От бэушной шины до безопасного покрытия на детской площадке
Среда обитания

От бэушной шины до безопасного покрытия на детской площадке

5 июня 2021 года в 11:01

Сегодня, 5 июня, отмечается Всемирный день окружающей среды, провозглашенный Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году с целью напомнить жителям планеты о том, что состояние окружающей среды – один из важнейших факторов, влияющих на жизнь каждого из нас. С 1974 года празднование этой даты посвящается отдельному направлению, которое становится и темой года. В 2021 году ей выбрано восстановление экосистем.

Накануне праздника корреспондент Smolgazeta.ru побывала в Вязьме – на предприятии, деятельность которого оказывает на восстановление природы Смоленщины самое прямое влияние. ООО «КСТ-Экология» уже более 20 лет специализируется на утилизации и переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий (РТИ), пришедших в негодность. Более 8000 тонн отходов в год обретают здесь новую жизнь, становясь сначала резиновой крошкой, а затем – покрытиями, которые используются и на детских игровых площадках, и на искусственных футбольных полях.

О том, как это происходит, рассказал генеральный директор предприятия Андрей Щерба.

Доставка и подготовка

Как и на большинстве заводов, все начинается с сырья. В нашем случае – это старые, как говорят, «отработанные» шины, которые на предприятие попадают несколькими путями. Во-первых, это пункты приема шин и отходов РТИ, открытые непосредственно на заводе в Вязьме (ул. Строителей, д. 1) и Смоленске – здесь сдать старые шины можно по адресу ул. Таборная гора, д. 3. Во-вторых, «КСТ-Экология» готово своими силами вывезти скопившиеся шины – правда, в данном случае, речь идет об объемах не менее 10 тонн.

Попав на предприятие, машина с отходами проходит взвешивание до и после разгрузки – это позволяет установить вес доставленных на утилизацию шин. К слову, ежедневно на завод приезжает до 8 машин вместимостью около 10 тонн. Шины сортируются, а также очищаются, рассказал Андрей Щерба:

«Бывает, что и мусор внутри лежит, и камешки стараемся из протектора вытаскивать, чтобы меньше нагружалось».

Экологически чистое производство

Следующий этап – подача старых шин на технологическую линию, где они измельчаются, в итоге превращаясь в частицы размером до 5 мм. Эта крошка, которую на заводе в шутку называют «черной икрой», является сырьем уже для других предприятий, производящих, например, резиновые покрытия для детских и спортивных площадок. Крошка, кроме того, используется и в изготовлении гидроизоляции, и при строительстве дорог, и при благоустройстве дворовых территорий. Здесь же ее фасуют в мешки, в которых она и дожидается своей отправки на другие предприятия.

Стоит отметить и тот факт, что забота об экологии на заводе продолжается и непосредственно при утилизации шин.

«Производство максимально экологически чистое: здесь применяется только механическое дробление, в процессе которого в атмосферу не выделяется абсолютно ничего вредного, и это самый важный момент», – подчеркивает гендиректор предприятия. Сохранность окружающей среды, дополним, обеспечивается и современным оборудованием, и полной переработкой всей шины.

Сложности поиска и сбора

Собственно переработка отходов РТИ, включая и шины, занимает не так много времени по сравнению с поисками этого сырья. Этот вопрос достаточно сложный, а потому Андрей Щерба регулярно возвращался к нему на протяжении всей экскурсии.

Согласно законодательству, автомобильные шины не должны попадать на обычные полигоны, где накапливаются отходы: они подлежат исключительно переработке. Однако здесь и возникают сложности, которые отчасти вызваны недостаточным законодательным регулированием – в части создания специализированных площадок накопления, а отчасти – привычкой людей устраивать свалки в любом относительно удобном с их точки зрения месте. И эту проблему – несанкционированные свалки – на заводе считают самой большой.

«Мы ищем свалки и вывозим шины оттуда, мы самостоятельно ищем отходообразователей, предлагаем им работать с нами, – рассказывает Андрей Щерба. – Мы выдаем необходимые документы, потому что по законодательству все отходообразователи обязаны предоставлять в Росприроднадзор отчет, что они сдали шины на утилизацию, а не выбросили».

Впрочем, говорит гендиректор, есть и сознательные люди, и сознательные предприятия, которые сами находят контакт с заводом.

Наша миссия – защита природы

«Нас можно назвать альтруистами, потому что мы думаем о будущих поколениях и о нас самих, потому что если мы не сделаем это сейчас, что будет дальше? Мы хотели бы призвать граждан уважительнее относиться к природе, ведь наше будущее – наша ответственность», – считает специалист «КСТ-Экология» по работе с госорганами и общественными организациями Анна Терещенкова.

За прошедшие 20 лет вклад предприятия в улучшение экологии Смоленщины значительно увеличился, дополняет Андрей Щерба: в конце 90-х годов завод начинал с утилизации всего лишь одной тысячи тонн шин и отходов резинотехнических изделий.

«Мы считаем, что наша миссия – деятельность в рамках национального проекта «Экология» по очистке нашей страны от отходов, по их переработке и утилизации», – говорит он, уточняя, что помимо всего сказанного, новая жизнь старых шин – новые рабочие места на других предприятиях, а также новые, безопасные игровые и спортивные площадки.

***

Помимо Всемирного дня окружающей среды, 5 июня в России отмечается День эколога. Коллектив Smolgazeta.ru поздравляет с праздником всех, для кого защита природы и охрана окружающей среды – не только профессия, но и смысл всей жизни!

Ксения ВАСИЛЬЕВА

Фото: Марина Викторова

Смоленская область присоединилась к акции «Чистые берега Евразии»
7 июня в Смоленской области будет тепло и дождливо