Среда обитания

«Отношение к труду – зеркало твоей совести»

20 января 2018 года в 14:05

Современные колонии это, конечно не ГУЛАГ времен Александр Солженицына или Варлама Шаламова. Условия содержания, да и сам контингент изменились разительно. Но есть одно обстоятельство, которое для поверхностного наблюдателя может объединить и ГУЛАГ, и современные лагеря – это труд заключенных. Однако общего здесь фактически ничего нет. Если в ГУЛАГе на заключенных смотрели, как на рабов, чей труд был подпоркой для неэффективной социалистической экономики, то сейчас все выглядит совершенно не так.

«Труд делает человека вольным»

Вот уже год, как в России используется новый вид уголовного наказания – принудительные работы, которые применяются к осужденным за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, а также к тем, кто впервые совершил тяжкие преступления, но ограниченные максимальным сроком наказания в пять лет.

По сути, принудительные работы можно сравнить с исправительными, только в последнем случае осужденный отбывает наказание по месту работы и проживает дома, а в случае с принудительными работами осужденного помещают для проживания в специальный центр, а место работы ему выбирает служба исполнения наказаний.

В Смоленской области такой центр создан при исправительной колонии № 1 в поселке Анохино.

- Основанная обязанность заключенных, содержащихся в центре, это трудится, - рассказывает начальник регионального управления ФСИН подполковник Алексей Баранов. – Они не имеют права отказаться от предложенного вида и места работы. Но при этом следует учитывать, что труд как таковой хотя и значится по приговору, как принудительный, не носит карательного характера, поскольку не связан с реальным лишением свободы и оплачивается на общих основаниях.

Как всякому работнику в обычной гражданской жизни, пребывающему в исправительном центре (если у него нет серьезных взысканий) после отработанных шести месяцев предоставляется восемнадцатидневный отпуск, который он может провести вне стен центра. Правда, в силу того, что четыре раза в месяц ему необходимо лично отмечаться, то передвижение и проживание осужденного ограничено границами муниципального образования, где расположен центр. В данном случае Сафоновского района.

Трудоустройство в условиях капитализма вещь не простая, а если еще за человеком тянется шлейф из нарушений закона, то, кажется, что вопрос вообще не разрешим.

Но, как это ни парадоксально, сами работодатели заинтересованы в привлечение на свои предприятия осужденных. Во-первых, государство таким предприятиям предоставляет определенные налоговые льготы. А второй положительный для работодателей аспект выяснился уже в ходе реализации на практике принудительных работ. Как правило, осужденные к таким работам выполняют обязанности грузчиков или подсобных рабочих. В обычной жизни на выполнение таких работ устраиваются, если и не совсем уже деклассированные элементы, то люди с весьма низким уровнем ответственности. Для них в порядке вещей прогулы, пьянство на работе или воровство. Максимум, что грозит такому нарушителю трудовой дисциплины – увольнение. Совсем другое дело – осужденные к принудительным работам. Для них нарушение трудовой дисциплины может привести к ужесточению наказания.

Поэтому предприниматели, поняв, что помимо налоговых льгот они получают дисциплинированных работников, весьма охотно обращаются в Центр за трудовыми ресурсами.

«Дорога к дому через труд»

Колония-поселение № 5 в Десногорске была создана специальным Постановлением Правительства СССР в 1982 году. Тогда же прибыли и первые осужденные. Именно для строительства атомной станции.

- Осужденные работали в три смены, и никаких проблем с трудоустройством не было, - рассказывает начальник колонии полковник внутренней службы Александр Филимоненков.

Может показаться странным, но в Десногорске, еще с тех, советских времен, об осужденных осталась хорошая память, поэтому к тем, кто отбывает наказание здесь сегодня отношение в городе весьма хорошее. Во всяком случае, никаких проблем с работой для жителей исправительного учреждения нет.

- Колония здесь с 1982 года, и кто такие осужденные, и как они трудятся, все прекрасно знают, - поясняет Александр Филимоненков. – Наоборот, не редко приходится слышать от местных работодателей примерно одну и ту же историю: взял тут одних на работу, две недели отработали, аванс получили и исчезли, наверное, загуляли. А ваши всегда на работе, никаких проблем. Так что труд осужденных здесь ценят. В Десногорске все прекрасно знают, кто такие осужденные и как они работают.

Работы, выполняемые осужденным, относятся к разряду неквалифицированных. В основном это столяры и уборщики в школах, детских садах, на рынке, в службе по благоустройству Десногорска.

Есть в колонии и собственное швейное производство, а также подсобное хозяйство, где разводят быков, домашнюю птицу, кроликов, выращивают овощи. Вся продукция идет для системы исправительных учреждений Смоленской области.

- У нас заработная плата – одна из самых высоких среди исправительных учреждений региона, - не без гордости сообщает Александр Филимоненков. – пятьсот с небольшим рублей на один отработанный человекодень.

Кстати, на всех осужденных в колонии-поселении распространяется действие трудового законодательства – пятидневная рабочая неделя, два выходных и отпуск, с заработной платы даже производятся все обязательные отчисления в страховые фонды, в том числе и в пенсионный.

Правда, что касается отпуска, который всего две недели, и выходных, проводить их приходится на территории колонии, ни в город, ни в гости к родным осужденных не отпускают. Зато свидания, если не в рабочее время, то без ограничений.

Вообще тяга осужденных к труду обусловлена не только режимом содержания в колонии-поселении, когда каждый сюда попавший уже по одному этому обязан трудиться. Как правило, у всех осужденных есть иски за причинение материального вреда или нанесения тяжкого вреда здоровью в результате ДТП или другого неосторожного действия.

- Со своей заработной платы они отчисляют до двадцати процентов в возмещение причиненного ущерба, - рассказывает начальник колонии.

Помимо обязательного платежа можно перечислять и дополнительные суммы с заработной платы или при помощи родственников в счет досрочного погашения иска.

- Это учитывается при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении, - поясняет Александр Филимоненков. А когда идет досрочное погашение – это только «в плюс» осужденному. Все хотят домой вот и стараются, чтобы быстрее выплатить сумму ущерба.

«Добросовестный труд – лицо человека»

Исправительная колония № 6 принципиально отличается и от принудительных работ, и от колонии-поселения. Здесь сидят, так называемые, преступники-рецидивисты. Причем рецидивист – это не фигура речи, обозначающая неоднократные судимости, а вполне конкретный юридический термин.

- У нас содержатся те, кто уже отбывал наказания в местах лишения свободы. Они и есть в основном рецидивисты: люди, которые после освобождения при не снятой и непогашенной судимости, снова совершают преступления, - рассказывает начальник колонии подполковник внутренней службы Юрий Владимирович Рыбников.

В Рославльской колонии чаще всего сидят за тяжкие преступления против личности – причинение тяжкого вреда здоровью, убийства, разбойные нападения, грабежи, мошенничества в особо крупных размерах.

Есть даже такие осужденные, которые сидят еще с 1998-1999 годов. Их примерно с десяток – этого наследия «лихих 90-х». Они осуждены за убийства двух и более человек.

Сама колония в Рославле была создана в мае 1960 года, а уже в 1963 году здесь организовано производство металлоплетенок, переданное сюда с Московского завода «Металлорукав».

Даже для особо опасных, неоднократно совершавших уголовно наказуемые деяния преступников никто не отменял обязанности трудиться. Для этого в шестой колонии созданы определенные условия.

Основным видом производство, как и в начале 60-х годов, по-прежнему, остается выпуск металлической плетенки (говоря по-простому кабелей для электропроводки). Но, как рассказал начальник колонии Юрий Рыбников, есть еще швейное производство и участок по распиловке леса.

Часть осужденные задействована в жилой зоне – на работах в столовой, банно-прачечном комбинате, а также работают сантехниками, автослесарями.

Где заключенный не трудился – на производстве или по обеспечению жизнедеятельности колонии – он в обязательном порядке получает заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда. Причем с полученной зарплаты идут все отчисления в пенсионный фонд и соцстрах. Кстати, работающим заключенным засчитывается и трудовой стаж.

- Наши бывшие подопечные бывает, что выйдя на волю теряют документы, в том числе и те, которые рассказывают об их трудовой деятельности, - рассказывает Юрий Рыбников, - И нам часто приходят письма с просьбой подтвердить трудовой стаж. И мы такие справки предоставляем. А был и такой случай, к нам прибыл осужденный, который для получения пенсии не хватало года трудового стажа. Он обратился к руководству колонии с просьбой о трудоустройстве, и мы ему с этим помогли.

Но помимо материального стимула в виде заработной платы у осужденных есть еще и моральный стимул к труду – они могут быть переведены в отряд с облегченными условиями содержания. Помимо этого они получают право на большее количество посылок, передач и свиданий с родственниками.

Фото: Алексей ГУСИНСКИЙ

Алексей ГУСИНСКИЙ

Смолянские полицейские задержали сибиряка, скрывавшегося от наказания за «пьяную» езде
В воскресенье в Смоленской области снова будет холодно и снежно

Другие новости по теме