Скверы будущего. Каким станет современный Смоленск в руках местных дизайнеров?
Реализованный проект сквера на улице Коммунистической произвел резонанс в обществе. Часть жителей областного центра восприняли модерновый дизайн «с оглядкой на Европу» в штыки, часть поддержала замысел молодых дизайнеров, рискнувших сделать «не как в совке». Однако даже сами авторы концепции результатом не вполне довольны. Что не так с новым сквером, и какова судьба двух других – на улицах Ногина и Ударников?
Ни «совка», ни «бархатцев»
Дизайном всех трёх скверов, которые власти решили благоустроить в рамках партийной программы «Единой России» «Городская среда», занялась группа инициативных смолян «Среда по четвергам». К слову, именно они в сентябре, ко Дню города, установили светящийся дом в Лопатинском саду, символизирующий любовь к родным пенатам. И дом, и проекты скверов дизайнеры выполнили на безвозмездной основе, согласно собственному видению. И дом, и проекты скверов на общественное обсуждение не выносились, если не считать внутренних собраний «Среды по четвергам», а потому собрали немало критических откликов от смолян, активистов социальных сетей и обычных прохожих. «Такое нужно согласовывать с жителями…», кто робко, а кто возмущённо высказывал ещё тогда, 25 сентября (в последствие инсталляцию дома убрали).
Взявшись за проекты скверов, дизайнеры не сомневались, что единогласия среди представителей общественности не будет, что минималистичные, но смелые идеи не найдут позитивного отклика среди очень многих смолян, привыкших к вполне определенному архитектурному стилю, не готовых к переменам. Так и вышло – символизм и минимализм XXI века любителям сталинского барокко и советского рационализма пришёлся не по душе. А вот «бунтующая юность», смоленская молодежь, напротив, с энтузиазмом восприняла новаторские замыслы.
– Сквер на Коммунистической мы хотели превратить в площадку для ярмарок, фестивалей, городских мероприятий, которые бы собирали много жителей со всех районов Смоленска, – рассказал «Смоленской газете» дизайнер Павел Бобовников. – Был определённый бюджет, нам нужно было в него уложиться, при этом сохраняя авторскую концепцию. Именно поэтому мы выбрали железо как основной материал. Железо лучше всех прочих материалов отвечает соотношению «цена-качество»: стоит недорого, не разрушается, работать с ним легко. Приобретённая ржавчина, на наш взгляд, не критична, а, напротив, имеет красивый терракотовый оттенок, вписывающийся в общую картину.
Ржавчина – не признак упадка, а популярное архитектурное решение в мире, в частности, в европейских странах. По словам Павла, благоустройство ещё не закончилось, напротив, сделать предстоит одну из важнейших по задумке вещей – высадить растения, которые будут озеленять и дополнять общий вид сквера. Кстати, Бобовников, как выяснилось, знаменитые смоленские бархатцы не любит. «Бабушкиного палисадника», говорит он, на Коммунистической быть не должно – только красивые клумбы и деревья, посадить которые при сегодняшних погодных условиях невозможно. Ждём весны…
Павел не скрывает, что целевая аудитория скверов, скорее, будущие поколения, и дизайн создавался с оглядкой на них. Хотя, конечно, уютно и комфортно должно быть всем. Авторы надеются, что, когда снег сойдёт, растают сердца и более взрослых, пожилых смолян.
Играют на эмоциях
Павел рассказывает, что изначально в сквере на Ногина чиновники планировали поставить отлитого из бетона солдата, однако дизайнеры выступили против этой идеи. «Центр города должен быть красивым», посчитали они, и решили создать собственную концепцию, балансирующую между эстетикой, патриотизмом и данью историческому наследию. И это – не бетонный солдат. Качественные скульптуры дОроги, в смоленском бюджете столько бы не нашлось, говорит Бобовников, а делать абы как и из абы чего не хотелось...
Именно поэтому в ход опять пустили металл, на сей раз искорёженный. Кривые листы железа, за которыми открывается красивая панорама Смоленска, символизируют боль, страх и ужас войны, пережив которые наши предки наконец увидели светлое будущее для себя и потомков. Аллегорическая композиция должна вызывать чистые эмоции.
– Это очень красивое место само по себе, поэтому мы сделали акцент на смотровой площадке. Летом там можно будет сидеть на скамейке и наблюдать за движением города, – делится Павел.
Третий сквер – на улице Ударников – также представляет собой уютное, наполненное зеленью в летнее время, место, где можно отдохнуть на лавках, подышать чистым воздухом, а ещё – посмотреть на арт-объект, шар из стали. Инсталляция будет венчать общую картину, согласно дизайн-проекту. На момент подготовки номера, шар ещё не установили.
Автор концепции Наталья Усова рассказала, в чем заключалась основная сложность реализации, а также, почему объект не сдали в срок (критики уже сделали акцент на этом недочёте):
– Сжатые сроки на подготовку проекта и проектной документации, сроки выполнения строительных работ, а также время года. Из-за этого мы были вынуждены соглашаться на компромиссы, чтобы подрядчик успел сдать объект до морозов. Испытывали трудности при выборе и заказе малых архитектурных форм и самого арт-объекта, его установят в последнюю очередь.
Наталья отмечает, что уже сейчас, несмотря на неполноценность картинки из-за отсутствия зелени и газона, можно «почувствовать разницу».
Карт-бланш
Павел добавляет: сложно контролировать ход работы, если ты не являешься заказчиком. Заказчик – городская власть, и именно она выбирала подрядчиков, согласно закону, по конкурсу. Руководить подрядчиком дизайнеры права не имели, а значит, не могли вмешиваться в каждый его шаг, в том числе финансовый.
– Подрядчик сам распоряжается вверенным бюджетом, может закупить то, что считает нужным, – говорит Павел. – Допустим, я бы не принял это решение, но мы не имели возможности давать распоряжения строителям. К администрации претензий никаких нет и быть не могло, они выбирали тех, кто предложил наименьшую цену за свои услуги. Напротив, хочу отдать должное, ход работы контролировали чётко, на площадке постоянно ходили люди с фотоаппаратами, фиксирующие происходящее. Но… из дешёвого сложно сделать что-то поистине классное. Пока строители ищут наиболее доступные материалы, подходят сроки, и приходится соглашаться на то, что есть. Бюджет сильно ограничен, знают все. Это и стало основной трудностью в нашей общей работе.
По большому счёту, этот опыт для Смоленщины уникальный. Огромная команда – дизайнеры, проектировщики, администрация, коммунальщики, подрядчики, инженеры, городские службы – работали вместе, искали оптимальные решения и, без ложной скромности, создавали будущее. Чиновники дали художникам полный карт-бланш, не вмешивались в творческую составляющую всех трёх концептов, что само по себе – ново. Наталья Усова признает, что без недочётов не обошлось, их авторы приняли в расчёт и будут избегать в будущем.
Перемены к лучшему
Главе города Владимиру Соваренко обновленные скверы понравились.
– Считаю, концепции скверов актуальны, – поделился своим мнением глава. – Дизайнеры – профессионалы своего дела, они приложили максимум усилий, чтобы Смоленск стал ещё уютнее и красивее.
Соваренко поблагодарил авторов проектов. С ним согласна добрая половина жителей города – скверы из заброшенных стали современными, необычными, но приятными глазу.
– Мне нравится площадка возле «Спорттоваров», раньше она была ужасной, – говорит смолянка Ольга Петрова. – Сейчас здесь приятно находиться и мамочкам с детьми, и влюбленным парочкам, которые ждут концерта в Доме офицеров, и пенсионерам, и молодёжи. До реставрации это было полумаргинальное место, где каждый день кто-то выпивал, курил… Верю, что в скором времени сюда будут съезжаться ярмарки, желательно – местного производства, такие всегда привлекают туристов, оставляют приятное впечатление о городе.
– Мне нравится задумка сквера на Ногина, считаю, что обычный памятник смотрелся бы пресно, – говорит студент Алексей Крылов. – Вот увидите, пройдет полгода, зацветут растения, и все забудут, что осенью шли такие споры… Не нужно воспринимать перемены в штыки, они признак развития, они говорят о том, что Смоленск не стоит на месте.
Фото: Валерия НЕЛЮБОВА
Валерия НЕЛЮБОВА