Сердце адмирала
Иван Алексеевич Шестаков — российский флотоводец и государственный деятель, морской министр, адмирал, родился 190 лет назад – 13 апреля 1820 года в деревне Сырокоренье нынешнего Краснинского района Смоленской области. К сожалению, мы мало знаем о своём прославленном земляке, способствовавшем становлению российского флота. Устранить этот прискорбный пробел и призван этот исторический очерк.Пылкий представитель морской династии
И.А. Шестаков происходит из смоленского дворянского рода. Отец его – капитан-лейтенант в отставке Алексей Антонович Шестаков, оба брата Николай и Пётр тоже выбрали флотскую службу.
В 1830 году Иван поступил в Морской кадетский корпус, где быстро достиг первенства. Шестаков, произведённый в 1832 году в гардемарины, два года спустя блестяще выдержал офицерский экзамен, но так как ему было всего 14 лет и 9 месяцев, то он был оставлен ещё на год в корпусе и назначен фельдфебелем гардемаринской роты.
В это время своим усердием он обратил на себя внимание тогдашнего начальника главного морского штаба князя А.С. Меньшикова, последний даже разрешил ему пользоваться своей библиотекой. Прошёл год, но Шестаков так и не был произведён в офицеры. Главной причиной тому были постоянные столкновения с воспитателями (репетировал "Горе от ума", не подчинился незначительному требованию корпусного офицера), приведшие, несмотря на благоволение князя Меншикова, к увольнению из корпуса в 1836 году. Тогда его отец обратился к своему другу адмиралу М.П. Лазареву, который согласился принять пылкого юношу на Черноморский флот юнкером.
Шестаков был произведён в гардемарины и крейсировал на корвете "Ифигения" у восточного берега Чёрного моря. В 1837 году он принимал участие в занятии мыса Константиновского, за что был награждён знаком отличия военного ордена и произведён в мичманы. Ещё через год Шестаков участвовал в высадке десанта и занятии местечка Шанедхо, за что был награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость". Далее в течение трёх лет он совершал плавания у Кавказского побережья, в Чёрном и Средиземном морях. Вернувшись в 1841 году в Севастополь, он снова принимал участие в нескольких сражениях с горцами и получил орден св. Станислава III-й степени с мечами и бантом.
Какие бывают командировки
Назначенный 11 апреля 1843 года адъютантом к главному командиру Черноморского флота и портов Чёрного моря адмиралу Лазареву, лейтенант Шестаков в этой должности оставался два года, а затем был назначен командиром строившегося тендера "Скорый". Вооружив тендер под непосредственным руководством М.П. Лазарева, Шестаков по его же предписанию отправился к кавказским берегам для выполнения гидрографических работ. Затем с той же целью он был командирован в устье Буга, в Днепровский лиман и к берегам Анатолии. Произведённые Шестаковым гидрографические работы легли в основу будущего его сочинения "Лоция Чёрного моря", составленного совместно с Г.И. Бутаковым в 1850 году, за которое он был награждён бриллиантовым перстнем.
В 1852 году Шестаков был командирован в Англию с поручением заказать там для Черноморского флота два винтовых корвета и наблюдать за их постройкой. Прежде чем корветы "Витязь" и "Воин" были окончены, разгорелась Восточная война. Ивану Алексеевичу пришлось оставить Англию, а корветы ещё на стапелях были перекуплены лондонским адмиралтейством. По злой иронии судьбы эти корабли участвовали в боях против русских во время Севастопольской осады под именами "Козак" и "Тартар". Горьким известием для Шестакова стала гибель брата Петра в Севастополе.
По возвращении в Россию 3 февраля 1854 года И.А. Шестаков был назначен членом пароходного комитета. В течение двух лет он составил чертежи и наблюдал за постройкой 20 экспериментальных винтовых лодок, 75 винтовых канонерских лодок и 14 винтовых корветов. Во время Крымской войны, находясь на пароходо-фрегате "Рюрик", Иван Шестаков участвовал в защите Кронштадта от союзного англо-французского флота.
Нью-Йорк – Шербур
Назначенный 21 мая 1855 года адъютантом к великому князю генерал-адмиралу Константину Николаевичу, Шестаков был командирован в Североамериканские Соединённые Штаты. Здесь он наблюдал за постройкой винтового фрегата "Генерал-адмирал", который строился по его же проекту и чертежам. Этот 70-пушечный корабль, самый крупный из тогдашних наших паровых судов, под командованием Шестакова совершил почти беспримерный в то время 12-дневный переход из Нью-Йорка в Шербур, а затем в Кронштадт. Наградой за выполнение возложенного поручения были орден св. Владимира III-й степени и звание флигель-адъютанта.
В 1862 году Шестаков был назначен членом морского учёного и кораблестроительного технического комитетов, а в следующем году – на пост помощника главного командира Кронштадтского порта. По случаю польского восстания в то время ежеминутно ожидали разрыва с Францией и Англией и появления эскадр этих держав у Кронштадта, а потому шли самые оживлённые работы по приведению крепости в боевую готовность. На долю Шестакова, помимо заботы о морской защите крепости, выпало ещё снаряжение и вооружение крейсерской эскадры контр-адмирала Лесовского. Выполнив блестяще это дело, Иван Алексеевич оставил пост помощника главного командира Кронштадтского порта из-за конфликта с управляющим морским министерством генерал-адъютантом Краббе.
Уволенный губернатор становится агентом
Вернувшись из продолжительного отпуска, в апреле 1866 года Шестаков был назначен Таганрогским градоначальником. В Таганроге он прослужил всего около двух лет, но и за этот короткий период времени сумел много сделать для благоустройства города. Пытался улучшить судоходство по Азовскому морю и Дону, заменил старые маяки вдоль побережья Азовского моря, ввёл в городе газовое освещение, для чего открыл газовый завод, выступил с инициативой устройства в Таганроге мореходной школы.
Переехав на службу в Вильно, в марте 1868 года Шестаков назначен виленским губернатором. Вскоре между И.А. Шестаковым и атаманом войска донского генерал-адъютантом А.Л. Потаповым стали возникать недоразумения, отношения сильно обострились и сделались враждебными. Уволенный от должности губернатора Шестаков уехал за границу, где прожил несколько лет, и вышел в 1869 году в отставку. Покровительствовавший Шестакову великий князь Константин Николаевич предложил ему снова вступить на морскую службу. Специально для Ивана Алексеевича в 1873 году была создана новая должность временного морского агента в южных государствах Европы, в Австрии и Италии.
Мощь царского флота
В течение восьми лет службы в этой должности И.А. Шестаков внимательно следил за развитием и успехами военно-морского дела в Западной Европе, замечая все усовершенствования, изобретения и нововведения в военно-морской технике. Именно близкое знакомство с состоянием военно-морского дела в Европе и Америке, а также знание техники постройки судов новейших типов позволило Шестакову после нескольких месяцев упорного труда представить грандиозную программу преобразования и усиления нашего флота, рассчитанную на 20 лет.
Начало исполнения этой программы выпало на долю самого же Шестакова, назначенного 11 января 1882 года управляющим морским министерством. Уже в 1883 году на Чёрном море были заложены три броненосца – "Чесма", "Синоп" и "Екатерина II", весьма крупных для того времени, водоизмещением 10150 тонн. В следующем году на Балтийском море были заложены ещё два броненосца – "Александр II" и "Николай I", каждый водоизмещением в 8500 тонн. Кроме броненосцев, строились ещё крейсеры ("Дмитрий Донской", "Адмирал Нахимов", "Память Азова", "Адмирал Корнилов" и др.), целый ряд мореходных канонерских лодок, минных транспортов, миноносцев и судов других типов.
Благодаря такому быстрому и успешному судостроительству (причём все крупные суда строились исключительно в России), наш флот при Шестакове увеличился по численности судов в полтора раза, а по боевой силе более чем вдвое, к концу управления
И.А. Шестаковым морским министерством их число достигло 1110.
Первый почётный гражданин Владивостока
Наладив строительство нового боевого флота, деятельный морской министр обратил внимание на другую не менее важную отрасль военно-морского дела — морские крепости и порты. Каждый год, как только открывалась навигация, Шестаков отправлялся для осмотра портов. Министр на месте делал соответствующие распоряжения, благодаря чему полностью устранялась канцелярская волокита. За время своего сравнительно короткого управления морским министерством Шестаков объехал все наши военные порты и посетил даже Владивосток. Вполне оценив значение этого города, он сделал его нашим главным портом в Тихом океане. За выдающиеся заслуги перед городом 12 июля 1886 года наш земляк был избран первым почётным гражданином Владивостока. Но наибольшим вниманием и любовью Шестакова пользовался Севастополь, над возрождением которого он много потрудился.
Интересная параллель в истории Черноморского флота: Г.А. Потёмкин создавал Черноморский флот, Севастополь и другие порты, П.С. Нахимов защищал Севастополь, морской министр И.А. Шестаков восстанавливал Черноморский флот после поражения России в Крымской войне — и все они уроженцы Смоленщины.
Кроме того, Шестаковым было решено устроить военный порт в Либаве на Балтике и произведено начало работ. При Шестакове был выработан и в 1885 году издан так называемый "закон о морском цензе", в силу которого для получения каждого чина и права командования судном необходимо проплавать на судах определённое число лет. Всё морское управление, как центральное, так и портовое, было преобразовано.
Последней полученной И.А. Шестаковым наградой стал чин адмирала, в который он был произведён 1 января 1888 года по случаю 50-летия службы в офицерских чинах.
Украинский эпилог
И.А. Шестаков скоропостижно скончался в Севастополе 21 ноября (3 декабря) 1888 года "от паралича сердца", на 69-м году жизни. Похоронен в Севастополе, в храме святого Владимира, где покоятся адмиралы Лазарев, Истомин, Корнилов, Нахимов.
Выдающийся государственный организатор И.А. Шестаков был довольно известным литератором, автором целого ряда статей в "Морском сборнике". Он перевёл на русский язык труд историка Уильяма Джеймса "Военно-морская история Великобритании".
Именем Ивана Алексеевича Шестакова назван остров в Баренцевом море близ архипелага Новая Земля. В Таганроге его именем был назван бульвар, впоследствии, правда, переименованный в Украинский. С избранием Шестакова почётным гражданином Владивостока его портрет поместили в зале городской думы. В Смоленске скульптурный портрет И.А. Шестакова находится в центре-музее им. адмирала Нахимова.