим, ещё один танк - он убегает. Выстрел! Пламя... Есть три танка. Их экипажи расползаются. В 300 метрах вижу ещё один танк, показываю его Лавриненко, а он - настоящий снайпер. Со второго снаряда разбил и этот, четвёртый по счёту. И Капотов - молодец: на его долю тоже три немецких танка досталось. И Полянский одного угробил. Так вот миномётную роту и спасли. А сами - без единой потери!quot;
В бою 9 октября 1941 у деревни Шеино Лавриненко удалось одному отразить атаку 10 немецких танков. Используя проверенную в деле тактику танковых засад и постоянно меняя позицию, экипаж Лавриненко сорвал танковую атаку противника и при этом сжёг немецкий танк.
Дважды Герой Советского Союза генерал армии Д.Д. Лелюшенко в своей книге quot;Заря Победыquot; поведал об одном из приёмов, который применили в боях под Мценском: quot;Запомнилось мне, как лейтенант Дмитрий Лавриненко, тщательно замаскировав свои танки, установил на позиции брёвна, внешне походившие на стволы танковых орудий. И небезуспешно: фашисты открыли по ложным целям огонь. Подпустив гитлеровцев на выгодную дистанцию, Лавриненко обрушил на них губительный огонь из засад и уничтожил 9 танков, 2 орудия и множество гитлеровцевquot;.
19 октября 1941 года один-единственный танк Лавриненко отстоял от вторжения захватчиков город Серпухов. Его тридцатьчетвёрка уничтожила моторизованную колонну противника, которая наступала по шоссе из Малоярославца на Серпухов. В сводке Совинформбюро от 29 октября 1941 года сообщалось: quot;Отвагу и мужество проявил в боях с фашистами танковый экипаж лейтенанта Лавриненко. На днях танк товарища Лавриненко неожиданно обрушился на немцев. Орудийным и пулемётным огнём уничтожено до батальона вражеской пехоты, 10 мотоциклов, штабная машина, противотанковое орудиеquot;.
17 ноября 1941 года недалеко от села Лысцево танковая группа уже старшего лейтенанта Лавриненко, состоявшая из трёх танков Т-34 и трёх танков БТ-7, вступила в бой с 18 немецкими танками. В этом бою она уничтожила 7 танков противника, но и сама при этом потеряла безвозвратно два БТ-7 и подбитыми два Т-34. На следующий день уже один танк Лавриненко, будучи в засаде у шоссе, идущего к деревне Шишкино, снова вступил в неравный бой с немецкой танковой колонной, состоявшей опять-таки из 18 машин. В этом бою Лавриненко уничтожил 6 немецких танков. Фронтовой корреспондент И. Козлов успел в самом начале контрнаступления советских войск под Москвой встретиться с Лавриненко и побеседовать с ним. Уже после войны Козлов написал небольшой рассказ об этой встрече. Вот небольшой отрывок из него:
- Мы пошли на помощь, - говорил Лавриненко. - Сшибаться с немцами лоб в лоб - какой резон? У нас шесть машин, у них в пять раз больше. Мы действовали из засад. Даже весьма успешно.
Я хотел уточнить, что вкладывает мой собеседник в слова quot;весьма успешноquot;, и спросил, сколько в том бою пришлось фашистских машин на его долю.
- Я подбил шесть танков.
- Шесть?
- Да, шесть. Это было восемнадцатого ноября.
Я вспомнил, что по заданию редакции искал его в тот день. Лавриненко, улыбаясь, заметил:
- Найти меня тогда было невозможно. Ни восемнадцатого, ни девятнадцатого... Девятнадцатого был новый бой за деревню Гусенево. В этой деревне находился командный пункт генерала Панфилова, и его обходила немецкая пехота, а пехоту поддерживали двадцать четыре танка. По дороге, которую мы охраняли, двигались восемь машин. Я подбил семь, восьмая успела повернуть назад.
Почти сразу же появилась ещё одна колонна, состоявшая из 10 немецких танков. На этот раз Лавриненко выстрелить не успел: болванка пробила борт его тридцатьчетвёрки, были убиты механик-водитель и стрелок-радист.
К 5 декабря 1941 года, когда Дмитрий Лавриненко был представлен к званию Героя Советского Союза, на его боевом счету было уже 47 уничтоженных танков. Однако Лавриненко наградили только орденом Ленина. Но с вручением опоздали.
Свой последний 52-й танк тяжёлый T IV гвардии старший лейтенант Лавриненко уничтожил в боях на подступах к Волоколамску 18 декабря 1941 года. В этот же день самый результативный танкист Красной Армии погиб от шального осколка мины, попавшего ему в висок.
Отважному гвардейцу-танкисту довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды гореть в танке. В бою он действовал на редкость активно и находчиво. Даже находясь в обороне, Лавриненко не ждал противника, а искал его, применяя самые эффективные способы ведения боя. Конечно же, в сравнении с немецкими танковыми асами, такими, как Виттман, Кариус, количество побед у Лавриненко не столь велико. Однако почти все самые результативные немецкие танкисты прошли всю войну от начала до конца, а Лавриненко уничтожил свои 52 танка в самые критические и трагические дни 1941 года, всего за два с половиной месяца ожесточенных боев.
Лавриненко воевал на танках Т-34-76 образца 1941 года, у которых, как, впрочем, и на всех модификациях тридцатьчетвёрки, оснащенных 76-милиметровой пушкой, функции командира и наводчика выполняло одно лицо - сам командир танка. На немецких quot;тиграхquot; и quot;пантерахquot; командир командовал боевой машиной, а отдельный член экипажа - наводчик - вёл огонь из орудия. Командир же помогал наводчику, что позволяло наиболее успешно бороться с танками противника. Да и приборы наблюдения, прицел и круговой обзор на Т-34 первых образцов были значительно хуже, чем у появившихся позже quot;тигровquot; и quot;пантерquot;.
...Звание Героя Советского Союза Дмитрию Лавриненко присвоили (посмертно) только 5 мая 1990 года.