Первый Герой Советского Союза
В разное время более 260 смолян были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. В основном за подвиги на полях сражений Великой Отечественной войны. Были среди них пехотицы, танкисты, артиллеристы. Более шестидесяти из них – лётчики, в том числе лётчики А.И. Колдунов и В.Д. Лавриненков удостоены этого звания дважды.Но был в списке героев-смолян человек, получивший Звезду Героя ещё до Великой Отечественной войны. Что примечательно, он был первым гражданином СССР, удостоенным этого звания за боевые подвиги. Все предыдущие получили звание Героя за спасение челюскинцев (Ляпидевский, Леванев¬ский, Молоков и другие лётчики), за сверхдальние перелёты (Чкалов, Байдуков, Беляков) и за другие достижения в мирной обстановке. Кроме того, Борис Александрович Туржанский, а именно о нём пойдёт речь, был первым из смолян, удостоенных звания Героя Совет¬ского Союза. Это было в 1936 году. А Золотую Звезду под номером 12 Борис Александрович получил в 1939 году, когда состоялось первое вручение этих знаков отличия.
Смоленск
Борис Туржанский родился в Смоленске 26 февраля 1900 года. Он был вторым ребёнком в семье после старшего брата Александра. Отец их, Александр Александрович, служил начальником Смоленского почтово-телеграфного округа. Мать, Евгения Павловна, была известной в своё время писательницей. Её перу принадлежали публицистические статьи, очерки, рассказы и сказки, которые печатались как в Смоленске, так и в Москве. Зачастую она подписывалась псевдонимом quot;Турже-Туржанскаяquot;. В 1910-1911 годах она издавала в Смоленске детский иллюстрированный журнал quot;Родная Русьquot;.
Вначале Борис учился в 1-м Смоленском реальном училище, затем был переведён в Смоленскую гимназию. Уже с детства у мальчика проявились художественные наклонности. Он выпиливал лобзиком, лепил из глины и неплохо рисовал.
С раннего возраста оба брата увлеклись авиацией: много читали, мастерили воздушных змеев, конструировали различные модели. А когда в общественном саду quot;Эрмитажquot; был выставлен для всеобщего обозрения моноплан quot;Блериоquot;, братья Туржанские стали постоянными посетителями выставки. В 1911 году им довелось увидеть полёт настоящего самолёта. Тогда авиатор Александр Васильев впервые взлетел в небо Смоленска с местного ипподрома.
Москва
Во время Первой мировой войны семья Туржанских переехала в Москву, где Борис поступил в училище живописи и ваяния. И в столице обоих братьев не покидала мечта об авиации. В 1918 году они добровольно вступили в Красную Армию и были зачислены телефонистами в авиационный отряд, стоявший в Гнёздово, неподалёку от Смоленска. Менее чем через год Борис был переведён в Управление авиации 9-й армии.
Вновь братья встретились в декабре 1920 года, когда оба поступили в Егорьевскую теоретическую авиационную школу. После её окончания осенью 1921 года и Борис, и Александр были зачислены в Зарайскую школу красных военных лётчиков под Москвой. Затем пути братьев разошлись: Александр был назначен в Минск лётчиком истребительной эскадрильи, а Борис – в Севастополь, инструктором Качинской лётной авиашколы. Вскоре он стал одним из лучших инструкторов этой старейшей в стране авиационной школы.
Забегая вперёд, скажем, что Александр впоследствии станет основоположником тактики штурмовой авиации, командиром первой эскадрильи штурмовиков и по праву будет назван отцом штурмовой авиации. Он станет командиром штурмовой авиабригады. В 1937-1938 годах он командует бомбардировочным авиакорпусом. Перед Великой Отечественной войной и в её начале генерал-майор Александр Туржанский возглавляет Качинскую авиашколу, а с 1942 года преподаёт в Военной академии командного и штурманского состава ВВС. С 1955 года выходит в отставку. А.А. Туржанский умер в 1982 году.
А Борис Туржанский в 1929 году окончил курсы усовершенствования командного состава. Был командиром авиаотряда. В 1931-1933 годах командовал 7-й истребительной эскадрильей имени Ф.Э. Дзержинского, которая в Смоленске в 1932 году выиграла межокружные авиационные состязания по воздушному бою и высшему пилотажу, за что был награждён почётной грамотой ЦИК СССР.
В 1935 году Бориса Александровича командируют на курсы при Военно-воздушной академии.
Испания
Летом 1936 года в Испании вспыхнула гражданская война. В числе добровольцев на защиту Испанской республики отправился и Борис Туржанский. Первое время одиннадцать наших лётчиков летали на устаревших иностранных самолётах. В середине ноября они получили советские бипланы И-15. С ноября 1936-го по февраль 1937-го республиканской эскадрильей истребителей И-15 командовал Б.А. Туржанский. Эскадрилья воевала на севере Испании, над Гвадалахарой. Появление этой эскадрильи стало заметным фактором на Северном фронте. Франкистские истребители и бомбардировщики несли потери от стремительных атак русских лётчиков. Сражаясь с количественно превосходящими силами противника, наши лётчики проявляли необыкновенную отвагу и отчаянную смелость. Но главной причиной успеха являлось высокое лётное мастерство командира эскадрильи, его умение правильно распределить силы, выбрать нужную тактику боя. В воздушных боях с франкистскими самолётами Туржанский лично сбил шесть самолётов противника.
20 декабря 1936 года в воздушном бою самолёт Бориса Туржан¬ского был повреждён, а сам он тяжело ранен. Ему удалось перетянуть через линию фронта, но при посадке в горах самолёт перевернулся. Тяжело раненного лётчика нашли крестьяне и доставили в госпиталь. Ранение головы оказалось опасным. Испанские врачи спасли жизнь Борису Александровичу, выполнив сложную операцию. Но лётчик лишился глаза. После лечения в госпитале он был отправлен на родину. 31 декабря 1936 года за мужество и героизм Б.А. Туржан¬скому было присвоено звание Героя Советского Союза, а в апреле 1937 года – воинское звание комбрига.
Лётчик-испытатель
После излечения и отдыха Туржанский стал настойчиво добиваться восстановления на лётной работе. Неоднократно он посылал во все инстанции просьбы и рапорты о допуске к полётам. Но приговор врачей был неумолим: quot;Лётчик без глаза летать не можетquot;. Уверенный в своём мастерстве Борис Александрович продолжал настаивать на возвращении в строй. Тогда ему устроили испытание – десять полётов на И-15 на точность приземления. И он их выполнил – все десять – один в один! И получил разрешение на полёты.
Уже в 1938 году он начал работать лётчиком-испытателем на авиационном заводе №1 в Москве, облётывая серийные И-15бис и И-153. В 1940 году полковник Туржанский назначается начальником лётно-испытательной станции этого же завода. Без отрыва от испытательной работы Борис Александрович с июля по октябрь 1941-го нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы. Испытательная работа становится его призванием. В конце 1941-го полковник Туржанский – начальник лётно-испытательной станции авиазавода №153 в Новосибирске. В 1942 году – начальник ЛИС авиазавода №82 в Тушино.
Тяжёлое ранение и высокая профессиональная нагрузка сказались на здоровье талантливого лётчика.
14 июня 1948 года Герой Совет¬ского Союза полковник Борис Александрович Туржанский умер после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронили его в Москве, на Армянском кладбище.
В городе Зарайске Московской области герою поставлен памятник. На фасаде здания, где раньше находилась школа лётчиков, в которой в 20-х годах учился Борис Александрович, установлена мемориальная доска.