Шаг за шагом: не нужно мешать природе
Принято говорить, что человек «приходит» в этот мир. Однако все родители знают, что когда человек появляется в этом мире, ходить он не умеет и в принципе понятие «движение» для такого маленького существа – понятие относительное. Тревоги родителей, связанные с тем, как ребёнок будет ходить и когда он начнёт это делать, возникают ещё на этапе нахождения ребёнка в утробе матери. Тогда же, возможно, уже происходят первые проверки опорно-двигательного аппарата и приходят какие-то возможные опасения. В рамках программы «Семейный совет», выходящей в эфире радиоканала «Смоленская весна», состоялся разговор о главном – о семье и будущем поколении. Гостем журналистов стал врач травматолог-ортопед высшей категории и по совместительству многодетный отец Павел СЕМИЧЕНКОВ.
– У родителей начинаются всевозможные опасения, связанные в том числе с работой опорно-двигательного аппарата их будущего ребёнка, ещё даже на этапе беременности, когда мама проходит первое УЗИ, скрининги. Что волнует родителей больше всего и на что, по вашему опыту, они обращают внимание прежде всего?
– То, что пытаются высмотреть родители, – это одно, а вот то, что пытаются увидеть врачи, – это другое дело. Конечно же, любая мама видит в своём ребёнке идеал человеческого детёныша. Врачи же смотрят на ребёнка более холодным взглядом, профессионально и отстранённо, пытаются оценить, соответствуют ли эти органы нормальной анатомии или в них есть какие-то дефекты, врождённые особенности, пороки. Очень важно выявить их на самых ранних этапах, чтобы предпринимать соответствующие действия, если это возможно исправить.
Когда показать ребёнка ортопеду
– Сейчас УЗИ – абсолютно доступная вещь. Врачи-специалисты смотрят за суставами, говорят, есть ли патологии. Насколько широка граница нормы? Когда действительно бьют тревогу? Ведь нередко, будучи заинтересованным в здоровье, можно даже самые небольшие изменения преувеличить до трагедии...
– Без сомнения, диапазон нормы у человеческого организма достаточно большой, и наша задача – выявить наиболее тяжёлые пороки, которые значительно ограничивают его активность, движение, жизнедеятельность, способность передвигаться, производить обычные, рутинные дела. Наиболее часто мы сталкиваемся с патологией тазобедренных суставов, стоп, позвоночника. Остальные патологии менее распространены.
Патологии зачастую нужно диагностировать при помощи дополнительных методов исследования. Вряд ли родитель сможет сразу увидеть их самостоятельно, поэтому в первые три месяца жизни ребёнка нужно обязательно показать ортопеду, чтобы он своим профессиональным взглядом оценил развитие ножек, позвоночника, ребёнка в целом, дал рекомендации, а в случае необходимости назначил дополнительные методы исследования.
Дисплазия дисплазии рознь
– «Дисплазия тазобедренных суставов» – диагноз, который наиболее часто звучит, когда речь идёт о посещении ортопеда. Что это такое и насколько вообще это критично, если есть какие-то подозрения на дисплазию?
– Термин «дисплазия» переводится с греческого как «неправильное развитие». Когда мы говорим о дисплазии тазобедренных суставов, мы подразумеваем, что что-то в них развивается не так. Мы как врачи должны своевременно выявить тяжёлый порок развития тазобедренного сустава, подвывих и вывих тазобедренного сустава, потому что это состояние может не проявляться никакими симптомами. У меня был случай, когда ребёнок уже вставал у опоры, бросал её и пытался ходить. Массажист что-то заподозрила, хотя ребёнок развивался нормально. Ему сделали УЗИ тазобедренных суставов и выявили вывих бедра – в дальнейшем ребёнка ждала операция. До этого родители ни разу не делали УЗИ и не подозревали об этой ситуации. Если бы мы вовремя диагностировали вывих и ребёнку было проведено своевременное лечение, возможно, операции можно было избежать. Вот почему я рекомендую независимо ни от чего – есть у ребёнка симптомы или нет – в первые три месяца обязательно сделать УЗИ тазобедренных суставов, чтобы быть спокойными и самим родителям, и врачам.
– Насколько часто бывает дисплазия, каков процент попадания в эту печальную статистику?
– Дисплазия дисплазии рознь. По моему опыту, лёгкие признаки дисплазии встречаются у десяти – пятнадцати процентов новорождённых. Но это не значит, что всем этим малышам нужно лечиться. Лечить мы должны именно тяжёлую дисплазию, когда нарушается анатомическое взаимоотношение в тазобедренном суставе, когда сустав становится нестабильным. В таком случае надевается шина, которая позволяет стабилизировать сустав в центрированном, правильном положении: суставу даётся возможность «дозреть», и у ребёнка больше шансов получить стабильный сустав, которым он сможет пользоваться потом всю жизнь.
– Какие есть методики выправления ситуации, если вдруг что-то обнаруживается на ранних этапах, и сколько времени это занимает до оптимистичных прогнозов?
– Лёгкая дисплазия, как правило, не требует ношения шин – в этом случае назначается массаж, гимнастика и правильное, адекватное двигательное развитие ребёнка. Если мышечный корсет будет правильно развиваться и работать, эти диспластические суставы будут замечательно выполнять свою функцию. Ко мне приходили на операцию пациенты шестидесяти – семидесяти лет, я видел у них врождённые признаки дисплазии тазобедренных суставов, а они даже не подозревали, что у них дисплазия. Это ещё раз подтверждает, что даже с дисплазией можно замечательно жить, рожать детей, заниматься спортом и даже получать медали, при этом не зная, что есть какая-то проблема.
На самом деле все спортсменки, которые от природы очень гибкие, – гимнастки, фигуристки – скорее всего, в прошлом это детки с дисплазией, с гипермобильными, подвижными тазобедренными суставами. Если такому ребёнку не дать нормального физического развития, не дать импульс мышцам, чтобы они были в постоянном тонусе, тогда возникает беда: вальгусная деформация ножек, нарушение осанки, сколиоз и весь сопутствующий букет. Поэтому с первых шагов мы должны посвятить нашу деятельность именно адекватному физическому развитию наших детей. Это залог их правильного развития и долгой счастливой жизни без боли.
На животик выкладывать с рождения
– Каким же в таком случае будет правильный детский бодибилдинг или фитнес? Что может делать малыш, как с ним правильно взаимодействовать, чтобы корректно рассчитать норму нагрузки или, наоборот, не пережалеть и недодать ему каких-то упражнений, думая, что он ещё такой маленький и нужно с ним понежнее?
– Здесь очень много нюансов. С момента рождения очень важно почаще, при любой возможности, выкладывать ребёнка на живот…
– Поначалу детям это крайне не нравится: они пищат, жалуются, демонстрируя весь спектр эмоций. Родителям становится физически больно это наблюдать, как быть с этим моментом?
– Терпеть. В первый раз ребёнок полежал на животике десять секунд, второй раз – двадцать, через неделю лежит минуту, а через три месяца спокойно десять минут лежит на животике. Это тренировка. Если ребёнок начинает плакать, это не значит, что ему плохо. Он устал. Возьмите на ручки и поносите. Постепенно мышцы ребёнка будут становиться крепче. Положение на животе в возрасте первых месяцев – это единственное положение, где ребёнок активно включает свои мышцы: вначале это мышцы шеи, затем подключаются мышцы плечевого пояса и спины.
Для того чтобы ребёнок развивался, его нужно поместить в не совсем комфортные, но правильные условия. Если мы хотим для малыша комфорта, мы можем положить его, укутать, и пусть лежит «брёвнышком», а если мы хотим, чтобы ребёнок развивался физически, его нужно заставлять работать – помещать в те условия, где мышцы будут занимать активную позицию и включаться.
В 5 месяцев переселяем ребёнка на пол
– Как должна развиваться динамика? Если, например, говорить о голове – она тяжёлая, а шея ещё слабая?
– В первый месяц ребёнок держать голову не будет, но начиная со второго, третьего месяца он будет делать это увереннее. К трём-четырём месяцам малыш без проблем лежит на животике, опирается на ручки и поворачивает голову в разные стороны, изучая окружающий мир. Постепенно он изучает плечевой пояс, затем зона познания своего тела смещается всё ниже и ниже, достигает таза. Когда ребёнок почувствует, что у него есть таз, он начнёт толкаться ножками, его активность будет увеличиваться.
Как только ножки включатся – родители, держитесь, потому что в любой момент ребёнок может перевернуться и упасть с кровати. В этот момент за ним нужен глаз да глаз, и самый лучший вариант – в пять месяцев переселить его на пол, где он будет «жить» до того момента, пока не научится ходить.
– Поговорим о градациях: два-три месяца, пять и так далее… В различных источниках встречаются нормативы, которые должен, образно говоря, сдать ребёнок: в этом возрасте он уже поднимает голову, здесь включает ноги, стоит у опоры. Насколько критичны эти нормативы?
– Действительно, мы всё пытаемся привязать к нормативам. Я очень понимаю родителей, которые сравнивают своего ребёнка с другими детьми: вот ему уже восемь месяцев, встаёт у опоры, а мы ещё только начинаем ползать…
– Да, сравнения неизбежны, но они сразу сеют опасения и тревогу…
– На самом деле разброс нормативов очень большой: кто-то из детей пойдёт в десять месяцев, а кто-то – в полтора года. Это будет их индивидуальной нормой. Мы должны понимать, что ребёнок в своем развитии проходит ряд стадий, которые нежелательно нарушать. Опишу их несколькими словами.
Сначала ребёнок начинает ползать по-пластунски, при этом кто-то ползает «раненым партизаном» – толкается одной ножкой, а другая ножка как бы тащится за ним. Следующий этап развития – «четвереньки». Иногда говорят, что ребёнок в шесть месяцев должен сидеть. Это не совсем верно, потому что сидение – это всегда осевая нагрузка на позвоночник, а позвоночник в вертикальной позиции – крайне нестабильная конструкция: множество позвонков, которые стоят друг на друге. Для того чтобы они стояли устойчиво, нужно сформировать правильно работающий крепкий мышечный корсет. Именно этим и занимается ребёнок, когда начинает ползать на четвереньках.
Четвереньки – это прототип сидения. Когда ребёнок становится на четвереньки, его тазобедренные суставы, позвоночник занимают ту же самую позицию, как если бы ребёнок сидел, – но без осевой нагрузки. «Четверенькаясь», ребёнок тренирует, укрепляет свои мышцы области таза и поясницы и тем самым готовит свой позвоночник к вертикальной нагрузке.
И вот, когда ребёнок отползает, он начинает вставать у опоры и садиться. В идеале ребёнок должен садиться, ползая на четвереньках, через бок: поворачивается на бок, принимая позу русалки, потом садится.
Важно понимать, что когда ребёнок начинает вставать у опоры – это не означает, что он пошёл. Ходьба у опоры – это всё то же ползание на четвереньках, просто немножко меняется плоскость опоры. Очень важно не форсировать момент и не водить ребёнка за ручки, не торопить, чтобы пошёл. Обратите внимание: малыш у опоры постоянно поднимается на ножки и приседает – он отрабатывает навык контроля центра тяжести. Когда ребёнок начинает ходить сам и чувствует малейшую нестабильность, он сразу садится, плюхается на попу. Если мы начинаем водить малыша, мы начинаем толкать телегу впереди лошади: ребёнок ещё не отработал навык приседания при нестабильности, а мы уже помещаем его в условия этой нестабильности. Такие дети чаще могут падать на затылок или на лицо, потому что у них не сформировался должный навык.
На самом деле природа очень мудра. Вмешиваясь в природные механизмы, мы оказываем ребёнку медвежью услугу. Лучше довериться природе, поместить его в те условия, где он сможет максимально благоприятно развиваться, тогда у него будет больше шансов развить свои внутренние резервы так, как это заложено природой.
Золотое правило первого года жизни
– Говоря о своевременности и несвоевременности каких-либо нагрузок, очень часто можно слышать о так называемом присаживании. Это возраст порядка полугода, когда родителям хочется посадить ребёнка: он всегда «горизонтальный», а тут становится более интересный, вертикально ориентированный. Как понять эту грань между присаживанием и попыткой действительно его усадить, тем более что в этом возрасте дети нередко уже укрепляют пресс и подтягиваются сами вперёд, пытаясь занять как бы сидячие положение? Как не переусердствовать, но в то же время дать возможность почувствовать, что он может быть вертикальным, когда захочет?
– Есть золотое правило первого года жизни: всё, что ребёнок делает сам, – не мешаем, всё, что не делает, – не форсируем. Соответственно, если ребёнок сам не пытается сесть и не садится, не нужно его сажать в подушки, специальные приспособления. Если ребёнок не ходит, мы его не водим. Есть, конечно, детки, которые самостоятельно, через пресс, присаживаются в полгода, – это замечательно. Но если ребёнок нестабилен в положении сидя, его не нужно подпирать подушками. Дайте ему свободу: поселите его на пол, пусть он там «четверенькает», тренирует мышцы. Ребёнок сам почувствует, когда его таз будет стабильным, когда позвоночник будет способен держать вертикальную позицию, и он сам в это положение сядет.
Главный признак того, что ребёнок готов сесть, – это его самостоятельные, успешные попытки сесть хотя бы в позу русалки. Вот тогда уже без проблем можно усаживать в стульчик для кормления, сидячую коляску, держать на руках сидя.
– Следующий момент, связанный с развитием, – это полностью вертикальное положение на ногах. Насколько правильно, например, пытаться поставить ребёнка, придерживая за грудную клетку, дать ему возможность упереться ногами, чтобы почувствовал себя настоящим Homo sapiens?
– Этот момент возможен только тогда, когда ребёнок уже сам, ходя у опоры, начинает бросать ручки и пытается куда-то идти. Ставить ребёнка, как куколку, не нужно, пока он не отработал навык контроля центра тяжести – приседания и поднимания вдоль опоры. Соответственно, когда мы видим, что ребёнок уже бросает руки и куда-то мчится, но наше родительское сердце боится, чтобы он не упал и не ушибся, мы можем его контролировать руками за корпус.
Оградите ребёнка от девайсов
– Возвращаясь к базе ползания: что делать родителям, если время приближается к шести-семи месяцам, а ребёнок лежит, ползти у него не получается?
– Обычно ребёнок в пять-шесть месяцев уже должен ползать. Иногда встречаются детки, которые ввиду темперамента, слабого мышечного тонуса ленятся ползти. Как правило, в этом отчасти есть и вина родителей, которые мало выкладывают ребёнка на животик. Вот он лежит у них на спинке, и все довольны: ребёнок тихий, спокойный, не докучает, а положишь на животик – начинает капризничать. И вот это ловушка, в которую очень часто попадают родители. Поэтому ещё раз повторю: с первых дней жизни ребёнка выкладывайте на животик. Другого способа подстегнуть его к ползанию нет. Переселяем на пол, пусть ребёнок занимает активную позицию и ползает!
Ещё один момент – не злоупотребляйте нахождением ребёнка в средствах переноса. Если мама ежедневно носит бодрствующего ребёнка несколько часов в кенгуру или слинге – это время физического развития, украденное у ребёнка. И я бы рекомендовал оградить ребёнка от некоторых девайсов: прыгунков, ходунков. Всё, что не своевременно для ребёнка, вмешивается в его правильное, природой задуманное развитие, не будет для него благоприятно.
Очень часто родители уже к шести месяцам пытаются сажать ребёнка в ходунки. В первую очередь, родители это делают, чтобы освободить свои руки – я прекрасно их понимаю. Второй момент – иллюзия ускорения развития: кажется, что ребёнок быстрее пойдёт. Для того чтобы встать вертикально, нужно наклонить таз вперёд, получить поясничный изгиб, к этой позиции мышцы ещё не готовы, ребёнок ещё не «начетверенькался», а мы уже через класс перепрыгнули и сразу перевели ребёнка в старшую школу. Как следствие, поясница становится нестабильной, в итоге могут быть проблемы с осанкой, вальгусом. То же самое можно сказать и о прыгунках. Как правило, в них сажают детей, которые ещё не ходят. Да, они прыгают, им весело, но мышцы к этому не готовы: таз ещё не стабилен, нет поясничного изгиба и перехода таза в передний наклон. Ребёнок начинает прыгать в условиях неготовности его мышечного корсета к стабилизации позвоночника, что может иметь свои негативные влияния. Поэтому эти вещи, уважаемые родители, исключите из жизни своего ребёнка.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими
– Когда можно сказать, что первичное развитие ребёнка завершено?
– Отталкиваемся от рубежа, когда ребёнок начинает самостоятельно ходить. Этот этап начинается у кого-то в десять месяцев, у кого-то в полтора года. И это всё будет индивидуальной нормой ребёнка. Конечно, при этом мы должны обращать внимание на постановку стоп, на правильную позицию его таза. Если ребёнок не осмотрен неврологом и мы видим какие-то отклонения, обязательно покажитесь специалисту, поскольку наличие неврологических проблем также будет тормозить развитие ребёнка.
Но, пожалуйста, не сравнивайте своего ребёнка с другими. Самое опасное – ввязываться в гонку «кто быстрее развивается». Сравнивайте своего ребёнка с ним самим. Если за месяц он получил новые навыки, его тело стало более умелым, значит, всё идёт правильно. А если нет развития, тогда нужно задуматься – быть может, чего-то ему не хватает.
Попробуйте играть на пианино в варежках
– Вы у себя в соцсетях достаточно активно высказываетесь на тему плоскостопия и обуви. В чём ходить ребёнку и правильна ли вся обувь, которая сейчас предлагается?
– Без сомнения, стопа – это важный орган для ребёнка, который он должен изучить так же, как и любой другой орган. Вспомните, как ребёнок изучает свои ручки: сначала он даже не понимает, как погремушку взять в руку, потом он этому научится, будет её хватать, через некоторое время он сможет управлять рукой, поворачивать погремушку и рассматривать её, потом научится перекладывать погремушку из одной ручки в другую… На всё это нужно время.
Точно так же он будет изучать свои стопы. Очень часто многие специалисты рекомендуют носить с первых шагов обувь, и чем жёстче она фиксирует голеностопный сустав, тем якобы лучше. Но если подумать логически, ребёнок ещё понятия не имеет, что там у него внизу за орган, он только-только начинает с ним знакомиться, и если мы зафиксируем его обувью, как он сможет его изучить? Мозг воспримет этот орган как колодку, которую просто нужно переставлять.
Стопа – это тонко функционирующий орган с огромным количеством рецепторов. Она должна подстраиваться под любые изменения поверхности, амортизировать, адаптироваться к каждому шагу, подниматься на носочки, приземляться – то есть выполнять большое количество функций. Для того чтобы всё это изучить, стопа должна чувствовать.
Родители, попробуйте учиться играть на пианино в варежках, и вы поймёте, что такое учиться ходить в обуви. Поэтому, когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, лучшая одежда для его ножек – леггинсы для защиты коленок, но стопа пусть будет голая. Чем лучше ребёнок чувствует свою стопу, тем более полноценно и быстро он её изучит. Чем раньше включатся природные механизмы управления стопой, тем она будет более умелой и меньше проблем будет с ножками.
Конечно, существуют тяжелые врождённые патологии – например, вертикальный таран, косолапость. Это уже область ортопеда, вот почему так важно, чтобы специалист в первые месяцы жизни ребёнка посмотрел стопы на предмет наличия тяжёлой врождённой патологии. Если такой патологии нет, дайте развиваться функции.
Я всегда говорю две фразы, которые нужно запомнить всем родителям: даже неидеальная анатомия может обеспечить хорошую функцию, но, с другой стороны, даже идеальная анатомия не гарантирует хорошую функцию. Изначально анатомия заложена в наших генах, но хорошую функцию нужно заслужить: ребёнок должен чувствовать свою стопу, пользоваться ею правильно и в правильных условиях – это ключевые моменты. Поэтому первые шаги – только босиком. Обувь – это одежда для стопы, которая позволяет защитить её от негативных факторов окружающей среды, она не является необходимым атрибутом правильного развития стопы и не должна мешать ей развиваться. Если обувь представляет из себя внешний фиксатор, пусть даже с названием «профилактический», что же будет с мышцами, которые должны держать свод стопы, фиксировать голеностопный сустав? Очевидно, что они будут бездействовать, а то, что бездействует, начинает атрофироваться. Поэтому ортопедическая обувь – это обувь лечебная, назначается строго по показаниям.
– Любить, но не навредить своей любовью и не заковать ребёнка в кандалы заботы…
– Совершенно верно! Иногда наши действия могут иметь обратный эффект. Делаем с одной целью – как лучше, а получается… Я всегда в своей работе и жизни придерживаюсь идеи, что природа очень мудра. Иногда ей нужно просто не мешать.
Максим КРАЙНОВ, Мария ОБРАЗЦОВА