Загадки старого города
Отсутствие достоверной информации порождает слухи. Некоторые из них, обрастая со временем дополнительными подробностями, настолько укореняются в сознании людей, что те начинают выдавать их за реальные факты. За четыре века существования Смоленской крепостной стены подобных народных сказаний о ней накопилось немало. Что в них правда, а что ложь, попытался разобраться сотрудник Государственного музея «Смоленская крепость» Антон КОСТИН – автор экскурсии «Фейки и мифы о Смоленской крепости»…
По прозвищу Конь
Кирпичная крепость появилась в Смоленске на рубеже XVI–XVII веков. Её архитектором стал уже известный к тому времени зодчий Фёдор Конь, построивший Белый город в Москве. К сожалению, в биографии самого мастера столько пробелов, не подтверждённых документально, что даже научное сообщество не может прийти к единому мнению относительно его происхождения.
– Скупость источников даёт простор фантазии, – поясняет Антон Костин. – Поэтому есть разные версии. Некоторые считают его итальянцем по происхождению, фамилия которого Кони со временем была трансформирована в более привычную для русских форму. По мнению других, Конь – это скорее прозвище зодчего, обладавшего недюжинной физической силой. А историк, архитектор-реставратор и искусствовед Владимир Косточкин, внимательно изучив хозяйственные книги Болдинского монастыря под Дорогобужем, сделал вывод, что Фёдор Конь был русским человеком, выходцем из небогатой семьи, проживавшей в тех местах.
В документах Фёдор Конь называется «городовым мастером», «церковным и палатным мастером». Также есть сведения, что он выступал и в роли эксперта строительных материалов.
Доподлинно известны два крупных фортификационных сооружения, строительством которых руководил Фёдор Конь. Это Белый город в Москве и крепостная стена в Смоленске, куда зодчий был направлен в 1695 году указом царя Фёдора Иоанновича. На основании стилистического сходства Фёдору Коню приписывали авторство некоторых других крепостей и храмов, но в отношении большинства из них оно было убедительно опровергнуто.
Не дошли до нашего времени и портреты зодчего. Однако благодаря скульптору Олегу Комову, создавшему хоть и обобщённый, но весьма убедительный образ, теперь его можно визуализировать – достаточно взглянуть на памятник у башни Громовой.
Без жертв
Очень часто можно услышать о том, что раньше в кирпичи или известковый раствор добавляли яйца. Якобы именно в этом ингредиенте и заключался главный секрет того, что старые постройки возводились на века.
– Всё это не более чем миф, уходящий своими корнями в древние традиции «строительной жертвы». На сегодняшний день изучены около ста десяти строительных растворов из девяноста древнерусских памятников, двенадцать из которых можно отнести к XVI–XVII векам. И ни в одном из них следов органики обнаружено не было. Здесь стоит сослаться на работу Константина Носова «Строительные растворы русских крепостей XVI–XVII веков», в которой изучен и кладочный раствор Смоленской крепости. Пробы были взяты в башне Волкова, проломе в стене между башнями Орёл и Позднякова, прясле башни Веселуха и в башне Орёл. Согласно проведённым исследованиям, в строительный раствор входило довольно много компонентов, однако ни один из них не был органическим.
Та же природа и у легенд о замурованных в стену девице и черепе коня святого Меркурия. Очевидно, что к концу XVI века в православном Смоленске никаких жертвоприношений быть просто не могло.
– При строительстве Смоленской крепости использовался большемерный кирпич, вес которого колебался от шести с половиной до семи с половиной килограммов. Его габариты породили фейк о великанах, возводивших стену. Речь не о сказочных существах, а о людях с очень высоким ростом – от двух с половиной до трёх метров. Однако гигантизм – достаточно редкое заболевание: от одного до трёх случаев на тысячу человек. А если учесть, что на строительстве крепости были задействованы шесть-семь тысяч наёмных работников, становится очевидным, что такого количества великанов было попросту не найти. Сама статистика опровергает подобные слухи.
Под землёй
Рассказы о разветвлённой сети подземных ходов, по которым можно легко добраться из одной части города в другую, в смоленском фольклоре довольно распространены. Возможно, в их основе – история подземной войны, развернувшейся во время осады крепости войсками короля Сигизмунда III. Тогда поляки рыли минные галереи, пытаясь таким образом пробраться в неприступный город. А у защитников была целая система «слухов» – потайных подземных коридоров для наблюдений за неприятельскими подкопами.
– Были в Смоленске и другие подземные сооружения. И самые интересные из них – древние водоотводы. Дело в том, что местность, на которой расположена центральная часть города, изобилует ручьями, родниками и в целом характеризуется заболоченностью, что сейчас, конечно, не так заметно. В 1889 году при прокладке водопровода на улице Кирочной (ныне это улица Ленина) рабочие наткнулись на протяжённую кирпичную трубу. Обстоятельства этой находки и история её изучения подробно изложены в статье заведующего Смоленским историко-археологическим музеем Семёна Писарева. По мнению автора, эта система кирпичных труб служила для отвода грунтовых вод.
«Оказалось, что труба выложена из кирпича, такой же величины и размера, какой употреблён был для постройки городской стены, – пишет Семён Писарев. – Следовательно, устройство этой трубы современно годуновским стенам города, строенным от 1596 по 1602 год. Такая древность повлекла за собой дальнейшее расследование».
Несколько добровольцев, спустившихся в трубу, прошли по ней почти двести метров, обнаружив ответвления. Что говорит о целой сети подобных коммуникаций, масштабы которой пока неизвестны.
В застенках
Много легенд связано с Королевской крепостью, которая одно время использовалась для содержания заключённых. Она имела форму звезды, лучами которой были пять бастионов.
– Некоторые утверждают, что помещения внутри одного из бастионов использовались как казематы. На самом деле это неправда. Тюрьма на территории Королевской крепости действительно существовала, но это было отдельно выстроенное здание.
Людская молва утверждает, что в апреле – мае 1708 года среди узников крепости были генеральный судья Украины Василий Кочубей и полковник Иван Искра, которые направлялись к Петру I с сообщением о предательстве гетмана Мазепы.
– Император посчитал Кочубея и Искру клеветниками, поэтому в Смоленске они были взяты под стражу и перевезены в Витебск. Там заключённые были подвергнуты допросу с пытками, в результате чего они сознались, что оговорили Мазепу. После этого их снова отправили в Смоленск, где опять пытали, надеясь узнать, кто ещё замешан в этом деле. Возможно, в это время Кочубея и Искру действительно содержали в тюрьме Королевской крепости, однако документальных подтверждений тому нет.
Среди именитых узников казематов называют также грузинского царевича Александра Багратовича и малолетнего императора Иоанна Антоновича, арестованного после переворота.
– По мнению некоторых исследователей, «в 1743 году во время пребывания Иоанна VI в крепости города Ранненбурга он был выкраден каким-то монахом и исчез. Вскоре беглецов поймали в Смоленске и на некоторое время заключили в Королевскую крепость». Никаких подтверждений этой легенде нет. Есть факт, что в 1764 году неудачную попытку освободить Ивана Антоновича из Шлиссельбургской крепости предпринял поручик Смоленского полка Василий Мирович, уроженец Тобольска. В результате узник был убит согласно установленной инструкции…
Ученье – свет
– Антон, что побудило вас взяться за тему мифов и фейков?
– Видимо, накопилось. Нас посещают много людей из разных городов. И очень часто в вопросах гостей можно услышать отсылки к одним и тем же мифам или фейкам. Это заставило задуматься и изучить тему глубже, чтобы найти ответы на вопросы. Или представить более достоверную картину.
– А в чём, на ваш взгляд, природа подобного городского фольклора?
– Людям свойственно приукрашать историю, добавляя в неё свои варианты толкования событий. Поэтому загадки, не находящие документальных подтверждений, становятся мифами, буквально передающимися из уст в уста. И подобное народное творчество, наверное, неискоренимо. Новое время, развенчивая одни легенды, порождает другие.
– Однако красивые истории, даже без научной подоплёки, – это одно, а заведомо недостоверные сведения, которыми просто переполнены в интернете посты некоторых блогеров или просто туристов, – совсем другое. Как с этим-то бороться?
– Только просвещением. И авторам подобных постов можно посоветовать внимательнее относиться к источникам информации, больше читать, ходить в музеи и на экскурсии. И не стесняться задавать вопросы, переспрашивать, если что-то непонятно…
Ольга Суркова