Статьи

Слово о матери

22 апреля 2016 года в 14:43
Анну Тимофеевну Гагарину вспоминает односельчанка

Женская фигурка на скамейке у дома застыла в вечном ожидании. Пёс Тобик замер у ног хозяйки, стараясь даже случайным движением не отвлечь её внимания. Анна Тимофеевна Гагарина ждёт сына. Того самого, что смог однажды, преодолев земное притяжение, вырваться к звёздам. Того, кто, несмотря ни на какие высокие звания и регалии, останется для матери её мальчиком, пережив которого, она скажет своё слово о нём. Живое слово любви и нежности с привкусом тоски и боли от невосполнимости страшной потери…

Памятник Анне Тимофеевне, что стоит у деревянного домика с одной из экспозиций мемориального музея, подарил гагаринцам президент Якутии Михаил Николаев в год сорокалетия первого полёта человека в космос. И эта скульптура давно стала символом всех матерей, ждущих своих повзрослевших мальчишек.


Сплетенье судеб


Анну Тимофеевну в Гагарине помнят многие. В небольших городках практически каждый друг другу если не родственник, то сосед или знакомый, и судьбы людские и семейные переплетаются самым причудливым образом.

Валентина КИРИЕНКОВА родом из Клушина. Её родители жили с Гагариными на одной улице – дома стояли практически напротив. Естественно, общались. Естественно, по-соседски заглядывали друг к другу в гости.

– Когда моя бабушка выходила замуж, Анна Тимофеевна уже жила в Клушине с мужем, – рассказывает Валентина Викторовна. – И я знаю, что Алексей Иванович сам запрягал какую-то коляску и ездил за моей бабушкой, чтобы привезти невесту к жениху. Причём я эту историю не только от своих родных слышала, но потом и в какой-то книге читала.

И даже когда Гагарины уехали из Клушина, связь с односельчанами не прервалась. И родители Валентины не раз поминали добрым словом соседку Анну Тимофеевну – женщину работящую и отзывчивую. Которая не только сама везде успевала: и в поле, и на ферме, и дома, – но и ещё готова была любому помочь.

Впрочем, ценность любых воспоминаний начинаешь понимать только с возрастом. Ни в детстве, ни в юности им особого значения не придаёшь.

– Я в 1961 году жила ещё в Клушине, – замечает Валентина Викторовна. – И Юрий Алексеевич приезжал в родное село практически сразу после полёта. Есть даже фотография, где рядом с ним стоит моя школьная подруга. А я вот совершенно не помню этого дня…

Первая встреча


Позже, уже в конце 60-х, родители Валентины собрались переезжать в город. Это она помнит хорошо:

– Тогда ведь не приветствовалось, чтобы молодые люди, а родителям было около сорока, покидали село. Считалось, что уходит рабочая сила. Но в Клушине была только восьмилетняя школа, а мне надо было уже в старшие классы идти, поэтому родители и обратились за помощью к бывшим соседям-односельчанам Анне Тимофеевне и Алексею Ивановичу. Те вопрос решили, и мы в 69-м году уже переехали в Гагарин.

В городе родители Валентины с Гагариными общались довольно близко. Не раз ходили к ним в гости – играли по вечерам в карты. А вот сама Валентина Викторовна хорошо узнала Анну Тимофеевну, только когда пришла работать в мемориальный музей её сына.

– Я тогда очень волновалась, – вспоминает Валентина Викторовна. – Была ведь совсем молоденькой и мало представления имела и о музейной работе вообще, и об обязанностях экскурсовода и научного сотрудника в частности. Но благодаря Анне Тимофеевне я тогда получила первый урок любви к своей профессии.

В самую первую встречу Гагарина подарила Валентине книгу своего сына «Дорога в космос». Рассказала о Юрии, живом, родном – таком, каким помнила его сама. Потом таких бесед будет множество – именно со слов матери Валентина Викторовна начнёт подробно изучать биографию великого земляка, чтобы потом рассказывать о ней многочисленным гостям музея.

Близкие люди


– Знаете, Анна Тимофеевна была таким необыкновенным человеком, который располагал к себе буквально с первого взгляда, – признаётся Валентина Кириенкова. – Достаточно было просто заглянуть ей в глаза, и уже создавалось впечатление, что рядом родной и очень близкий человек. Она всегда готова была на помощь прийти – и в музее, и просто по-человечески. Новую экспозицию делали – она всегда вместе с нами. И когда так получилось, что мне негде было жить, Анна Тимофеевна пустила нас к себе.

Валентина Викторовна с мужем и маленьким сынишкой прожила у Гагариных целый год:

– И это было совсем не так, как снимают комнату или живут на квартирах с хозяевами. Мы просто жили как у бабушки. Об оплате даже разговора не было. Наоборот, Анна Тимофеевна постоянно ещё старалась нас чем-нибудь угостить. И с сыном моим сидела, если мне куда-то надо было выйти. Хотя, казалось бы, человек уже в возрасте, и зачем ей мы с ребёнком – только лишние хлопоты. А она приняла нас как родных.

Впрочем, по мнению Валентины Викторовны, Гагарины давно стали ей родными. И жизнь и судьба этих людей, которые никогда не были ей кровными родственниками, принимаются ею близко к сердцу – и тех, кто жив, и тех, о ком теперь можно только вспоминать.

Предопределение


А ещё Валентина Кириенкова уверена, что самой судьбой было предопределено, чтобы именно представитель рода Гагариных стал первым космонавтом.

– Какие-то они все чуть-чуть особенные, – объясняет Валентина Викторовна. – Что-то в них самой природой заложено, какой-то стержень, что ли. Который не даёт сломаться в любой ситуации, помогает всё пережить и выдержать.

Да, если вдуматься, сколько испытаний выпало на долю той же Анны Тимофеевны! И послереволюционная разруха, и унижения оккупации, и расставание с детьми, угнанными в Германию… Похоронить двоих сыновей – такое вообще страшно представить! А ведь не просто выжила – не озлобилась, не очерствела, осталась открытой и сердечной, неравнодушной к чужим проблемам и бедам, готовой всех согреть солнечным светом своей материнской любви.
Или Зоя Алексеевна, которую в Германию угнали совсем девчонкой. И (опять же переплетение судеб) забрали их тогда вместе с Марией – сестрой матери Валентины Викторовны.

– Зоя Алексеевна часто эту мою тётку Марию вспоминала, – говорит Валентина Викторовна. – Всё приговаривала: «Надо же, какая дурочка! Чуть-чуть бы потерпела, у нас ведь потом всё получилось!» Они ведь и из плена бежали, и воевали, и домой вернулись после войны. А Мария ещё в районе Сычёвки отравилась – выпила уксусной кислоты. Не выдержала – наверное, послабее была…

После смерти


После гибели Юрия Алексеевича Анна Тимофеевна взяла на себя часть забот своего сына. Помогала землякам, которые обращались к ней за помощью. Отвечала на письма, которые почтальон ежедневно приносил ей пачками. И когда было принято решение создать мемориальный музей имени Ю.А. Гагарина, именно она сама отправилась собирать экспонаты для первой экспозиции.

В июне 1984 года Анна Тимофеевна Гагарина умерла. Валентина Викторовна очень болезненно переживала эту смерть, восприняв её как уход очень близкого человека:

– Я очень ей благодарна за всё. И всегда вспоминаю её с теплотой – как свою бабушку. И не могу согласиться, когда говорят, что она была обычной русской женщиной. Она была необыкновенной. И я уже неоднократно своим говорила и ещё повторюсь: только из их рода человек и должен был первым полететь в космос…

Справка «СГ»


Анна Тимофеевна Гагарина (в девичестве Матвеева) родилась 7 декабря 1903 года.

В конце XIX века её отец уехал из деревни в Петербург, где устроился работать на Путиловском заводе. Жила семья Матвеевых скромно, но отец считал, что дети обязательно должны получить образование. И Анна заканчивает три класса училища при Путиловском заводе.

Весной 1918 года Матвеевы вернулись на Смоленщину, в родное Шахматово, что недалеко от Гжатска. Однако отец проживёт на родине совсем недолго – умрёт от болезни уже осенью. А в 1922 году эпидемия тифа унесёт ещё две жизни из этой семьи: старшего брата Анны и матери.

К этому времени старшая сестра Мария уже работала в Гжатске в отделе народного образования. И Анна осталась на хозяйстве одна. С младшей сестрой и братом на руках. Позже в своей книге «Слово о сыне» она напишет: «Научилась делать всё: и пахать, и сеять, и лошадь запрягать, и с младшими управляться».

Выйдя замуж за Алексея Ивановича Гагарина из соседнего Клушина, Анна Тимофеевна родила троих сыновей и дочь. Третий ребёнок в семье и средний из сыновей Юрий станет первым космонавтом планеты.
Медаль за собственный взгляд на космическую тему
Владимир Джанибеков: дотянуться до звёзд

Другие новости по теме